90 лет — серьезный возраст для любого образовательного учреждения, особенно (как в случае с Уральской консерваторией) если это один из основных вузов сферы культуры на пространстве от Урала до Дальнего Востока. А потому у большинства уральцев резонный вопрос: в каком творческом состоянии старейший вуз встречает 90-летие и какими событиями отметит юбилей?
— Музыканты, стоявшие у истоков Уральской консерватории, — Маркиан Фролов, Марк Паверман и их современники-коллеги были настоящими подвижниками, — говорит заместитель министра культуры Свердловской области Лариса Вакарь. — Понимая, сколь велика потребность в кадрах у музыкальных театров, симфонических оркестров Урала и Сибири, они ориентировались на опыт Московской, Санкт-Петербургской консерваторий. Но создавали свое, уникальное. В годы Великой Отечественной войны на Урал были эвакуированы преподаватели Киевской, Одесской консерваторий, они воспитали тут своих учеников, молодых преподавателей. Всё вместе это создало на Урале высочайший уровень музыкальной педагогики и конкретно — высокий статус Уральской консерватории. Она — федеральное учреждение. Но, учитывая ее профессиональный уровень и заслуги, региональное министерство культуры периодически поддерживает консерваторию грантами, что позволяет вести активную концертную деятельность, делать экспериментальные постановки в Оперной студии и даже… провести ремонт в здании, являющемся памятником архитектуры…
Уместно вспомнить, что Уральская консерватория, чей юбилей совпадает с юбилеем Свердловской области, — четвертая, созданная в России, и первая, открытая в советское время. Среди более чем 10 тысяч специалистов, которых за 90 лет выпустил вуз, — такие выдающиеся имена как певцы Борис Штоколов и Юрий Гуляев, композиторы Людмила Лядова и Евгений Родыгин. И понятно же: этот список можно продолжать бесконечно долго. Питомцы Уральской консерватории работают на сценах многих театров России и мира, преподают. А ярчайший самоцвет в созвездии театрально-музыкальной Москвы — театр «Новая опера» — носит имя выдающегося дирижера Евгения Колобова, выпускника Уральской консерватории.
— Сегодня в стенах консерватории получают образование более 580 студентов, аспирантов, стажеров, — говорит о родном вузе проректор по научной и проектной работе кандидат искусствоведения доцент Галина Денисова. — Помня о традициях, мы прислушиваемся и к современным реалиям. Например, с некоторых пор в консерватории учится много студентов из Китая. Следствием этого факта явилось рождение в стенах консерватории Российско-китайского музыкального фестиваля. Вообще же, за год у нас проходят свыше 600 различных мероприятий. С 2022 года одним из самых авторитетных стал проект «Большая музыка в малых городах», который мы ведем при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. А что касается собственно юбилея, его празднования, — это будут три основных события. С 8 по 15 ноября — Юбилейная неделя, в течение которой состоятся концерты основных кафедр: народных инструментов, медных духовых, сольного пения, специального фортепиано, а также концерт-парад трех оркестров консерватории. С 9 по 11 декабря пройдет III Международная конференция «Научные чтения Уральской консерватории». А 2 и 9 декабря наша Оперная студия представит очередную премьеру — оперу Мусоргского «Борис Годунов»…
Оперная студия — сама по себе выдающаяся история, несомненное достояние консерватории. Созданная в 1980 году, она (в сущности — учебный театр) не раз выдавала постановки, которые вполне достойны идти на профессиональной сцене. Здесь шла оперная классика — «Франческа да Римини» Рахманинова, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Дон Паскуале» Доницетти, «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфляй» Пуччини. В 2021-м огромный резонанс в театральном Екатеринбурге и за его пределами вызвала опера «Игрок» Прокофьева.
— Многие постановки состоялись благодаря поддержке губернатора и министерства культуры Свердловской области, — комментирует заведующий кафедрой музыкального театра, художественный руководитель Оперной студии Уральской консерватории, режиссер-постановщик, профессор Павел Коблик. — С «Борисом Годуновым» та же история. Без поддержки мы не отважились бы на нее. Но очень хотелось поставить: во всем мире «Борис Годунов» признан «номером один» в русской оперной классике. Чайковский по своему стилю ближе всё же к западноевропейской музыке. А Мусоргский со своей почвенностью — это именно Россия. К тому же на 2024 год выпал поистине «букет дат»: 200 лет с того момента, как Пушкин взялся написать драму «Борис Годунов»; 85 лет — созданию в Уральской консерватории кафедры музыкального театра; 185 лет со дня рождения Мусоргского и 150 — как композитор создал первую редакцию «Бориса Годунова». А мы ставим именно этот вариант. И это первая попытка поставить «Бориса Годунова» силами Оперной студии, учебного театра. Такого не было ни в Московской, ни в Петербургской консерваториях. Конечно, быть первыми приятно. Но не это главное. Важно — сказать свое слово в интерпретации этой оперы Мусоргского…
В постановке сложной русской оперы задействованы не только студенты: для начинающих, входящих в профессию певцов «Борис Годунов» — непосильная опера. На одной сцене со студентами Уральской консерватории некоторые партии будут исполнять ее выпускники прошлых лет, ныне — солисты Свердловской филармонии, театра «Урал Опера Балет», Пермского оперного. То же — и в оркестре постановки. И это тоже давняя традиция Оперной студии.
По словам режиссера Павла Коблика, продолжающего постановочный процесс, собрать такое «лоскутное одеяло» непросто (особенно когда участники — из разных городов), и тем не менее режиссер снова, как и в случае с «Игроком», решился на неакадемический вариант постановки известной оперы.
— Спектакль будет основан на эстетике площадного, открытого театра. Когда нет так называемой «четвертой стены», а зрители — в центре событий, чуть ли не их участники. Для драматического театра эта эстетика уже привычна. Для оперы — нет. И всё же сам Пушкин «направил» нас именно в эту сторону. Знаете, каким был первоначальный вариант названия драмы? «Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и Гришке Отрепьеве, летопись о многих мятежах…». Согласитесь: в самом названии — что-то скоморошье…
Юбилейный учебный год Уральской консерватории продлится и в 2025-м. А там студентов, преподавателей (и зрителей!) ожидают: в марте — Российско-китайский фестиваль, в апреле — Фестиваль современной музыки, мае–июне — концерты исполнительских кафедр консерватории-юбиляра.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Свердловской детской филармонии состоялась премьера мюзикла «Капитанская дочка».
Опубликовано в №251 (10062) от 8 ноября 2024 года.