В Свердловской филармонии стартует первый фестиваль в рамках нового концертного сезона. Речь о Фестивале фортепианных дуэтов, который включает в себя четыре концерта, они пройдут с 19 по 22 октября. Одним из самых ярких моментов станет мировая премьера концерта с оригинальным названием, который вместе с Уральским академическим филармоническим оркестром исполнит французский дуэт — Людмила Берлинская и Артур Ансель.
Четыре дуэта — 12 рук
Идея о возрождении Фестиваля фортепианных дуэтов пришла в рамках подготовки к 90-летию Свердловской филармонии и Уральского филармонического оркестра. В течение предстоящего сезона коллектив вместе с гостями вспомнит знаковые музыкальные проекты, которыми всегда отличалась филармония.
— Международный фестиваль фортепианных дуэтов был фишкой Свердловской филармонии в 1990-х, затем была пауза и, готовясь к 80-летию учреждения, в 2015 году мы провели еще один такой фестиваль. И сейчас, в рамках приближающегося 90-летия филармонии, мы возвращаемся к традиции, — поделился первый заместитель директора Свердловской филармонии по творческому планированию Рустем Хасанов.
Он напомнил, что новый сезон посвящен роялю. С участием пианистов пройдет около 100 концертов как в Екатеринбурге, так и в муниципальных и региональных филармонических залах в других городах нашей области. Например, в рамках Фестиваля фортепианных дуэтов Краснотурьинске выступят Владислав Чепинога и Елена Эндебери. Также из Большого зала Свердловской филармонии будут организованы прямые трансляции Виртуального концертного зала.
Предваряют фестиваль, напоминая о его скором старте, выступления в фойе Свердловской филармонии. Почти каждый день с 30 сентября для гостей на двух белоснежных роялях играют фортепианные дуэты учащихся Уральской специальной музыкальной школы (колледжа) и Свердловского музыкального училища им. П. И. Чайковского. Новые художественные выставки, которые традиционно можно наблюдать в фойе, также приурочены к Фестивалю фортепианных дуэтов.
— Да, вы не увидите здесь роялей, но все эти картины дуэтные. Вот скажем, в большом фойе работы написаны Вианорой и Игорем Вишня — это мать и сын, выставка называется «Вишня в городах». Также здесь представлены дуэты художников из Магнитогорска, Нижнего Тагила и Екатеринбурга, — отметил Рустем Хасанов.
Откроется фестиваль необычно — встречей, на которой гости услышат исполнение в 12 рук. Кроме того, помимо концертной части, параллельно будут проходить творческие встречи с музыкантами. Например, с Борисом Березовским и Александром Гиндиным гости обсудят природу дуэтов — как пианисты-солисты выбирают друг друга, что находят в таком симбиозе, и что хотят донести публике.
Вдохновением послужили кроссовки
В последний день фестиваля пройдет не только концерт Людмилы Берлинской и Артура Анселя, но и творческая встреча с этими пианистами. Ожидается, что на мероприятии выступит и уральский композитор Ольга Викторова, ведь одно из центральных событий фестиваля – мировая премьера ее нового сочинения. Концерт был написан по заказу Национального оркестра Иль-де-Франс и Уральского филармонического оркестра.
— Весной 2023 года от Союза композиторов России пришла рассылка, в которой сообщалось, что пройдет конкурс «Ноты и квоты»*. Победители могут получить за свою работу приличный гонорар, который обеспечивается Союзом композиторов вместе с министерством культуры России. Прошло около двух недель, к нам в гости приехал замечательный фортепианный дуэт Людмилы Берлинской и Артура Анселя, на концерт которого я, конечно же, пошла, поскольку мы и знакомы очень давно, и этот дуэт неоднократно исполнял мою музыку во Франции и не только. После, когда Людмила Берлинская вошла в артистическую, первая фраза, которую она сказала была: «Оля, напиши для нас что-нибудь». Мы начали работать, и победили в конкурсе, — рассказала Ольга Викторова.
* «Ноты и квоты» — конкурс, который проводит Союз композиторов России. Особенность в том, что заявку на участие подает не сам композитор, а будущий исполнитель произведения.
Название концерту для двух фортепиано и симфонического оркестра дали совершенно уникальное — «Все началось с Артуриных кроссовок». Причем здесь кроссовки? Об этом рассказали сами пианисты — исполнители сочинения.
— Мне годами было неудобно выступать на сцене, я никак не мог понять, в чем причина, а однажды осознал, что она — в обуви. Дома мы всегда репетируем в удобной обуви, а концертная — некомфортная, часто жмет. Я понял, что нужно надеть кроссовки черного цвета, которые были бы как концертная обувь, тогда я стал лучше чувствовать себя на сцене, — со смехом отмечает Артур Ансель.
— Одна дама после концерта в Свердловской филармонии написала, — подхватывает Людмила Берлинская, — что это такое неуважение к публике — играть в кроссовках: «вот до чего дошли французские музыканты». Она, конечно, потом извинилась. Мы рассказали эту историю Ольге после выступления, но нам совершенно не могло прийти в голову, что она вдохновит ее на написание концерта.
После премьеры в Свердловской филармонии концерт уедет покорять главные сцены страны: вместе с Уральским филармоническим оркестром дуэт отправляется на гастроли в Москву и Санкт-Петербург — концерты состоятся в Зарядье (24 октября) и в Мариинском театре (26 октября).
— Произведение необычайно сложное и для оркестра, и для солистов. Но наш оркестр может если не все, то очень многое, солисты тоже. Все, конечно, нервничали, особенно в первую репетицию, когда читали ноты с листа. Поначалу кажется, что это невозможно, но постепенно, репетиция за репетицией, все становится понятнее. Так что будем держать кулачки, я думаю, что эта премьера будет очень интересным событием для слушателей, — отметил главный дирижёр и художественный руководитель Уральского академического филармонического оркестра Дмитрий Лисс.
— Мы знаем, как порой современной музыке, тем более той, которая написана буквально только что, тяжело приходить к публике. И в этом наша миссия. Сейчас все больше и больше мы стараемся наполнять программы именно произведениями современных исполнителей, работающих в разных жанрах. Потому что меняется поколение исполнителей, приходит новое поколение композиторов, и, конечно, приходит новая публика, молодежь, — заключил Рустем Хасанов.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Сухом Логе в открывшемся после ремонта зале музыкальной школы прошел органный концерт.
Опубликовано в №237 (10048) от 22 октября 2024 года.