«…Зрачками в душу»: в Уральской консерватории прошла премьера оперы «Борис Годунов»

Смелый эксперимент постановщиков удался

Екатеринбург интересуется, где еще возможно посмотреть премьеру Оперной студии Уральской консерватории. Тем более что на этот раз поставлен «Борис Годунов» Мусоргского — полпред русской оперы в мировом музыкальном пространстве. Но создатели спектакля снова вынуждены отвечать: по статусу учебного театра Оперная студия ограничена в показах. Правда, премьера 9 декабря шла в прямой трансляции на онлайн-портале Культура.РФ.

Невероятное количество юбилейных дат, связанных в 2024-м с «Борисом Годуновым», могло бы подвигнуть занести постановку в число так называемых «датских». Ну как же: 225 лет со дня рождения Пушкина и 200 — как он приступил к работе над своим «Борисом»; 185 лет со дня рождения Мусоргского и 155 — как он закончил первую редакцию оперы. Но будем справедливы: в этом случае «даты» — скорее повод. Возможность для создателей спектакля прикоснуться к произведению, актуальность которого с годами лишь увеличивается. «Борис Годунов» — не только о власти и народе. Еще и о совестливости власти. Преступлении, наказании и возможном искуплении.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Если честно, музыкальный мир Екатеринбурга с сомнением поглядывал в сторону консерватории, когда ее Оперная студия «замахнулась на Модеста нашего». Не всякий профессиональный театр отваживается на Мусоргского, тем более — масштабного «Бориса Годунова». А тут по сути — учебный театр, студенты. Но в очередной раз Оперная студия оперлась на давнюю и великую свою традицию: в постановках участвуют и выпускники консерватории, звезды российских сцен (нынче это были ведущие солисты «Урал Оперы», Свердловской филармонии, Пермского оперного). Делают это из уважения к альма-матер. А еще потому что уверены: заурядно, «самодеятельно» не будет. Идя на эксперимент, Оперная студия качеством своих созданий, как правило, подтверждала свое право на творческий риск и оправдывала его.

Рисковали уральцы и с «Борисом Годуновым». Отправляясь на премьеру, ей-богу, внутренне сильно настораживаешься от того, где же на учебной сцене создатели спектакля разместят масштаб и державность истории, что достойна, кажется, исключительно столичных сцен. Выходом стала именно первая редакция оперы, более камерная (в спектакле нет, например, линии Отрепьев-Мнишек, сцены под Кромами). Но главное — тот ход, к которому прибегла команда постановщиков во главе с режиссером Павлом Кобликом.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Из историко-литературных архивов было извлечено первоначальное название драмы Пушкина — «Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и Гришке Отрепьеве, писанной рабом божиим Александром сыном Сергеевым Пушкиным в лето 7333 на городище Ворониче». Чувствуете разницу? Могучий «Борис Годунов» и — «Комедия о…». В самом изначальном названии уральцы почувствовали «нечто скоморошье». И это позволило перенести «Бориса Годунова» в эстетику площадного театра. Разыграть историю Бориса, скорбящего, после убийства царевича полного зловещих предчувствий, — образно говоря, в условиях уличных подмостков. В этом замысле логично задействованным оказался и зал (герои появляются и действуют меж зрителей), а также галерка и просцениум. Небольшая консерваторская сцена обрела вдруг грандиозный масштаб. А хор, требующий от царя-ирода: «Хлеба! Хлеба!», стал поистине впечатляющей массовой сценой. С шекспировским градусом эмоций.

Минимализм и знаковая выразительность — ключевые также в сценографии, костюмах. Какие золото, меха и драгоценные каменья у царя и бояр в условиях учебного театра?! Какие соборы, терема, площади?! Попытка «реального театра» оказалась бы скорее всего неловкой. Однако художник-постановщик Станислав Фесько «всего лишь» блестящими деталями в одежде мастерски обозначил статусность отдельных персонажей. А гигантское всевидящее око и меняющиеся в нем картины Московии — места действия. Остальное для зрителя влегкую дополняет его воображение: посыл-то задан.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Годунов — фигура темная в русской истории. Самодержец, проклятый слухами об убийстве царевича и незаконном захвате власти. Осужденный Пушкиным. Наказанный Мусоргским холодящим кровь музыкальным откровением про «…мальчики кровавые в глазах». Но постановщики «Бориса Годунова» в Оперной студии (режиссер Павел Коблик, дирижер Александр Аранбицкий, хормейстер Владимир Завадский, хореограф Елена Важенина) взяли во внимание и то, что чаще всего остается «за скобками». Совесть преступившего закон Бориса. «Победителей не судят» — культовая, фраза Истории, оправдывающая многое и многих. Но это не про Бориса. Во всяком случае не про Бориса (Алексей Фролов) в постановке уральцев. Он сам себя судит. Сам мучается. Оттого и «кровавые наваждения», тягостные предчувствия.

И вовсе не (только!) облегчающим, оптимизирующим сценографию становится в спектакле гигантское око. Всевидящее. Присутствующее везде, всегда и надо всеми. Око божье и внутреннее, свое. Почти по Шекспиру, другому гиганту в мировой культуре,— «Ты повернул глаза зрачками в душу. А там повсюду пятна черноты. И их ничем не смыть!».

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

В этой драме-исповеди на сцене Уральской консерватории достойно, на равных сошлись мастера и начинающие вокалисты: тот же Алексей Фролов в роли Годунова, Владимир Чеберяк (Шуйский), Михаил Коробейников (Пимен), Олег Бударацкий (Варлаам), Карлен Манукян (Отрепьев), Анастасия Вятскина (Хозяйка корчмы) и — например, студент Иван Горбань (Юродивый), хор мальчиков и юношей «Созвездие». Заслуга постановщиков — они в очередной раз создали из столь разных участников ансамбль.

«Прошедшее в настоящем» было творческим кредо Мусоргского. В «Борисе Годунове» Оперная студия подхватила это. Но не оставила «за скобками» мятущуюся душу, раскаяние Годунова. Видение мальчика, уводящего Годунова с места гибели, — образ искупления. Но кто достоин его? Вопрос спектакля, сами понимаете,— не только к нашему прошлому.

5
5
5
5
5
5
5
4
5
5
5
previous arrow
next arrow

 

Ранее «Областная газета» писала о том, как в Уральской консерватории готовятся к премьере «Бориса Годунова».

Опубликовано в №280 (10091) от 12 декабря 2024 года.

О чем говорил Евгений Куйвашев на прямой линии со свердловчанами: главное

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев ответил на вопросы, волнующие жителей региона, на традиционной, уже четвертой по счету,...

Спорт, колокола и технологии: в Каменске-Уральском создают современную информационную инфраструктуру для туристов

Туристическая индустрия в Каменске-Уральском делает шаг вперед, внедряя информационные системы самообслуживания. На улицах города появились электронные...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также