До премьеры «Бориса Годунова» в Оперной студии Уральской консерватории — три дня. Самое напряженное время для любой постановочной команды. Доделываются какие-то детали, а «детали»-то порой и оказываются чрезвычайно важны. Как правило, для воплощения всего задуманного (как перед экзаменом) «не хватает одной ночи»… В общем, в этот момент создатели будущей премьеры не любят отвлекаться на показы и интервью. Но «ОГ» была допущена в святая святых, в закулисье.
Мы постарались не мешать и просто следовали за событиями. Тем более, что сам момент был особенный — перед прогоном спектакля. И мы, что называется, с порога погрузились в ту самую приладку-доделку «деталей»: в костюмерной технолог сцены Анна Давыдова и Анастасия Моисеева, уже облаченная в костюм царевича Федора, выбирали из двух вариантов наиболее удобный… поясок. Скажете: мелочь. Ничуть! Костюм — это и удобство движения на сцене, о чем и говорит технологу Анастасия Моисеева: «Нет, второй вариант лучше. Он на пуговицах — не слетит, когда буду бегать по сцене. Особенно в сцене смерти Бориса». И потом уже для «ОГ» — о своей роли. На сцене, и не только.
— В опере «Борис Годунов» есть свои традиции: зачастую мальчиков, того же царевича Федора, играют меццо-сопрано — женщины, — рассказывает Анастасия.
— Но задача была — приблизиться к реальной жизни. Чтобы это был мальчик. Правда, драматургически эта роль очень сложна. Трудно объяснить ребенку, что нужно делать на сцене в этих драматических коллизиях. Когда подбирали исполнителя на роль Федора, я была ассистентом дирижера. Дирижер предложил попробоваться на роль Федора — и по внешним данным, и по артистическим подошла. И вот…
И вот Анастасия Моисеева, которая в Уральской консерватории закончила отделение хорового дирижирования, а сейчас на третьем курсе отделения художественного руководства оперно-симфоническим оркестром, оказалась в рождающейся премьере в трех ипостасях: ассистент дирижера, хормейстер и… царевич Федор. Кстати, многие здесь, что называется, «один в трех лицах». Оперная студия — строго говоря, учебный театр, поэтому «лишних», отдельных рук на всё не хватает. Так же, как не хватает, признается подошедший главный машинист сцены Антон (скромничает, фамилию не назвал), «времени и пространства — специальных мест для хранения декораций, но и оставлять их после репетиций на сцене нельзя: зрители, которые придут вечером на концерт, не должны увидеть “картинку будущей оперы”. Приходится все убирать, и в очень больших темпах. Но! Все решается».
Не само собой, разумеется. Они сами и решают. На наших глазах тот же Антон, в руках которого вся машинерия спектакля, помогал открывать перед прогоном спектакля оркестровую яму, устанавливать декорации. А как иначе?!
Основной элемент декорации, придуманной художником Станиславом Фесько, — трон. Он — центре. Вокруг него и будут происходить события.
— А еще, видите, сверху — фрагмент маятника, — обращает наше внимание Анна Давыдова. — Это и колокол, и маятник в часах. Смыслы будут понятны на спектакле. И вообще, с этим вам — лучше к режиссеру. Задача художника-технолога — воплотить задуманное художником. Собрать все цеха, все декорации воедино…
Недавно Анна создала свою мастерскую «Открытая лаборатория современного искусства», которая работает с несколькими театрами Екатеринбурга, выполняет заказы на постановку декораций.
— Здесь же, на «Борисе Годунове», занимаюсь и костюмами, и декорациями, — поясняет Анна. — Очень сложно. Раньше я больше занималась декорациями, любила это. «Годунов» — первый проект, когда я делаю то и другое. А здесь очень много костюмов: 37 взрослых (хор и солисты) и 24 детских. Грандиозный объем. Сами шили. Красили — в отдельном цехе покраски. Потом расписывали их: костюмы должны быть не просто из грубых тканей, как сказал художник, а это еще надо подчеркнуть — той же росписью, но чтобы она не резала глаз. Костюмы — это стилизация. У нас и шапки боярские — не меховые, а стилизованные. Всех знатных людей отличаем от народа только тем, что на их костюмах появляются блестящие детали. Только это. Но оно выделяет достаточно хорошо. Это прием художника Станислава Иосифовича Фесько. Над костюмами у нас работают несколько швей, закройщик. Они все, кстати, обозначены в афише спектакля…
Меж тем на сцене — все больше оживления. Приближается начало прогона-репетиции спектакля. Появляются уже одетые в костюмы герои оперы. Подносит оставшийся реквизит Кристина Белоусова, реквизитор и… мамка царевича Федора в спектакле.
— Да, еще и на сцене пою, — с улыбкой на наш вопрос уточняет Кристина. — В хоре и сольно. Три «роли» в спектакле. Сейчас вот принесла образки ручной работы, кресты. А это царский крест, одеяние царя. Облачение Бориса происходит прямо на сцене. Надо все проверить. И после спектакля — проверить: чтоб всё на месте и не повреждено. Если что — сразу на реставрацию. А ведь еще и сама поешь. После спектакля сил нет. Когда поешь — опустошаешься. Но надо всё сделать…
В этот день по коридорам консерватории любопытно ходить: навстречу то и дело попадаются герои «Бориса Годунова». Учебный процесс никто не отменял — все идет своим чередом. Но чувствуется, что главное событие Уральской консерватории сейчас — приближающаяся премьера, тем более что Оперная студия при поддержке гранта губернатора «замахнулась» на воплощение одной из лучших опер русского и мирового репертуара. Масштабной. Сложной. Не всякий профессиональный театр отваживается на это, а тут — учебный. Но они нашли свой подход к масштабному Мусоргскому. Какой? Пока секрет. Ведь хоть «ОГ» и допустили в закулисье, наша задача — не открыть главного до премьеры.
Вечером вчера интервью «ОГ» дали режиссер-постановщик «Бориса Годунова» Павел Коблик и дирижер-постановщик Александр Аранбицкий. А днем мы с удовольствием продолжали фотографировать появляющихся на сцене героев Мусоргского-Пушкина. Уточняли, кто кого будет исполнять. И они охотно представлялись:
— Какая роль? Народ. Затем — боярин. Иван Чипуштанов, магистрант, второй курс, вокальное отделение.
— Алексей Готовец, вокальное отделение, первый курс. Роль второстепенная: просто пристав…
Ничего себе — «просто». С первого курса — и выйти на сцену в «Борисе Годунове». Счастливцы!
«ОГ» — информационный партнер проекта.
Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что оперная студия Уральской консерватории готовит беспрецедентную премьеру.