Уральское «оБАЯНие»: в Екатеринбурге состоялся Всероссийский фестиваль «Великолепный баян»

Событие продемонстрировало широчайший диапазон возможностей баяна и аккордеона

Фестиваль прошел в Уральском центре народного искусства при поддержке Министерства культуры Свердловской области. Совместно с Уральской государственной консерваторией, Уральским русским оркестром область второй раз принимала баянистов из разных регионов России.

Если на первом баянном фестивале, в прошлом году, было около 30 участников, то нынче — почти 50. Все события фестиваля, конечно же, во славу баяна: он — профилирующий инструмент в любом народном оркестре. Кроме концертов отдельных исполнителей, гала-концерта, где свое мастерство продемонстрировали молодые артисты и виртуозы-исполнители из Москвы, Нижнего Новгорода, Магнитогорска и Екатеринбурга, были и мастер-классы и даже подкаст «Линия жизни», в котором чемпион мира по баянному искусству, лауреат международных конкурсов Олжас Нурланов (баян, Москва) и обладатель Премии Президента России и молодежной премии «Триумф» Никита Власов (аккордеон, Москва) вели разговор о своей «линии жизни», а еще — о достоинствах и перспективах любимого инструмента.

Баян, гармонь — семейные инструменты в России

У «ОГ» была возможность пообщаться с мэтрами фестиваля. И среди прочего, не скрою, затронули отчасти провокационную тему. Раньше первый парень на деревне был обязательно с баяном или гармошкой. А сейчас? Каково будущее этого исконно русского инструмента?

«Мы сами себя недооцениваем, когда задаем такой вопрос, — ответил Никита Власов. — Есть настоящее, и оно имеет большую перспективу. Да, издавна гармонь, баян, аккордеон — ¬семейные инструменты в России. Этим не могут похвастаться многие другие: ни альт, ни виолончель, ни валторна. Наш инструмент на бытовом уровне давно любим и развивается. Даже балалайка и домра вряд ли будут стоять в углу в доме, а гармошка, баян — очень часто. И возможности у инструмента колоссальные. Не так давно я сыграл с „Виртуозами Москвы“ концерт Баха. А перед этим в Сеуле с национальным симфоническим оркестром играл программу барочную и Пьяццоллу.

И это все собирает залы. Закономерно и здорово, что фестиваль „Великолепный баян“ родился на Урале, ведь уральская школа баяна — одна из сильнейших в стране: выпускники Уральской консерватории забирают на конкурсах все лучшие места…»
«А вот с определением „исконно русский инструмент“ можно поспорить, — дополнил Олжас Нурланов. — В августе в Китае прошел фестиваль, где был установлен рекорд Гиннесса: на сцене в унисон сыграли более 5 тыс. баянистов! В Китае убеждены, что это их народный инструмент. Я гастролировал в разных странах Европы — Сербия, Германия, Италия, и везде мне доказывают, что баян — их изобретение. Так что это инструмент всего мира!».

Фото: Уральский центр народного искусства

Диапазон — от народной песни до Чайковского и Моцарта

«Великолепный баян», ставший событием в культурной жизни Урала, продемонстрировал широчайший диапазон возможностей баяна и аккордеона. На трех масштабных концертах фестиваля прозвучали произведения, которые, казалось бы, сложно соединять в одном месте: «Русский вальс» Андрея Бызова и Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Распотешься, народ» Владимира Конова и «Венгерская рапсодия» Листа, «Баркаролла» Оффенбаха и увертюра к фильму «Укрощение огня», «Танец маленьких лебедей» Чайковского и «Oblivion» Пьяццоллы. Широчайшая амплитуда стран, эпох, жанров. Но всё и всех объединял герой фестиваля.

Сегодня в России, в разных регионах, проходят несколько событий, посвященных баяну и аккордеону, — «Кубок Урала», «Кубок Сибири», баянный конкурс в Санкт-Петербурге. В отношении популяризации инструмента «Великолепный баян» на равных встал в их череду. Более того, несмотря на молодость, может презентовать коллегам свою уникальность. На фестивале прозвучало несколько мировых премьер — сочинения, специально для него написанные. В составе фестиваля представлены музыканты разного уровня — от студентов до профессионалов мирового уровня. И впервые прошел подкаст с гостями — для продвижения инструмента, фестиваля. Разные вопросы, разные ответы. Может, для кого-то из слушателей они станут определяющими в профессии? А онлайн-трансляцию гала-концерта на интернет-платформах проекта «Культура Урала. РФ» и Уральского центра народного искусства посмотрели более 220 тыс. зрителей!

Фото: Уральский центр народного искусства

Конечно же, в рамках фестиваля была особо представлена уральская школа баяна. Не специально, но — так распорядилась жизнь. Так расставила акценты. Особым событием для участников и зрителей стал мастер-класс профессора Уральской консерватории, лауреата всероссийских и международных конкурсов, лауреата премии губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства Виктора Романько. Но, как сказал сам Виктор Алексеевич, в фестивале «участвуют уже ученики моих учеников». А художественный руководитель и главный дирижер Уральского русского оркестра Павел Васильев подчеркнул, что «в оркестре практически вся баянная группа — из учеников Виктора Алексеевича».
Конечно, это не может не вызывать законную гордость мастера баянного искусства народного артиста РФ Виктора Романько. Но, как водится у мастеров, он смотрит «на профессию» глубже и пристальнее. Сегодня его беспокоит присутствие любимого инструмента в общественном пространстве. Весьма скромное.

«Я сам пришел к баяну через гармошку, — признается Виктор Романько. — Когда-то на ТВ была очень популярна передача „Играй, гармонь!“. А где она сегодня? Зато, когда выступал в Китае, захожу в гостиницу, включаю Первый канал — играет дуэт баянистов. Попробуй у нас включи — такого не будет…»

«Баян сам по себе — целый оркестр»

Именно популяризации инструмента и призван, по большому счету, содействовать фестиваль «Великолепный баян». Конечно, общаясь, его участники затрагивали и проблемы профессии: воспитание музыкантов, особенности баянной школы, взаимодействие трех ступеней образования (школа — училище — консерватория) и сохранение этой системы. Говорили и о репертуаре: что предпочитает зритель — классику или современные сочинения? Тут мнения разошлись, потому что у каждого — свой творческий опыт. Зато, когда возник вопрос «В сообществе оркестра каков он, голос баяна?», уральский дирижер Павел Васильев выразил, похоже, общее мнение: «Баян сам по себе — целый оркестр».

«Такие фестивали существуют, чтобы мы брали лучшее. Учились друг у друга, — говорит Олжас Нурланов. — Когда-то Никита Власов был моим кумиром. На его записях я рос, усваивал и осваивал его стиль. Он и сейчас для меня авторитет, но — мы на одной сцене, рядом. Другие пусть учатся у нас (улыбается). Золотым веком органа был 16-17 век, эпоха барокко. Золотым веком фортепиано — эпоха романтизма, 19 век. А вот 21 век будет золотым для баяна…»

Фото: Уральский центр народного искусства

Красивым подтверждением этого стал финал фестиваля — унисон баянов, апогей события. «Карело-финскую польку», виртуозное произведение Виктора Гридина, сыграли вместе почти 20 признанных исполнителей. В унисон! Подарив несказанную радость всем участникам и зрителям.

Ранее «Областная газета» писала о том, что военный оркестр ЦВО выступил в Свердловской филармонии.

«Библиотека на колесах» начала работу в одном из сел Сысертского округа

В школе №16 села Никольского начал работать проект «Библиотека на колесах». Его инициатором стала педагог-библиотекарь Кристина Кузнецова....

В редакции «ОГ» прошла встреча представителя Роскомнадзора с сотрудниками издания и муниципальных газет Свердловской области

Ведущий специалист — эксперт Управления Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу Мария Черепанова в редакции «Областной газеты» ответила...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также