В Свердловской филармонии 21 ноября открытием выставки «Звуковые лабиринты Альфреда Шнитке» стартовал фестиваль, посвященный творчеству одного из крупнейших авторов ХХ века. Монофестиваль, который завершится 24 ноября, в день 90-летия композитора, — это четыре фестивальных концерта в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».
— Центральными в программе фестиваля, — рассказывают организаторы, — стали вершинные сочинения разных жанров, созданные в 1970–80-х годах. В частности, это — Первый виолончельный концерт, о котором сам Шнитке говорил, что музыка была продиктована ему сверху и лучше финала этого концерта он больше ничего не создал; Реквием, ставший откровением для современников, где можно встретить и формулы григорианских хоралов, и аллюзии на музыку Моцарта, и романтические контрасты; Четвертый скрипичный концерт, созданный для Гидона Кремера по заказу 34-го Берлинского фестиваля, и его ровесница — Сюита из музыки к фильму «Мёртвые души», вышедшему на экраны ровно 40 лет назад, в 1984 году.
Творческой лабораторией Шнитке, музыка которого в Советском Союзе находилась под негласным запретом, стала именно работа в кино. Без его саундтреков невозможно представить себе «Сказку странствий», «Экипаж» и «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» Митты, «Маленькие трагедии», «Мертвые души» Швейцера и многие другие шедевры отечественного кинематографа. Альфред Шнитке не раз признавался, что пишет не для музыкантов, а для тех, кто готов слушать. «Задача моей жизни, — писал композитор — преодоление разрыва между „Е“ (Ernst — серьезная музыка) и „U“ (Unterhaltung — развлекательная музыка), даже если я при этом сломаю себе шею».
В четырех фестивальных концертах принимают участие приглашенные солисты — артисты квартета имени Бородина, один из самых востребованных российских виолончелистов Борис Андрианов, лауреат множества престижных международных конкурсов скрипач Сергей Поспелов, а также творческие коллективы Свердловской филармонии.
Выставочный проект «Звуковые лабиринты Альфреда Шнитке», сопровождающий фестиваль и подготовленный Российским национальным музеем музыки, а также две лекционные встречи представят подробнее личность композитора, о котором великий Гия Канчели говорил: «Музыке Шнитке подвластно пространство всей европейской цивилизации: от раннего ренессанса до наших дней. Творения такого уровня перекидывают мосты не только в прошлое, но и в будущее, а значит — обречены на вечную жизнь».
Ранее «Областная газета» писала о том, что торжества в честь 90-летия Уральской консерватории открылись большой Юбилейной неделей.
Опубликовано в №263 (10074) от 22 ноября 2024 года.