Бах и уральские камнерезы — в одном ансамбле: в Свердловской области оригинально стартовал Баховский фестиваль

В этот раз тема фестиваля — так называемые баховские «коллекции по случаю»

В Свердловской государственной филармонии открылся XIII Музыкальный фестиваль Bach-fest. Концерты в Екатеринбурге и еще нескольких городах региона будут проходить на протяжении всего месяца. Презентация проекта (по традиции для этого фестиваля) состоялась в необычном месте — в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства, где под стать темам музыкальных коллекций Иоганна Себастьяна Баха сформировалась коллекция шедевров уральских мастеров.

Солисты оркестра старинной музыки Pratum Integrum привезли на презентацию аутентичные инструменты эпохи барокко. Людмила Фраёнова показывает референс смычка того периода. Фото: Борис Ярков

История Bach-fest началась в 2011 году, с тех пор ни один март для любителей классической музыки не обходится без произведений великого композитора. Организаторы всегда стараются сделать событие максимально интересным, представить творчество Баха в необычном ракурсе.

— До фестиваля в Екатеринбурге не было традиции исполнения музыки барокко, разве что редкие органные концерты. Мы решили это превратить в систему, — говорит арт-директор Bach-fest, органист, солист Свердловской филармонии Тарас Багинец. — Большое количество произведений Баха прозвучали в рамках фестиваля впервые.

Солистка Pratum Integrum Ольга Ивушейкова привезла в Екатеринбург несколько видов аутентичных флейт, одна из них сделана из слоновой кости. Ольга рассказывает, что у Фридриха Великого в коллекции была даже флейта из янтаря. Фото: Борис Ярков

В этот раз тема фестиваля — так называемые баховские «коллекции по случаю»: в десяти концертах представлены шесть тематических сборников: «для семейного круга», «органиста-виртуоза», «церковная», «коллекция-экспромт», «иноземная коллекция» и даже «для начальства».

— Бах никогда не сочинял музыку «в стол», а создавал произведения, которые должны были исполняться здесь и сейчас. Исходя из тех ресурсов, которые были. В какой-то момент у него начали формироваться блоки произведений, — продолжает Тарас Багинец. — Вот пример церковной коллекции — переехав в Лейпциг, для служения в церкви Святого Фомы, первые пять лет Бах посвятил тому, что каждое воскресенье исполнял новую духовную кантату. В итоге он написал пять полногодичных циклов. Это титаническая работа — настоящий композиторский подвиг. Тем самым он сформировал коллекцию, которая до сих пор востребована церковью.

Арт директор фестиваля Тараса Багинец, солистка Pratum Integrum Ольга Ивушейкова и директор Музея истории камнерезного и ювелирного искусства Юлия Ильина. Фото: Борис Ярков

Что касается коллекции «для начальства» или власти, то на открытии Bach-fest как раз прозвучала кантата, написанная композитором к выборам нового состава магистрата в первый год жизни Баха в Лейпциге, а также «Музыкальное приношение», созданное на тему, данную Баху Фридрихом II, королем Пруссии. Тот слыл большим меломаном, играл на флейте и сам писал музыку. И как раз эта коллекция оказалась ближе всего к экспонатам Музея истории камнерезного и ювелирного искусства.

— Практически все работы в исторической экспозиции Екатеринбургской императорской гранильной фабрики можно отнести к теме «Подношение королю», ведь с середины XIX века фабрика работала в первую очередь на дворец. Часть этих произведений служили дипломатическими подарками в другие страны — Великобританию, Францию, Италию. Посылались крупные интерьерные вещи, такие как большие вазы из твердого камня — их можно наблюдать во дворцах Петербурга и в загородных резиденциях в Петергофе. А на нашей выставке представлена, например, печать командира Императорской гранильной фабрики. Все донесения, отправлявшиеся в кабинет Его Императорского Величества, заверялись этой печатью, — рассказывает директор музея Юлия Ильина.

QR-код, по которому можно узнать, как связаны «коллекции» Баха и произведения в экспозиции Музея истории камнерезного и ювелирного искусства. Фото: Борис Ярков

Очень любопытная параллель проведена и с «семейной коллекцией». В музее есть несколько произведений, созданных разными членами одной семьи. Так, в семье мастеров дети уже с трех лет учились разбирать разные видны камней, а в 7 лет — вставали к станку и могли делать своими руками несложные изделия. Что касается музыкальных «семейный коллекций», то это очень важная тема для Иоганна Себастяна — у него было много детей, которые, как известно, впоследствии стали прекрасными музыкантами.

— Вся семья Баха была очень музыкальной, — говорит солистка оркестра старинной музыки «Pratum Integrum» Людмила Фраёнова. — Я в концерте играю на скрипке и пою, и это в какой-то мере отражает то, как музицировали в эпоху барокко. Люди владели несколькими инструментами. Сам Бах играл на органе, клавесине, скрипке. Его супруга Анна Магдалена Бах была певицей, а в ее «Нотную тетрадь» писали произведения и сам Бах, и его сыновья.

Солист Pratum Integrum Александр Гулин демонстрирует старинный струнный смычковый музыкальный инструмент — виолу да гамба. Фото: Борис Ярков

Что касается ключевого дня фестиваля — 21 марта, то есть дня рождения композитора, на Bach-fest состоится органная дуэль между солисткой Концертного зала «Зарядье» Ладой Лабзиной и другой московской органисткой, несколько лет проработавшей в Германии, Натальей Ужви. «Леди органа» представят сочинения барочного гения и исполнят собственные импровизации на баховские темы.

Впервые концерты фестиваля пройдут в Муниципальных органных концертных залах Свердловской области, открытых в сентябре 2023 года. Жители Талицы, Первоуральска, Белоярского и Туринска услышат в исполнении Тараса Багинца «Хит-парад баховских шедевров» (10, 18, 29 и 30 марта).

Ранее «Областная газета» писала о том, что музыкальная школа ЗАТО Свободный отметила 60-летний юбилей.

Опубликовано в № 47 (9858) от 5 марта 2024 года.

«Фолк-перекресток»: Уральский центр народного искусства объединил в День народного единства жанры и регионы России

Буквально накануне, в первые дни ноября, Уральский центр народного искусства принимал на своей площадке Всероссийский фестиваль...

Премьера мюзикла «Василиса» состоялась в парке «Россия — моя история» в Екатеринбурге

В историческом парке «Россия — моя история» 4 ноября также прошли мероприятия, посвященные Дню народного единства. На площадке...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также