Вокруг трона: как в Уральской консерватории готовятся к премьере «Бориса Годунова». Фото

«ОГ» побывала в закулисье Оперной студии в преддверии премьеры

До премьеры «Бориса Годунова» в Оперной студии Уральской консерватории — три дня. Самое напряженное время для любой постановочной команды. Доделываются какие-то детали, а «детали»-то порой и оказываются чрезвычайно важны. Как правило, для воплощения всего задуманного (как перед экзаменом) «не хватает одной ночи»… В общем, в этот момент создатели будущей премьеры не любят отвлекаться на показы и интервью. Но «ОГ» была допущена в святая святых, в закулисье.

В костюмерной Оперной студии. Технолог сцены Анна Давыдова с эскизами будущих костюмов «Гориса Годунова». Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

Мы постарались не мешать и просто следовали за событиями. Тем более, что сам момент был особенный — перед прогоном спектакля. И мы, что называется, с порога погрузились в ту самую приладку-доделку «деталей»: в костюмерной технолог сцены Анна Давыдова и Анастасия Моисеева, уже облаченная в костюм царевича Федора, выбирали из двух вариантов наиболее удобный… поясок. Скажете: мелочь. Ничуть! Костюм — это и удобство движения на сцене, о чем и говорит технологу Анастасия Моисеева: «Нет, второй вариант лучше. Он на пуговицах — не слетит, когда буду бегать по сцене. Особенно в сцене смерти Бориса». И потом уже для «ОГ» — о своей роли. На сцене, и не только.

Анна Давыдова и Анастасия Моисеева (справа) уточняют детали костюма царевича Федора. Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

— В опере «Борис Годунов» есть свои традиции: зачастую мальчиков, того же царевича Федора, играют меццо-сопрано — женщины, — рассказывает Анастасия.

— Но задача была — приблизиться к реальной жизни. Чтобы это был мальчик. Правда, драматургически эта роль очень сложна. Трудно объяснить ребенку, что нужно делать на сцене в этих драматических коллизиях. Когда подбирали исполнителя на роль Федора, я была ассистентом дирижера. Дирижер предложил попробоваться на роль Федора — и по внешним данным, и по артистическим подошла. И вот…

И вот Анастасия Моисеева, которая в Уральской консерватории закончила отделение хорового дирижирования, а сейчас на третьем курсе отделения художественного руководства оперно-симфоническим оркестром, оказалась в рождающейся премьере в трех ипостасях: ассистент дирижера, хормейстер и… царевич Федор. Кстати, многие здесь, что называется, «один в трех лицах». Оперная студия — строго говоря, учебный театр, поэтому «лишних», отдельных рук на всё не хватает. Так же, как не хватает, признается подошедший главный машинист сцены Антон (скромничает, фамилию не назвал), «времени и пространства — специальных мест для хранения декораций, но и оставлять их после репетиций на сцене нельзя: зрители, которые придут вечером на концерт, не должны увидеть “картинку будущей оперы”. Приходится все убирать, и в очень больших темпах. Но! Все решается».

Перед прогоном спектакля открывают оркестровую яму Большого зала Уральской консерватории. Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

Не само собой, разумеется. Они сами и решают. На наших глазах тот же Антон, в руках которого вся машинерия спектакля, помогал открывать перед прогоном спектакля оркестровую яму, устанавливать декорации. А как иначе?!

Основной элемент декорации, придуманной художником Станиславом Фесько, — трон. Он — центре. Вокруг него и будут происходить события.

— А еще, видите, сверху — фрагмент маятника, — обращает наше внимание Анна Давыдова. — Это и колокол, и маятник в часах. Смыслы будут понятны на спектакле. И вообще, с этим вам — лучше к режиссеру. Задача художника-технолога — воплотить задуманное художником. Собрать все цеха, все декорации воедино…

Недавно Анна создала свою мастерскую «Открытая лаборатория современного искусства», которая работает с несколькими театрами Екатеринбурга, выполняет заказы на постановку декораций.

В коридорах консерватории. Перед прогоном спектакля даже здесь в эти дни выставлены костюмы будущей премьеры, в том числе — 24 детских костюма. Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

— Здесь же, на «Борисе Годунове», занимаюсь и костюмами, и декорациями, — поясняет Анна. — Очень сложно. Раньше я больше занималась декорациями, любила это. «Годунов» — первый проект, когда я делаю то и другое. А здесь очень много костюмов: 37 взрослых (хор и солисты) и 24 детских. Грандиозный объем. Сами шили. Красили — в отдельном цехе покраски. Потом расписывали их: костюмы должны быть не просто из грубых тканей, как сказал художник, а это еще надо подчеркнуть — той же росписью, но чтобы она не резала глаз. Костюмы — это стилизация. У нас и шапки боярские — не меховые, а стилизованные. Всех знатных людей отличаем от народа только тем, что на их костюмах появляются блестящие детали. Только это. Но оно выделяет достаточно хорошо. Это прием художника Станислава Иосифовича Фесько. Над костюмами у нас работают несколько швей, закройщик. Они все, кстати, обозначены в афише спектакля…

Меж тем на сцене — все больше оживления. Приближается начало прогона-репетиции спектакля. Появляются уже одетые в костюмы герои оперы. Подносит оставшийся реквизит Кристина Белоусова, реквизитор и… мамка царевича Федора в спектакле.

Кристина Белоусова, реквизитор и исполнительница одной из ролей в спектакле. Скоро начало… Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

— Да, еще и на сцене пою, — с улыбкой на наш вопрос уточняет Кристина. — В хоре и сольно. Три «роли» в спектакле. Сейчас вот принесла образки ручной работы, кресты. А это царский крест, одеяние царя. Облачение Бориса происходит прямо на сцене. Надо все проверить. И после спектакля — проверить: чтоб всё на месте и не повреждено. Если что — сразу на реставрацию. А ведь еще и сама поешь. После спектакля сил нет. Когда поешь — опустошаешься. Но надо всё сделать…

В фойе консерватории. Пока не в образе, можно и улыбнуться «в камеру». Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

В этот день по коридорам консерватории любопытно ходить: навстречу то и дело попадаются герои «Бориса Годунова». Учебный процесс никто не отменял — все идет своим чередом. Но чувствуется, что главное событие Уральской консерватории сейчас — приближающаяся премьера, тем более что Оперная студия при поддержке гранта губернатора «замахнулась» на воплощение одной из лучших опер русского и мирового репертуара. Масштабной. Сложной. Не всякий профессиональный театр отваживается на это, а тут — учебный. Но они нашли свой подход к масштабному Мусоргскому. Какой? Пока секрет. Ведь хоть «ОГ» и допустили в закулисье, наша задача — не открыть главного до премьеры.

Уточнения по партитуре, будущему спектаклю. Режиссер-постановщик Павел Коблик (справа) и дирижер-постановщик Александр Аранбицкий. Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

Вечером вчера интервью «ОГ» дали режиссер-постановщик «Бориса Годунова» Павел Коблик и дирижер-постановщик Александр Аранбицкий. А днем мы с удовольствием продолжали фотографировать появляющихся на сцене героев Мусоргского-Пушкина. Уточняли, кто кого будет исполнять. И они охотно представлялись:

— Какая роль? Народ. Затем — боярин. Иван Чипуштанов, магистрант, второй курс, вокальное отделение.

— Алексей Готовец, вокальное отделение, первый курс. Роль второстепенная: просто пристав…

Ничего себе — «просто». С первого курса — и выйти на сцену в «Борисе Годунове». Счастливцы!

Уже пора входить в образ… Участники будущей премьеры — Алексей Готовец (слева) и Иван Чипуштанов. Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

«ОГ» — информационный партнер проекта.

Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что оперная студия Уральской консерватории готовит беспрецедентную премьеру.

Опубликовано в №272 (10083) от 3 декабря 2024 года.

Сотрудники предприятий холдинга «Швабе» сдали более 100 литров крови

Специалисты предприятий холдинга «Швабе» Госкорпорации Ростех поддержали акции по добровольной сдаче крови для нужд...

Двух свердловчан осудили за оскорбление полицейских

Мировой суд Новоуральска по материалам представителей МВД и СКР привлек к ответственности двух местных жителей, которые оскорбили...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также