«Поют все!»: вечер памяти Евгения Родыгина завершился в столице Урала «Свердловским вальсом»

В честь торжества состоялся масштабный концерт

В Уральском центре народного искусства им. Е. П. Родыгина состоялось празднование 100-летнего юбилея человека, имя которого и носит центр. Концерт-приношение «Белым снегом» отметил вековую «дату» человека-легенды, любимого композитора, чьи песни стали «визитной карточкой» и позывными Урала.

— В зале — подлинные поклонники песенного творчества Евгения Родыгина, — сказала на открытии вечера заместитель министра культуры Свердловской области Лариса Вакарь. — Невероятным образом композитор смог постичь простоту и философию русской песни, стал символом Уральского края. Когда «Уральскую рябинушку» поют китайцы или французы, сердца россиян наполняются гордостью. Евгений Павлович сам был главным пропагандистом своего творчества, аккомпанировал на баяне певцам, исполнявшим его песни. Не часто случается, что творчество конкретного человека теряет авторство, становится народным. Но с Евгением Родыгиным такое случилось…

В концертном зале Центра народного искусства собрались разные поколения Уральского народного хора, коллективы, которые и сегодня исполняют песни Родыгина, просто слушатели, душа которых разворачивается от лирических родыгинских песен.

Организаторы вечера напомнили штрихи большой биографии композитора, представили фрагменты его давних интервью. И, конечно, звучали песни — такие популярные, как «Уральская рябинушка», «Лен, мой лен», «Едут новоселы», «Белым снегом», «Свердловский вальс», а также песни малоизвестные, красота которых лишний раз с очевидностью подтверждала: композитор Евгений Родыгин — выдающийся мелодист.

В концерте приняли участие народный артист России Иван Пермяков, народные коллективы Свердловской области. А в финале «Свердловский вальс» исполнил сводный хор всех участников юбилейного вечера. Включая, конечно, и зрителей.

Эксклюзив для «ОГ»

Роман Родыгин, сын композитора. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Роман Родыгин, сын композитора:

— Часто вспоминаю: пианино, ноты, и отец сидит что-то наигрывает. Карандашом делает пометки. Дверь в такие моменты обычно прикрыта, но мы всё слышим: это же обычная хрущевка. Музыкальные фразы повторяются, иногда чуть меняются. Он ищет мелодию. Работа с карандашом и нотной бумагой была уже завершающим этапом создания песни. До того — огромное количество стихов, которые отец читал, выбирал. И впечатления, которые превращались в музыкальные фразы.

Мы много ездили с ним, например, на рыбалку. Он был заядлый рыбак. Любил одиночество. И в тишине, уединении тоже взрастали какие-то идеи.

Часто обращались к нему за песнями «по партийным делам», но это рождалось быстро. У него были какие-то профессиональные штампы, и он прибегал к ним, когда надо было написать что-то «на заказ». А вот за песни, которые живут, которые поют, он волновался. Отшлифовывал. К той же «Уральской рябинушке» попросил своего друга Михаила Пилипенко переписать стихи. И тот сделал такую лирику, которая понравилась всему миру. «Слева — кудри токаря, справа — кузнеца». Волшебство! И Григория Варшавского он «подтянул» к созданию песен. И родился «Свердловский вальс». Он вообще притягивал людей. Общительный, веселый, увлекающийся. Шутник, любитель частушек.

А еще он боролся за свои песни. Христиансен, основатель Уральского хора, собирал же народные песни. Про «Рябинушку» сказал: «Мы вальсов не поем». «Едут новоселы» назвал фокстротом. Поэтому некоторые песни репетировались и даже записывались тайно, по ночам. Но когда «Едут новоселы» услышал Хрущев, он на собрании творческой интеллигенции во Дворце съездов сказал: «Вот что надо сочинять!». И эта песня открыла отцу дверь в Союз композиторов.

Он не просчитывал успеха. Но песня вдруг раз и разлеталась. И когда песни стали петь, это его начало вдохновлять. И все сложилось. «Вальсы», «фокстроты» соединились с народным творчеством. «Белым снегом», «Уральскую рябинушку» поет Уральский народный хор, но ее исполняют и на эстраде. И иностранцы поют — каждый в своем жанре. Видимо, эти мелодии резонируют в сердцах. Вопреки шоу-музыке, которая лезет из любого утюга.

На Урале в самодеятельных народных коллективах песни Родыгина — основа репертуара. Но хочется также, чтобы творческий коллектив имени Евгения Родыгина (был один их концерт, в 2021-м) заработал бы системно. Это будет лучший памятник композитору.

Из планов и идей по сохранению памяти Евгения Родыгина: фильм о нем — документальных много, а сейчас готовится первый художественный; переиздание книги «Напев об уральской рябине» Жанны Сокольской. Книга хорошая, а тираж был маленький. Сегодня ее ищут даже библиотеки…

Народный артист России Иван Пермяков. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Иван Пермяков, народный артист России:

— Мне крупно в жизни повезло. Можно сказать: выиграл лотерею. Молодой пацан (только-только исполнилось 20 лет), который ездил с Поездом искусств, был удостоен внимания композитора. Поезда искусств, привозившие к народу, в глубинку, кумиров сцены и эстрады, — уникальное явление советских лет. Давали более 40 концертов за полтора месяца. Стадионы ломились. И надо было видеть: когда выходил Родыгин, зрители встречали его морем аплодисментов. В конце одной такой поездки Евгений Павлович и пригласил меня участвовать в его концертах.

Такое предложение! От Родыгина! Я, что называется, бегом. На следующий день был у него. Ровно, как назначено. А Евгений Павлович очень ценил дисциплину. «Назначено — будь добр. Попросили — сделай». Через день у меня были готовы три песни: «Едут новоселы», «У границы», «Уралочка». И мы поехали с концертами.

Проехано с ним очень много. По Свердловской области. В городах России. Сложность была только одна: надо ехать с Родыгиным, а я же в Уральском хоре. Родыгин шел в обком партии: Пермяков мне нужен. Конечно, у меня возникали проблемы. Но! На каких площадках я выходил на сцену с композитором?! В Казахстане, в Целинограде зал на 3, 5 тысячи мест. Евгений Павлович сделал только два аккорда к «Едут новоселы» — зал встал. Все, как один. Никто их не поднимал. И пришлось мне трижды бисировать. В 1950-1960-е из репродукторов по утрам то и дело звучало «Ой ты, зима морозная…». Что лучше этой песни могло быть пропагандой за поднятие целинных земель?!

И хорошо, что Евгений Павлович строго спрашивал с меня, молодого артиста. Это же творческий рост. А я имел возможность наблюдать за ним. Во всех городах у него был строгий график: где сам репетирует, где мы вместе. Он столько потратил на меня сил и времени, учил подаче музыкальной фразы, подаче текста, слова.

Я и сейчас много езжу по стране, за рубежом. Есть музыкальный альбом, есть сольный концерт по песням Родыгина. «Едут новоселы», «За рекой живет лебедка», «У границы»… И везде ждут «Рябинушку». Недавно выступал перед руководителями промышленного комплекса Северной Кореи, и через переводчика они спрашивают: «А он с нами вместе исполнит «Уральскую рябинушку»? И дипкорпус, работающий на Урале, ее пел. Это ли не признание!

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге снимут фильм о легендарном композиторе Евгении Родыгине.

Опубликовано в №34 (10141) от 19 февраля 2025 года.

Рабочий подход: Денис Паслер посетил с визитом Уралмашзавод

1 апреля Денис Паслер посетил легендарный Уралмашзавод. Глава региона осмотрел производство и пообщался с...

Свердловские предприниматели получат новые бесплатные услуги по применению нейросетей и управленческому аудиту

Новые бесплатные виды актуальных консультаций для малого и среднего бизнеса по применению искусственного интеллекта и управленческому аудиту...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также