Домовой в доме? На счастье: Свердловская детская филармония открыла сезон «Сказкой с оркестром» и уральскими композиторами

Проект поддержан грантом Министерства культуры РФ

0
234
«Странствия Буканушки» созданы на основе музыкальных пьес уральского композитора Маргариты Кесаревой. Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

«Сказки с оркестром» – давний проект филармонии, уже в статусе абонементного. Но если раньше в рождении спектакля шли главным образом от сюжета (Пушкин, Бажов и т. д), то теперь в «странствия» были увлечены музыкой уральских композиторов. Проект, который знакомит зрителей с персонажем уральского фольклора – домовым Буканушкой, поддержан грантом Министерства культуры РФ.

Автор либретто «Странствий Буканушки» – заслуженный артист России Илья Скворцов, актер театра и кино, драматург. Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

«Когда-то композитор Маргарита Кесарева, известный собиратель и пропагандист уральского фольклора, написала цикл „Странствия Буканушки“. Несколько музыкальных пьес. Ни либретто, ни истории, — рассказывает заслуженный артист России Илья Скворцов, актер театра и кино, драматург. — Предложили сочинить историю. У меня не было ничего, кроме прекрасной музыки. Стал думать, о чем бы я хотел поговорить с детьми, которые будут ее слушать. Понял: о семейных ценностях. Это важно всегда. И мне представилась любящая семья, в которой многое меняется, если из дома уйдет домовой. Буканушка — именно уральский персонаж. Многие знают его как Буку. Изначально он не очень добрый. Помните: нас всех в детстве пугали Букой. Но у композитора — именно Буканушка, уменьшительно-ласкательное от Буки, этот домовой обаятельный, следит за порядком в доме, помогает навести уют…»

Роль Буканушки исполняет Глеб Копысов. Он и актер, и педагог в Детской филармонии и в этом спектакле — в частности. Играя с воспитанниками детского Театра мюзикла, которых здесь учат актерскому мастерству и сценическому движению, вспоминает себя 12-летнего, каким вышел когда-то на сцену. Видит в них себя — юного, неопытного. Но нынешние дети, как ему кажется, легко включаются, погружаются в игру. Для спектакля эта органика — только в плюс.

Исполнитель роли Буканушки – артист и педагог Детской филармонии Глеб Копысов. Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

«А я в этом году начал играть возрастные роли, — иронизирует Глеб Копысов. — Вот и Буканушка — фольклорный, сказочный старичок. Он появляется в воображении брата и сестры, помогает им увидеть разницу между хорошей семьей и той, где царит конфликт. Сначала в руках детей — Буканушка-кукла. Потом появляюсь я. Пугаю, учу их жизни. Но они не учатся. Обижаюсь и ухожу: „Жить мне лучше в доме деревянном, а не в городской квартире — пусть у вас тут чашки бьются, часы останавливаются“. Нахожу себе новый дом, но… в нем всё намного грустнее. Дети видят это. И спасают меня. Что необходимо, чтобы сыграть Домового? Чуть-чуть верить в сказки. До сих пор. И стараться не потерять в себе ребенка…»

Сцена из спектакля «Странствия Буканушки» цикла «Сказки с оркестром». Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

По уральским поверьям (да и не только уральским!), если домовой ушел из дома — в доме начинается разлад. Вот и в спектакле он начинается. Чтобы вернулось счастье, нужно вернуть домового. А для этого самим детям, брату и сестре, нужно поверить в сказку, стать ее участниками и помочь домовому выбраться из передряг, в которых он очутился в деревенском доме, ведь хозяева-то дома — семейная пара Волк да Лиса.

В спектакле роли Мамы и Папы, а также Лисы и Волка исполняют одни и те же артисты. Не случайно. Это сознательный прием постановщиков, чтобы зритель увидел два возможных варианта взаимоотношений в семье. Теплые и добрые. И потребительские. Да, во втором случае персонажи иносказательные — Лиса и Волк. Но ассоциации прямые. В одной семье, как говорится в сказке, «все мирком да ладком», а в другой конфликты пытаются решать с помощью обид и манипуляций. Но дрязг еще больше становится. Потому Буканушка и произносит в спектакле важную фразу: «От ваших взаимоотношений все зависит. Вы сами должны этим заниматься. Я только помогаю».

Все смешалось в жизни брата и сестры, когда вместе с Буканушкой они оказываются в семье Лисы (Ульяна Шестерикова) и Волка (Алексей Березюк). Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

Сказки с оркестром, столь популярные сегодня, — непростой жанр для постановки. Надо посекундно рассчитать и соединить фразы текста и фразы музыкальные. А ведь театр — не кино: снял, смонтировал — раз и навсегда. Спектакль каждый раз может пойти элементарно с разной скоростью. А ведь еще играют дети…

Словом, режиссеру заслуженному артисту РФ Владимиру Иванскому и руководителю Оркестра народных инструментов Светлане Ганюшкиной пришлось изрядно потрудиться, чтобы «посекундно рассчитать и соединить».

Режиссер-постановщик «Странствий Буканушки» – заслуженный артист РФ Владимир Иванский. Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

«И это был не один вечер, — с улыбкой признается заслуженный артист РФ Владимир Иванский. — Некоторые красивые аранжировки Кесаревой не вписывались в концепцию. Выбирали кусочки-фрагменты музыки у других уральских композиторов: кроме Кесаревой, Андрей Бызов, Артем Баринов. С мая выбирали. Только вчера (накануне премьеры — прим. ред.) все сошлось».

Аранжировки для «Странствий Буканушки» делала Светлана Ганюшкина. Но во время спектакля, в котором «под оркестр» играют дети, ей предстоит быть на сцене не только дирижером, но и режиссером, готовым к любой неожиданности.

«У композитора Маргариты Кесаревой „Странствия Буканушки“ — цикл для фортепиано с флейтой. Колоритная музыка, хорошо ложится на народные инструменты, — говорит Светлана Ганюшкина. — Переложила ее для оркестра, в котором у нас — домра, балалайка, баян, аккордеон, ударные, флейта. Да, конечно, просчитывали и импровизации. У меня в нотах на всякий случай есть и текст пьесы. На спектакле он всегда будет рядом с партитурой…»

На репетиции спектакля. Рядом с режиссером Владимиром Иванским – руководитель оркестра народных инструментов Светлана Ганюшкина. Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

Импровизации неизбежны еще и потому, что в «странствиях» предусмотрен так называемый заигрыш, общение актеров с залом или, например, диалог Буканушки с оркестром. Спектакль, вообще, заканчивается тем, что Буканушка «приватизирует» дирижерскую палочку и начинает дирижировать оркестром.

Главная задача проекта — через музыку и сказку увлечь детей (и их родителей!) уральским фольклором и творчеством композиторов-земляков. Художник-постановщик спектакля Оксана Бакеркина в декорациях и сценических костюмах органично соединила уральские народные мотивы с современной эстетикой. Общее визуальное оформление — заслуга известного мастера Андрея Казанцева, создающего «в тему» песочное шоу.

Замечательно, когда в доме – мир и лад. Брат и сестра – актеры Театра мюзикла Детской филармонии Алексей Рявкин и Злата Ковалевская. Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

После премьеры в Екатерининском зале филармонии спектакль отправился в тур по городам области: Среднеуральск, Асбест, Рефтинский, Сысерть, Нижний Тагил, Невьянск, Баранчинский, Кушва. И это, говорят в Детской филармонии, только начало «Странствий Буканушки».

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Свердловской области завершился VIII Симфонический форум России.