Свердловская филармония накануне 90-го сезона. Все подчинено этому, включая и красивый финал 89-го сезона, чему стали свидетелями 118 филармонических собраний региона. В прямом эфире (и что существенно — бесплатно!) уральские меломаны слушали Брамса в исполнении Уральского филармонического оркестра и солистов экстра-класса — виолончелиста Александра Князева и скрипача Павла Милюкова. А заодно «под занавес» филармония презентовала новые инструменты в коллекции УАФО, которые зазвучат в оркестре в юбилейном сезоне.
В предъюбилейной ситуации грех обойтись без предварительных итогов. А они, даже предварительные, впечатляющи. Главный коллектив филармонии — Уральский академический филармонический оркестр — представил нынче в Екатеринбурге, Свердловской области и за ее пределами, на гастролях (Москва, Санкт-Петербург) 84 концерта и 62 программы, в том числе мировую премьеру Концерта для двух фортепиано с оркестром уральского композитора Ольги Викторовой. Оркестр участвовал в шести фестивалях сезона — Bach-fest, «Шопен», фестиваль фортепианных дуэтов, отметил специальными концертами либо фестивалями юбилеи Шнитке, Канчели. Выпустил альбомы с музыкой Рахманинова, Шостаковича, Чайковского.
Общее количество прослушиваний и скачиваний музыки, которую записали коллективы СГАФ, превысило один миллион! Любопытно, что среди стран-лидеров по количеству прослушиваний альбомов Свердловской филармонии — США, Франция, Япония, Великобритания.
Среди достижений УАФО и то, что в зале Свердловской филармонии он представил полное собрание концертов и симфоний Брамса, поэтому и «на коду» сезона был Брамс — Двойной концерт для скрипки и виолончели, а также последняя, Четвертая симфония композитора.
«Очень не люблю говорить о музыке — ее надо слушать. Тем более, что музыка Брамса настолько эмоциональна, понятна, захватывает с первых нот. — сказал художественный руководитель и главный дирижер УАФО народный артист России Дмитрий Лисс. —Но хотелось бы сказать о виолончелисте Александре Князеве. Оркестр с ним где только ни выступал — в Японии, во Франции. Но никогда не забуду концерт в Нанте. Зал — около двух тысяч слушателей. Когда концерт закончился, зал не просто встал, а, простите за сленг, ломанулся к сцене. Такое бывает только на рок-концертах, когда публика готова разобрать кумира «на сувениры». А тут классическая музыка, виолончель. Такого я больше на классических концертах не видел…»

Народный артист России Александр Князев в свою очередь отметил «фантастический профессионализм» УАФО, а о своем партнере в исполнении Двойного концерта Брамса, заслуженном артисте России Павле Милюкове сказал:
«В двойном концерте требуется не только мастерство оркестра и высочайший уровень солистов. Должны быть и солисты, способные составить гармоничный дуэт. Кажется, получается. У Павла настоящая игра — без мелочей, без выпендрежа. У него огромное будущее…»
Лучшие качества всех участников концерта, завершившего сезон Свердловской филармонии, оценили и слушатели в Большом концертном зале, и в 118 виртуальных залах региона. Кстати, до начала юбилейного, 90-го сезона Уральский филармонический оркестр представит еще в конце июня шесть программ на Десятом фестивале «Безумные дни» в Екатеринбурге, а в июле станет участником 68-го Фестиваля искусств «На родине П.И. Чайковского» в Удмуртии. И, по словам Дмитрия Лисса, «музыканты везде стараются показать наилучший результат, где бы ни выступали — в Москве, Воткинске или нашем концертном зале».
Но класс игры — это, как известно, не только мастерство исполнителя, но и качество звука. А, стало быть, класс инструмента. Только специалисты понимают во всей полноте, сколь непросто их сделать, тем более — купить, а еще надо и доставить. Но вот уже без малого 30 лет Свердловской филармонии помогает в этом Благотворительный фонд поддержки оркестра, созданный когда-то по инициативе губернатора региона. Только несколько последних фактов: в 2024-м фонд заключил контракт на приобретение группы кларнетов на общую сумму в 10 млн. рублей. Благодаря меценатам в собственности оркестра сейчас и уникальный антикварный альт 1775 года французского мастера Жака Эва. А в конце 2024 года на Благотворительном концерте, в ходе которого была собрана рекордная сумма пожертвований — 36 млн. рублей, два гостя прямо на балу подтвердили готовность подарить оркестру арфу.
И вот это случилось. На закрытии сезона инструмент был презентован, и руководитель УАФО Дмитрий Лисс признался, что «поражен тембральным богатством арфы». Но самые точные, непосредственные ощущения — конечно же, у тех, кто играет на ней.

«Поскольку арфисты имеют прямой контакт со звучащими частями инструмента, ты буквально чувствуешь звук. Он на кончиках пальцев. И у меня восторг перед звуком этой арфы, — рассказывает концертмейстер группы арф Уральского филармонического оркестра Мария Позднякова. — Я на многих и разных арфах играла — французских, швейцарских, российских, английских, японских, китайских. Обычно ты все время контролируешь — как играешь. А здесь этот «контроль» не нужен. Так все легко и удобно, что думаешь только о том, что играешь. Отлично представляю, как долго и скрупулезно делается арфа. Это всегда ручная работа. Основное тело этой арфы сделано из клена, а вот дека — из американской ситхинской ели: она мягкая, очень хорошо резонирует и проецирует звук. Дерево долго высушивают, потом формуют, склеивают в многослойную деку. Это долгий процесс, и ускорить его невозможно. Насколько знаю, производители делают в год не больше шести арф…»

На новой арфе Мария Позднякова исполнила для прессы «Колокола в снегу» Марселя Турнье — музыку Франции, которая является одной из колыбелей игры на арфе. А следом, в популярной арии Неморино из оперы Доницетти «Любовный напиток», прозвучал дуэт арфы и фагота: фагот производства Германии — второе новое обретение УАФО. Арфа — шесть млн., фагот — восемь млн. рублей. Свердловская филармония с благодарностью к благотворителям обнародовала эти цифры, чтобы и слушатели понимали вклад уральских меценатов в «качество звука». А они, меценаты, по-своему объяснили движение своей души. Андрей Бриль, член правления Благотворительного фонда поддержки УАФО: «Почему арфа? Есть другие, не менее востребованные инструменты — фортепиано, скрипка. Но для меня с детства арфа — нечто мистическое, волшебное. Будем друзьями филармонии — сколько сможем. Вы помогаете жить!». Дмитрий Кнутарев: «Хочется хоть чуть-чуть посодействовать музыке, искусству России. На культуре, как во все времена, держится все. Продолжайте свое прекрасное дело!».
Ранее «Областная газета» писала о том, что на сцене SoundПарка в ЦПКиО им. Маяковского прошел Фортепианный марафон Детской филармонии.