В Свердловской государственной филармонии открылся XIII Музыкальный фестиваль Bach-fest. Концерты в Екатеринбурге и еще нескольких городах региона будут проходить на протяжении всего месяца. Презентация проекта (по традиции для этого фестиваля) состоялась в необычном месте — в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства, где под стать темам музыкальных коллекций Иоганна Себастьяна Баха сформировалась коллекция шедевров уральских мастеров.
История Bach-fest началась в 2011 году, с тех пор ни один март для любителей классической музыки не обходится без произведений великого композитора. Организаторы всегда стараются сделать событие максимально интересным, представить творчество Баха в необычном ракурсе.
— До фестиваля в Екатеринбурге не было традиции исполнения музыки барокко, разве что редкие органные концерты. Мы решили это превратить в систему, — говорит арт-директор Bach-fest, органист, солист Свердловской филармонии Тарас Багинец. — Большое количество произведений Баха прозвучали в рамках фестиваля впервые.
В этот раз тема фестиваля — так называемые баховские «коллекции по случаю»: в десяти концертах представлены шесть тематических сборников: «для семейного круга», «органиста-виртуоза», «церковная», «коллекция-экспромт», «иноземная коллекция» и даже «для начальства».
— Бах никогда не сочинял музыку «в стол», а создавал произведения, которые должны были исполняться здесь и сейчас. Исходя из тех ресурсов, которые были. В какой-то момент у него начали формироваться блоки произведений, — продолжает Тарас Багинец. — Вот пример церковной коллекции — переехав в Лейпциг, для служения в церкви Святого Фомы, первые пять лет Бах посвятил тому, что каждое воскресенье исполнял новую духовную кантату. В итоге он написал пять полногодичных циклов. Это титаническая работа — настоящий композиторский подвиг. Тем самым он сформировал коллекцию, которая до сих пор востребована церковью.
Что касается коллекции «для начальства» или власти, то на открытии Bach-fest как раз прозвучала кантата, написанная композитором к выборам нового состава магистрата в первый год жизни Баха в Лейпциге, а также «Музыкальное приношение», созданное на тему, данную Баху Фридрихом II, королем Пруссии. Тот слыл большим меломаном, играл на флейте и сам писал музыку. И как раз эта коллекция оказалась ближе всего к экспонатам Музея истории камнерезного и ювелирного искусства.
— Практически все работы в исторической экспозиции Екатеринбургской императорской гранильной фабрики можно отнести к теме «Подношение королю», ведь с середины XIX века фабрика работала в первую очередь на дворец. Часть этих произведений служили дипломатическими подарками в другие страны — Великобританию, Францию, Италию. Посылались крупные интерьерные вещи, такие как большие вазы из твердого камня — их можно наблюдать во дворцах Петербурга и в загородных резиденциях в Петергофе. А на нашей выставке представлена, например, печать командира Императорской гранильной фабрики. Все донесения, отправлявшиеся в кабинет Его Императорского Величества, заверялись этой печатью, — рассказывает директор музея Юлия Ильина.
Очень любопытная параллель проведена и с «семейной коллекцией». В музее есть несколько произведений, созданных разными членами одной семьи. Так, в семье мастеров дети уже с трех лет учились разбирать разные видны камней, а в 7 лет — вставали к станку и могли делать своими руками несложные изделия. Что касается музыкальных «семейный коллекций», то это очень важная тема для Иоганна Себастяна — у него было много детей, которые, как известно, впоследствии стали прекрасными музыкантами.
— Вся семья Баха была очень музыкальной, — говорит солистка оркестра старинной музыки «Pratum Integrum» Людмила Фраёнова. — Я в концерте играю на скрипке и пою, и это в какой-то мере отражает то, как музицировали в эпоху барокко. Люди владели несколькими инструментами. Сам Бах играл на органе, клавесине, скрипке. Его супруга Анна Магдалена Бах была певицей, а в ее «Нотную тетрадь» писали произведения и сам Бах, и его сыновья.
Что касается ключевого дня фестиваля — 21 марта, то есть дня рождения композитора, на Bach-fest состоится органная дуэль между солисткой Концертного зала «Зарядье» Ладой Лабзиной и другой московской органисткой, несколько лет проработавшей в Германии, Натальей Ужви. «Леди органа» представят сочинения барочного гения и исполнят собственные импровизации на баховские темы.
Впервые концерты фестиваля пройдут в Муниципальных органных концертных залах Свердловской области, открытых в сентябре 2023 года. Жители Талицы, Первоуральска, Белоярского и Туринска услышат в исполнении Тараса Багинца «Хит-парад баховских шедевров» (10, 18, 29 и 30 марта).
Ранее «Областная газета» писала о том, что музыкальная школа ЗАТО Свободный отметила 60-летний юбилей.
Опубликовано в № 47 (9858) от 5 марта 2024 года.