Реки дождя VS Реки музыки: как слушатели «Безумных дней» на Среднем Урале доказали свою преданность искусству

За четыре дня марафон посетило 45 тыс. зрителей

В Екатеринбурге и Первоуральске за четыре дня состоялись 120 концертов IX Международного музыкального фестиваля «Безумные дни». Артистам и слушателям не помешала даже раскапризничавшаяся уральская погода: кажется, субботним днем и вечером по центральным улицам передвигались от зала к залу только гости фестиваля. Оно и понятно, пропустить выступления первоклассных исполнителей было просто нельзя. А наградой тем, кто не испугался ни ветра, ни ливня, стала невероятная атмосфера и реки музыки.

«Реки музыки» — именно такая тема была у нынешних «Безумных дней», поскольку организаторы фестиваля предложили участникам обратиться к истокам музыкального искусства. За четыре дня гости марафона услышали и наследие Средневековья и барокко, и песни самых разных народов, и фольклорные мотивы. Каждый из 600 участников феста (8 оркестров, 13 ансамблей, 3 хора и более 50 солистов) представили свое понимание истоков музыки, и в каждом случае это было увлекательнейшее путешествие.

Например, некоторым слушателям посчастливилось «побывать» на Кубе: впервые в ­«Безумных днях» принял участие квартет «Philoritmica», созданный знаменитым перкуссионистом и мультиинструменталистом Йоелем Гонсалесом. Коллектив базируется на Кубе и в Санкт-Петербурге, в его репертуаре – коктейль из чувственного кубинского вокала и афро-­кубинских, испанских и латиноамериканских ритмов и мелодий.

— Мы уже приезжали несколько раз в Екатеринбург, но в «Безумных днях» участвуем впервые, — рассказывает «ОГ» Йоель Гонсалес. — Мы летели из Петербурга, прямо с фестиваля «Алые паруса», и надо сказать, у вас тут вполне питерская погода (смеется). Но ваша публика не испугалась, и это главное. Вообще, мы в восторге от этого фестиваля — здесь друг за другом можно послушать оперу, органный концерт, фолк и много чего еще! И при этом выступать приехали очень крутые ребята. Мы желаем, чтобы в следующем году «Безумные дни» у вас увеличились до целой недели, это было бы здорово!

В кадре участник ансамбля «Фыняф» Владимир Тирон — импровизатор, играющий на 30 инструментах, среди которых венгерские цимбалы (на фото), саксофон, най, кларнет, гитара, этнические духовые инструменты. Фото: предоставлено Свердловской филармонией

Кубинский коллектив не единственный, кому не хватило времени на музыкальное безумие. Пожалуй, впервые на этом фестивале мы увидели, как организаторы останавливают концерт, потому что артисты и публика не желали расставаться и требовали продолжения. Речь об ансамбле с не­обычным названием «Фыняф». Коллектив состоит из музыкантов-виртуозов, которые в обычное время выступают на академической сцене, но в качестве еще одной возможности для самовыражения собрались в единый ансамбль, специализирующийся на шедеврах мирового фольклора. Лидер коллектива — скрипачка Эллина Пак. Она и вела этот концерт, предворяя каждую следующую композицию небольшим рассказом о стране, об уникальных народных инструментах и произведениях.

— Наш табор отправляется в большое путешествие по 17 странам. Мы с вами заедем в Румынию, Болгарию, Ирландию, Финляндию, Германию…. — обещала Эллина Пак.

Спойлер — заехать во все 17 стран мы, конечно, не успели, но те, где побывали, запомним надолго. Мы услышали и молдавские лирически песни, и зажигательные бразильские мотивы, потанцевали под микст Паганини и нашего «Яблочка» (этот номер заслуживает отдельного внимания!). Когда Эллина объявила китайскую оперу, думаю, не все поверили, что это возможно. Пела сама скрипачка, музыканты организовали звучание традиционных китайских инструментов — как, секрет. Потому что на сцене не появилось ничего нового — в ход шли венгерские цимбалы и даже наши русские ложки, с которыми великолепно управлялась Мария Березовская.

В какой-то момент на сцену вышел представитель организаторов фестиваля, подсказав, что уже как полчаса концерт должен был закончиться. Но к радости публики Эллина Пак заявила, что без зажигательной сербской композиции зрителей она не отпустит. Вот за такие моменты свердловчане и любят «Безумные дни». Кстати, участники «Фыняф» тоже выступали на фестивале в Екатеринбурге впервые и поделились впечатлениями.

— Я не понаслышке знаю формат этого фестиваля, знаю Рене Мартена (основатель, продюсер «Безумных дней». — Прим. «ОГ»). Мы были на музыкальных марафонах в Нанте, Токио, Лиссабоне. И я удивлена, насколько точно в Екатеринбурге сохранили формат и дух фестиваля. Организаторы проделали безумный труд ради этих безумных дней! — отметила Эллина Пак.

В составе «Фыняф», а также в дуэте со знаментым пианистом Борисом Березовским выступил тубист Фёдор Шагов. Он тоже впервые присоединился к «Безумным дням», но Екатеринбург за последние два года стал для него практически родным.

— Я приезжал к вам как минимум 10 раз с мастер-классами в рамках образовательного центра Юрия Башмета, — рассказывает «ОГ» Фёдор Шагов. — А «Безумные дни» меня поразили, они совершенно отличаются от других фестивалей своим форматом — огромное количество концертов и нестандартные программы. На форумах в Москве и Санкт-Петербурге я не наблюдал такого количества участников. Хотелось, чтобы таких событий в нашей стране было больше.

Любопытно, что именно этот музыкант чаще всего назывался участниками фестиваля в ответе на вопрос: «Кого бы вы хотели послушать сами?».

— Мне очень приятно слышать это от коллег, тем более учитывая, что играю я не на самом популярном инструменте — тубе. А в нашей стране ее воспринимают исключительно как инструмент духового и симфонического оркестров, — говорит Фёдор. — Я ломаю стереотип, пропагандирую этот инструмент и доказываю своей игрой, что на тубе тоже можно виртуозно играть. В связи с этим хочу обратиться к руководителям фестиваля, чтобы они больше привлекали исполнителей на духовых инструментах, в том числе на деревянных — у них тоже интересный репертуар, который мог бы украсить «Безумные дни».

Фёдор Шагов — исполнитель на тубе, лауреат II премии Международного конкурса им. П. И. Чайковского (2019 г.). Гастролирует с ведущими оркестрами и такими дирижерами и солистами, как Валерий Гергиев, Теодор Курентзис, Юрий Башмет, Борис Березовский. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Для концерта с Борисом Березовским Фёдор Шагов выбрал три румынских танца, и в какой-то момент зрители увидели не музыкальный дуэт с маэстро Березовским, а настоящий танец Фёдора и тубы — так это было красиво.

Послушать Фёдора в том числе приехал отец Бориса Березовского — Вадим Абрамович. Мы уже писали, что пианист привез на фестиваль почти всю свою семью, а у Вадима Абрамовича история со Свердловском-Екатеринбургом только фестивалем и музыкой не ограничивается. Оказалось, что он был эвакуирован из Москвы на Урал в 1942 году и прожил в Свердловске три года. Мама — то есть бабушка Бориса Березовского — работала здесь на заводе, перевыполняла план, стирая в кровь руки. Это к вопросу об истоках, в данном случае истоках семьи одного из самых известных пианистов нашей страны.

Борис Березовский на фестивале «Безумные дни». Фото: Павел Ворожцов

Но вернемся к музыке и музыкальному марафону, который за эти четыре дня посетило 45 000 (!) зрителей. Любят ли так классику еще где-то в стране? Даже не знаем, но за лидерство точно готовы поспорить. А тем временем директор Свердловской филармонии Александр Колотурский уже пригласил всех на юбилейные X «Безумные дни», отметив, что программа уже практически готова.

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Свердловской области открывается фестиваль «Безумные дни».

Опубликовано в №141 (9952) от 1 июля 2024 года.

Новым генеральным директором «Россети Урал» стал Дмитрий Воденников

Назначен новый генеральный директор «Россети Урал» — им стал Дмитрий Воденников. Решение принято 21 ноября на заседании совета...

Свердловские студенты отправились в экспедицию, посвященную 80-летию освобождения Беларуси от нацистских захватчиков

12 студентов из разных городов Свердловской области отправились в Беларусь в экспедицию «Поклон вам русский до земли, герои-города». Поездку...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также