В Свердловской филармонии идет «Вузовская неделя». Заботящаяся о пополнении своей слушательской аудитории (иными словами — чтобы залы на концертах были полны), филармония уже давно и конструктивно работает с разными аудиториями: от детей до «серебряного возраста». Вузовские, студенческие недели — один из новых проектов.
— С 2021 года проект существует постоянно и интенсивно, — рассказывает руководитель департамента просветительских и образовательных программ Александра Шакирьянова. — В апреле, как правило — и так насыщенном концертами, традиционно и проходит вузовская неделя. Программа составляется по принципу плейлистов: музыкальные произведения объединены какой-то идеей или темой. В разное время это была русская музыка, отдельно — сочинения Сергея Рахманинова, танцевальная музыка. Нынче знакомим студентов с музыкой путешествий. Это сочинения, созданные в предвкушении поездки или под впечатлениями от нее, либо — как память о путешествии. Музыка разных стран, авторов, стилей, жанров…
Составление тематических программ — всегда любопытная история. Почему, по какому принципу в проект включается то или иное произведение? С «музыкальными путешествиями» все было не случайно. Организаторы взяли за основу исследование, главный вопрос которого — что слушают россияне во время путешествий? В опросе участвовало более 100 тысяч россиян, и как выяснилось: 36 процентов из них предпочитают классику — «она действует успокаивающе и восстанавливает душевное равновесие». Но что конкретно из классики? И тут составился рейтинг, первым номером в котором оказалось знаменитое «Утро» из сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт».
— Особенность классической музыки — гармония. В композициях, которые включены в «вузовскую программу», — романтические, чувственные идеи, — говорит главный дирижер Уральского молодежного симфонического оркестра Дмитрий Филатов. — Это и зарубежная музыка — тот же «Пер Гюнт» Грига, и музыка российская — например, «Прогулка на автомобиле» Эдуарда Артемьева из кинофильма «Раба любви». Это и Мендельсон, Римский-Корсаков, Свиридов, Глазунов. Словом, музыка разнохарактерная…
На этой вузовской неделе состоятся семь концертов, в которых участвуют сразу два оркестра филармонии под управлением двух дирижеров (еще Уральский академический филармонический, дирижер Алексей Доркин). Ежедневно им приходится играть не по разу, чтобы охватить пятитысячную студенческую аудиторию. Кстати, студенты активно участвуют в вузовской неделе. И не только в качестве слушателей.
— В Уральском молодежном симфоническом оркестре на вузовской неделе играют студенты колледжей искусств Екатеринбурга и области, — комментирует Дмитрий Филатов. — Они прошли стажировку, с ними позанимались концертмейстеры оркестра, и сейчас для них — выход на большую публику. Мне кажется, такое сотрудничество — важная и интересная идея. Через несколько лет ребята уже специалистами придут к нам или в другие оркестры. И им важно понимать задачи оркестрового музицирования, особенности филармонических залов. Очень рад, что мы нашли общий язык…
Вузовская неделя музыки — концерты в филармонии, но и творческие встречи в самих вузах. С дирижерами, музыкантами-мастерами. А музыкантами начинающими? Вот где общий язык, предположила «ОГ», может быть найден особенно легко и быстро.
— Да, во встречах участвуют и стажеры наших оркестров, — подтверждает Александра Шакирьянова. — Они, действительно, разговаривают со своими слушателями на одном языке. Происходит своеобразный энергообмен. Молодые — молодым. Стажеры-оркестранты рассказывают, как пришли в профессию, о ступенях мастерства, об игре на инструменте, как создаются музыкальные программы. Нам, профессионалам, это кажется само собой разумеющимся. А студентам интересно. Причем, замечено: они проявляют интерес, задают вопросы в зависимости от собственной профессии. У гуманитариев УрФУ это одни вопросы, у студентов-юристов — совсем другие. В любом случае мы мотивируем на слушание музыки, поиск «своих» композиторов, произведений. Знаете, когда мы провели исследование аудитории вузовских недель, оказалось — 89 процентов молодых впервые услышали музыку в живом исполнении. А не ходили до этого в филармонию в том числе и потому, что не знали принятых здесь правил — в чем прийти, когда аплодировать, а когда аплодировать не стоит… «Барьер неведения» снимают специально издающиеся к вузовской неделе буклеты в формате квиза: что такое филармония, ее история, как найти место в зале…
Невозможно было не спросить: если известна цифра впервые пришедших в филармонию студентов, известно ли — насколько изменилась она с практикой вузовских недель? По признанию организаторов, они и работают для того, чтобы вузовские недели стали точкой первого соприкосновения молодежи с классической музыкой в филармонии. Чтобы потом они возвращались в концертный зал. Иллюзий не испытывают. Понимают: проект долгосрочный, на перспективу. Но уже есть хорошая статистика: после вузовских недель — резкий подъем покупок концертов по Пушкинской карте.
В 2023 году «Вузовские недели» Свердловской филармонии были представлены на Форуме объединенных культур в Санкт-Петербурге, получили Большую оркестровую премию «440 ГЕРЦ». Но «борьба за слушателя», его интерес идет с каждой новой неделей, каждым концертом. В эти дни, в преддверии сессии и последующих каникул, филармония старается убедить студентов, что путешествовать — не утомительно, а упоительно. Тем более, когда с музыкой.
Ранее «Областная газета» писала о том, что новый цифровой орган Свердловской филармонии отправился в тур по региону.
Опубликовано в №90 (9901) от 25 апреля 2024 года.