«Штрих» Маэстро: фестиваль «Приношение Мастерам» открыли на сцене и в мастер-классах ученики выдающегося музыканта и педагога Вольфа Усминского

Ему и его выдающемуся юбилею — 95! — и посвящено нынешнее приношение

Протяженный во времени (1 июля — 7 ноября) фестиваль «Приношение Мастерам» стартовал концертом камерной музыки в Большом концертном зале Маклецкого. А на следующий день здесь же прошли мастер-классы выдающихся музыкантов — участников фестиваля. Символичное начало! Праздники и будни профессиональной жизни любого музыканта сошлись, объединенные именем одного человека — выдающегося скрипача, дирижера, педагога Вольфа Усминского. Ему и его выдающемуся юбилею — 95! — и посвящено нынешнее приношение.

«Ural Quartet»: сложность и очарование струнных

Вольф Львович находился среди почетных гостей в зале, и, приветствуя юбиляра, художественный руководитель фестиваля народный артист России Феликс Коробов (ученик Усминского!) напомнил: пять лет назад фестиваль родился из желания не дать уходить в прошлое знаковым в Музыке именам — «Люди живут столько, сколько их помнят. Самое страшное — думать, что Искусство начинается с тебя». Если прошлые «приношения» были посвящены музыкантам ушедшим, то заслуженный артист России Вольф Усминский — Маэстро действующий и деятельный. Он аплодировал из зала на концерте лауреату международных конкурсов — струнному квартету «Ural Quartet», а они — его воспитанники. В том числе и в искусстве струнного квартета.

«Квартет — наивысшая точка очарования и сложности. Когда я учился в Свердловской музыкальной школе-десятилетке, перед нами квартетного класса в учебной программе не было», — вспомнил из своего опыта Феликс Коробов. — Но однажды Вольф Львович собрал нас четверых однокашников, предложил разучить и сыграть простенький квартет.

Но то, как он разбирал для нас этот инструментальный квартет, — это был космос! И он заразил нас этой «квартетной заразой». Потом со своими друзьями в «Квартете» мы, например, сыграли все квартеты Моцарта одним циклом…»

«Ural Quartet» много моложе всемирно известного «Квартета», но и у них, надо полагать, уже накоплен свой опыт взаимоотношений с этим «очаровательным и сложным» инструментальным жанром. И опыт успешный. Во всяком случае прозвучавшие в Зале Маклецкого квартеты Бетховена, Чайковского, Бартока прошли каждый под «Браво!» от публики.

«Вы начали крещендо слишком рано!»

На следующий день события фестиваля продолжились, можно сказать, за закрытыми дверями, только для посвященных. Тем не менее… Мастер-классы — не менее значимый и знаковый «эпизод» фестиваля, ведь речь, пусть уже и не в публичном пространстве, идет все о том же — традициях, передаче мастерства в Искусстве. И как важно, когда оно передается из рук в руки. В прямом смысле.

Главный дирижер Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко известный российский виолончелист, педагог Феликс Коробов дал мастер-классы по дирижированию и игре на виолончели. Один из самых заметных музыкантов современной России и мира, выступавший несколько лет в «Виртуозах Москвы» под руководством Владимира Спивакова, а ныне известный скрипач Карэн Шахгалдян — мастер-класс игры на скрипке, которая наряду с фортепиано является главным инструментом академической музыки.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Сознаюсь: то и другое было как завораживающий спектакль. «ОГ», информационный партнер фестиваля, была допущена на мастер-класс в числе избранных, вместе с немногими учениками Свердловской специальной музыкальной школы-колледжа и их педагогами. В какой-то момент стало даже жаль, что свидетелей этого музыкального «волхвования» так мало. По окончании мастер-классов в интервью с Феликсом Коробовым (оно будет опубликовано в одном из последующих номеров «ОГ». — Прим. ред.) осмелилась даже предложить: популярные проекты «Большая опера», «Большой балет» телеканала «Культура», в которых участвует маэстро, дополнить, например, проектом «Большое дирижирование», на что Феликс Павлович не без улыбки парировал: «Кому это надо, кроме нас?!»

Меж тем это, в самом деле, увлекательно и завораживающе. Познавательно и поучительно. Даже для зрителей-слушателей. Что уж говорить об исполнителях?!

«Вы начали крещендо слишком рано! — с этой фразой маэстро Коробова мы „проскользнули“ на уже идущий его мастер-класс по дирижированию и попытались понять его замечания начинающему дирижеру. — Вы рано сами готовите себя и оркестр провоцируете…»

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

В роли «оркестра» — два рояля. Между ними — дирижер (девушка! — это нынешний тренд времени). Расположение «трио» имитирует взаимоотношения оркестра и дирижера, у которого «весь оркестр в правой руке, а вот левой надо…».

Многое из того, что звучит здесь, — этакий «птичий язык» музыкантов, понятный только профессионалам. И все же очевидно: из маленьких и мельчайших замечаний по позиции рук, ассоциаций о сопротивлении звука, красноречивых аналогий с вагановской, ленинградской, и московской школами балета (но речь, конечно, по-прежнему о правилах дирижирования) складываются один к другому «кирпичики» мастерства. Даже выражение лица, оказывается, важно для взаимоотношений дирижера с оркестром. О последнем, конечно, можно догадываться и из зрительного зала. Но то, как образно и с улыбкой говорит об этом Феликс Коробов, приоткрывает какие-то новые грани профессии. Для нас. А для молодого дирижера, надо полагать, — урок на всю жизнь.

Кстати сказать, подобного рода «уроки», мастер-классы выдающихся музыкантов, во всем мире — на вес золота. В том смысле даже, что за них люди, входящие в профессию, готовы (и должны!) платить немалые деньги. В рамках фестиваля «Приношение Мастерам», который организует Некоммерческий фонд «Развития и поддержки Уральской консерватории им. Мусоргского» и который вновь проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, мастер-классы абсолютно бесплатны. Плюс к этому дружеское и даже отеческое отношение «старших» к «младшим», начинающим, поскольку нынче все освящено именем Вольфа Усминского. Они, его бывшие ученики — уже мастера, воспитанники недавние и нынешние — все как одна семья. А это, как ни крути, накладывает отпечаток.

Поэтому тот же Феликс Коробов, но уже на мастер-классе по виолончели, дает не только профессиональные советы — не играть «плоскими пальцами», не делать вдоль виолончельной деки дополнительных, а стало быть — лишних движений, «запустить», заставить вибрировать струну или избавиться от «безвольного пиано». Иные из его советов сугубо из жизненного опыта.

Например, если выучил сюиту Баха, то нужно ее периодически вспоминать-повторять (и вообще — «Баха нужно играть всего»), чтобы быть готовым сыграть выступить, если в один прекрасный момент последует завидное предложение.

А еще: надо слушать из музыкальных сочинений многое и в разных редакциях. Один исполнитель сыграет «как сумасшедший», другой прозвучит «как махровый Советский Союз», но это надо знать. Лишних знаний не бывает. Они полезны, чтобы в очередной раз не изобретать велосипед.

Конечно, я передаю советы маэстро не дословно. Но за точность смысла ручаюсь. И согласитесь: такого рода опосредованные «руководства к действию» полезны не только музыкантам-исполнителям. К примеру, нам, пишущим, — тоже. Единственное: мы создаем свои творения в тиши и уединении. А музыкант — «на зрителе», публично, поэтому… на мастер-классе прозвучали одобрения маэстро Коробова совсем юному музыканту, что он пришел на занятие, как положено выходить на сцену — при полном параде и, главное, не в обыденных лаптях-кроссовках, а в концертных туфлях. Оказывается, для играющего музыканта это совсем разные внутренние ощущения и не стоит пренебрегать ими. Во имя качества исполнения! Стало быть, во благо качества звука.

«Мастер-класс? Невероятное вдохновение!»

Работая в этот день с фестивалем «Приношение Мастерам», мы (признаюсь) тоже вовсю старались впитать науку предложенных мастер-классов. Пусть не науку музыки, но науку Творчества. Для пользы дела. Своего, литературного. Поэтому, хотя мастер-классы шли один за другим, мы «чередовали» их с интервью. И даже в них, среди широкого круга вопросов, специально поинтересовались, в чем польза и значимость мастер-классов, чему выдающиеся мастера стараются научить своих юных коллег.

«Мастер-класс — очень интересная форма, — ответил скрипач Карэн Шахгалдян (полное интервью с ним тоже будет опубликовано в „ОГ“. — Прим. ред.). — К ней разное отношение. Одни считают, что это полезно, другие — неправильно, вредно, мешает. Я, точно, принадлежу к первым. До сих пор с удовольствием хожу на мастер-классы коллег — выдающихся музыкантов, потому что это всегда новая информация. Либо подтверждение старой, но — другими словами. Это знания, которые надо получать постоянно. Я и своим студентам говорю: обязательно ходите на мастер-классы, узнавайте новое. Да, педагоги говорят примерно одни и те же вещи. Есть же, например, основополагающая информация по игре на инструменте. И ничего принципиально нового придумать невозможно. Возможно использовать разные слова, интонацию. Способ убеждения у разных педагогов — разный, и вот это здесь самое главное: найти правильные слова для конкретного студента. Ты можешь много лет учиться, что-то у тебя не получается. Потом приходишь на мастер-класс, и вдруг после каких-то слов ты: „А-а-а! Надо же, оказывается — вот это имелось ввиду!“ Я сам много раз проходил мастер-классы с обеих сторон — и как участник, и как педагог, и вижу: идет только в пользу. Рад, если вижу: коллега находит слова, которые помогают моему студенту. Я даже провоцирую это, что называется. А уж шанс получить совет от выдающихся музыкантов!.. Я был на мастер-классах у Иегуди Менухина, у Владимира Теодоровича Спивакова, после которого я попал к нему в оркестр, — это невероятное вдохновение! Заряд энергией, новые импульсы! Для меня та встреча с Менухиным, выдающимся американским скрипачом и дирижером, — то, что осталось со мной на всю жизнь. Это же один из моих кумиров. Как музыкант, как личность. И когда у тебя есть возможность пообщаться с таким человеком — это невозможно переоценить. Но мастер-класс — „обоюдоострый“ процесс. Начинающие тоже должны понимать, зачем они приходят на них, что им нужно от этого процесса..».

Думаю: наши земляки, юные музыканты, понимали. Даже не «думаю». Это было видно по меняющимся взглядам, лицам учеников и их педагогов, которые сидели рядом. Свидетельством тому были и одобрительные реплики обоих маэстро — Феликса Коробова и Карэна Шахгалдяна, когда у ребят получалось «как надо», «как лучше». Пусть все будет на пользу. Любой «штрих» мастера.

Ранее «Областная газета» публиковала интервью легендарного уральского скрипача, дирижера, педагога Вольфу Львовичу Усминскому, которому исполняется 95 лет.

Денис Паслер поручил создать единый реестр свердловчан, обманутых застройщиками индивидуального жилья

Руководитель Свердловской области Денис Паслер на заседании правительства региона 3 июля поднял проблему недобросовестных застройщиков индивидуального...

Свердловские автоинспекторы отметили свой профессиональный праздник

Выставка ретроавтомобилей, экскурсии в областной библиотеке и награды сотрудникам — в Екатеринбурге отмечают 89‑ю годовщину со дня образования службы...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также