«Аюшка», юбилей, драйв: в Екатеринбурге прошел концерт в честь 70-летия заслуженного артиста РФ Владимира Зыкина

На концерте прозвучали фрагменты фолк-рок-фантазии «Голоса веков», за которую руководитель он был удостоен премии губернатора

В Свердловской филармонии, привыкшей удивлять, вновь — неожиданный формат события. Состоялся «Юбилейный променад» в честь 70-летия заслуженного артиста РФ Владимира Зыкина, более 40 лет возглавлявшего «Аюшку». Но — без юбиляра. В 2021-м, в ковид, талантливый музыкант, композитор, руководитель ушел из жизни. Но его «Аюшка» решила «не пропускать юбилей».

В 1981 году, отказавшись от заманчивого поста руководителя оркестровой группы ансамбля «Красная звезда» в Магдебурге (Германия), Владимир Зыкин, заканчивавший тогда срочную службу в ансамбле песни и пляски УрВО, согласился возглавить «всего-то» ансамбль народных инструментов при Свердловской филармонии. «Всего-то» — потому что для многих «народное» не чета академическим жанрам. Для многих, но не Зыкина. Еще студентом Уральской консерватории он играл в ансамблях с нестандартным (для того времени) составом инструментов, делал самостоятельные инструментовки, чувствуя музыку в многообразии ее красок и оттенков. «Я понял, что в искусстве востребован синтез. Чистый жанр, конечно, неплохо. Но когда аутентичному фольклору придаешь современный облик, вплетая джаз, рок, эстраду, это хорошо воспринимается молодыми», — его слова.

А еще он был приверженцем синтетического исполнительства, когда музыкант умеет играть на нескольких инструментах. Сам, став руководителем ансамбля, играл помимо баяна и французского кнопочного аккордеона-синтезатора, на жалейках, блок-флейте, шумовых ударных. А в его «Аюшке», ставшей среди народных ансамблей одним из родоначальников стиля «кроссовер», появились со временем инструменты ныне редчайшие — жалейки, свирели, трещотки, флексатон, казу, коробочки, бубны, маракасы, кастаньеты… Последние — потому, что ансамбль не ограничивался русской народной музыкой. Знаменитое «Либерти-танго» Астора Пьяццоллы в исполнении уральской «Аюшки» стало хитом во многих странах. Талантливые аранжировки Владимира Зыкина и талантливое их исполнение группой «Аюшка» получило максимальный балл — 100 из 100 — на Международном конкурсе в Кастельфидардо (Италия). На конкурсе Астора Пьяццоллы за всю его историю уральский ансамбль стал первым и единственным победителем из России…

Что касается названия «Аюшка», то на Урале, кажется, все знают: ласковое уральское слово означает «мил-сердечный друг». Так Владимир Зыкин относился к своим зрителям, а их у «Аюшки» было и есть — полные залы, что подтвердил и юбилейный концерт. «Променад» со сменяющимися в руках музыкантов привычными и редкими народными инструментами. С яркой театральностью. С участием коллег по жанру, исполнивших русскую и зарубежную музыку в обработке Владимира Зыкина.

Когда человек уходит из жизни, с ним уходит, исчезает огромный мир. Часто — бесследно. В лучшем случае остается благодарная память. Мемориальный отзвук есть, сотворен руками уральцев и в отношении яркой судьбы Владимира Зыкина. В школе № 21 Екатеринбурга («Аюшка» много работала и работает со школами) создан музей, куда переданы афиши, костюмы, диски ансамбля. И, конечно, самого Владимира Зыкина. Но что впечатляет особенно — живо, не потерялось среди академических жанров его звонкоголосое народное искусство.

На концерте прозвучали фрагменты фолк-рок-фантазии «Голоса веков», за которую Владимир Зыкин удостоен был премии губернатора. Светлана Котова исполнила любимые «Одинокую гармонь» и «Старый клен» — в обработке В. Зыкина. Кто из зрителей не знал, что такое «кроссовер» в музыке — услышав «Шмелиное буги» Джека Финна с хулигански-лукавым финалом от «Аюшки», теперь имеет представление о стиле, сочетающем элементы академической и поп-музыки. Не менее заразительным был и «Разговор со счастьем» от солиста Алексея Петрова: после знаменитой фразы «Танцуют все!», имитирующей «яковлевскую» интонацию из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», в аккомпанементе зазвучал… «Танец с саблями»!

Все это — Русская музыкальная группа «Аюшка». Талант. Озорство. Сюрпризы. Четыре человека на сцене (в разные годы количество музыкантов менялось, но теперь это квартет) — и увлекающая непредсказуемость в каждом номере. Мультижанровость — кредо «Аюшки». Заодно группа ненавязчиво демонстрирует зрителю колоссальные возможности народных инструментов. В их исполнении можно почувствовать «Аромат танго», увидеть «Босса-нову в фиолетовых тонах» или… не удержаться-заплясать. Под «Барыню» или перестук деревянных ложек.

Истинным подарком зрителям стало выступление в «Юбилейном променаде» ансамбля ложкарей екатеринбургской школы № 17. Ложкари?! Мы уже забыли, что это такое. А тут вот они — родные, уральские. На филармонической сцене, возле органа (!), танцевать — ни-ни. Они и не перечили. Вышли чинно с табуреточками на авансцену, сели и — началось… В сущности, не вставая со своих табуреточек, они танцевали. Играло все — руки, ножки, синхронные повороты плеч. Ритм играющих ложек, в котором можно было расслышать и форте, и пиано. Вот вам и «деревянный стук». Не стук — мелодия!

… Вышла книга «От А до „Аюшки“. Изданы сценарии ансамбля (в концертах музыканты играют и рассказывают о музыке). Все это память о Владимире Зыкине. Но лучшее приношение его Таланту музыканта и организатора — не признающая возраста „Аюшка“ и юные ложкари на одной сцене.

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Свердловской области оригинально стартовал Баховский фестиваль.

Опубликовано в № 50 (9861) от 8 марта 2024 года.

В главном парке Екатеринбурга открыли лыжную базу с двухкилометровой трассой

С наступлением холодов в Екатеринбурге заработала лыжная база, расположенная за Летним театром в Центральном парке культуры и отдыха им. В. В. Маяковского....

Новая экологическая стратегия АО «Хромпик»: итоги первого года

Год назад после смены собственника в АО «Хромпик» стартовал масштабный инвестиционный проект по модернизации производственного комплекса. Он включает...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также