Достижения и проблемы самых демократичных музыкальных коллективов обсудили на II Духовом форумe России

В Екатеринбурге собрались 120 оркестровых руководителей, учредителей и менеджеров из 17 регионов России

Уникальный форум, успешно стартовавший на Урале в прошлом году, нынче собрал 120 оркестровых руководителей, учредителей и менеджеров из 17 регионов России. Повышенный интерес объясняется не только редкой возможностью коллегам пообщаться. Уже на первом форуме участников привлекал именно Урал, где, по всеобщему признанию, создана беспрецедентно счастливая для «духовиков» обстановка. Пять профессиональных духовых оркестров, 19 любительских, шесть детских в одном регионе — российский феномен.

«Любой духовой оркестр напоминает большую семью, и здесь нет второстепенных партий, — приветствовала участников форума и. о. министра культуры Свердловской области Светлана Учайкина. — Признанием же общественной значимости этого вида искусства является тот факт, что в нашем регионе Уральский духовой оркестр первым был удостоен звания „Губернаторский“…»

Оркестр с девизом «Счастье всем!»

Участники форума из Москвы, Санкт-Петербурга, Томской, Самарской, Челябинской, Курганской, Оренбургской, Ярославской, Нижегородской и Белгородской областей, Пермского, Красноярского и Алтайского края, Ханты-Мансийского автономного округа и Республики Башкортостан обсуждали две глобальные темы — «Состояние и проблемы обучения на духовых инструментах» и «Новый репертуар для духовых оркестров — дух современности или веление времени». В рамках заявленных тем речь шла о духовой музыке в контексте культурного кода Алапаевской земли, о роли Интернета, соцсетей и искусственного интеллекта для популяризации духового искусства. На примере практик Сахалина и Урала шел обмен опытом, как вдохновить детей играть в духовом оркестре. В разговоре о репертуаре наибольший интерес специалистов вызвала инициатива композиторской лаборатории духовой музыки в Екатеринбурге. Впрочем, не только специалистов. Узкопрофессиональный, казалось бы, форум привлек всех, кто «просто» любит звук духового оркестра. А их очень много.

В кулуарах форума. Слева – известный уральский композитор Евгений Кармазин, автор музыки к мюзиклам, балетам, драматическим спектаклям и… экспериментов с музыкой духовой. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

«Духовой оркестр возник изначально как прикладной. Его создавали, чтобы озвучивать огромные территории. Например, римский форум с войсками Юлия Цезаря, возвещающими о победе, — как всегда эмоционален заслуженный деятель искусств России Александр Павлов, руководитель Губернаторского государственного духового оркестра (Екатеринбург). — Или другая картинка: Чинхисхан, а справа и слева от него — литавры, которые задают ритм, возвещают о движении войск… Главная задача духового оркестра — руководство огромными массами людей. Труба, усиливающая голос в десять раз, для этого и придумана. Со временем, оказалось, духовой оркестр стал самым демократичным коллективом. Если симфоническому оркестру нужно помещение, стулья, температура не менее плюс 15, освещение, пульты, духовой — единственный музыкальный коллектив, который играет зимой, летом, осенью, в дождь, на улице, стоя, вприсядку…»

Многие участники с трибуны и в кулуарах не случайно вспоминали эту особенность духовых оркестров — демократичность. Едва заслышав на улице звук оркестра, люди устремляются к нему. Улыбаются. Следуют за ним, позабыв все дела. Потому что каким-то фантастическим образом оркестр рождает ощущение счастья. «Счастья всем!». Как минимум — хорошее настроение.

Кто сыграет на фаготе и валторне?

«Танцующий оркестр» Александра Павлова — всеобщий любимец россиян (да, его слава ушла далеко за пределы региона). Известны, уважаемы и другие оркестры Урала — в Новоуральске, Алапаевске, Асбесте, Нижнем Тагиле. Знающие их едины во мнении: успех оркестров, «духовой феномен» Урала — заслуга прежде всего их руководителей-энтузиастов. Каждый в отдельности и все вместе они — завидное исключение из общей проблемы с кадрами духовиков в России.

В центре внимания прессы на форуме был и Александр Павлов, руководитель Губернаторского государственного духового оркестра (Екатеринбург). Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

«Кадры для духового оркестра — проблема не сегодняшнего дня. Такие редкие музыкальные инструменты, как фагот, гобой, валторна, иногда имеют по одному исполнителю на город. А то и ни одного! — говорит президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах заслуженный деятель искусств России Михаил Брызгалов. — Форум собрал неожиданно большое количество участников, которые заинтересованы, чтоб духовое искусство встало в ряд с лучшими мировыми исполнителями — пианистами, струнниками. Не случайно на Конкурсе имени Чайковского введена номинация „духовые инструменты“. Во многих регионах проходят духовые фестивали, которые привлекают прежде всего взрослых, но мамы-папы за руку приведут потом детей в музыкальные школы. Но нужно возрождать духовые оркестры и в школах общеобразовательных. Помните: в советское время самые хулиганистые мальчишки играли в духовом оркестре. Коллективное музицирование было и школе полезно, и самим ребятам. Эта музыка духоподъемная. Дух, духовный, духоподъемный — всё от слова „душа“. Я по первому образованию — трубач, и точно знаю: духовой инструмент как никакой другой выражает эмоции. Гениальный Тимофей Докшицер, лучший мировой трубач, говорил: ничего не надо рассказывать о себе, сыграйте несколько звуков — и сразу слышно, что вы за человек, какая у вас душа, какой характер…»

За два дня — 11 мировых премьер

В разговоре о репертуаре главный пафос выразил, наверное, один из спикеров — «свежее дыхание традиций». Традиции — это то, что духовые оркестры на радость слушателям играют начиная с XIX века. Но, как отметил Анатолий Цеп, заведующий отделом музыкального искусства Российского Дома народного творчества им. Поленова (Москва), это в основном вальсы и марши — то, что идет от военных оркестров. А нужна духовая культура, ее развитие (а не только военной музыки). И тут пока больше проблем. «Свежий ветер» возможен от молодых, но сама система обучения в музыкальных вузах больше ориентирует их на произведения для симфонического оркестра. Когда же они готовы написать опус для оркестра духового, они чаще всего не знают — как, не учитывают тембральные нюансы инструментов.

«Нельзя писать для альпийского рога так же, как для флейты пикколо, — с юмором, но и профессиональной озабоченностью говорит выдающийся мультиинструменталист, композитор, аранжировщик, импровизатор Аркадий Шилклопер. — Иногда ощущение, что у молодого композитора в консерватории вообще не было предмета „инструментоведение“. А надо бы не только знание инструментов, необходимо общение автора с будущим исполнителем. Есть контакт — музыка оживает. Красноречивый пример. Получаем готовый концерт. Репетируем с оркестром. Музыка непростая. Незадолго до исполнения спрашиваем: „Ты о чем думал, когда писал?“ Вроде подколоть. А он отвечает: „Я представлял, что Аркадий Шилклопер — это Вергилий, а трубач — Данте Алигьери. И это вторая часть „Божественной комедии“, когда Вергилий с Данте идут по чистилищу…“ Мы с дирижером в голос: „А ты что молчал об этом?!“. Потому что исполнение могло быть совсем другим…»

Участник II Всероссийского духового форума – выдающийся мультиинструменталист, композитор, аранжировщик, импровизатор Аркадий Шилклопер. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Тем не менее этот опус, от которого, как рассказали музыканты, «все отказались», был исполнен уральским Губернаторским оркестром вместе с Аркадием Шилклопером на одном из концертов Форума. Стал сенсацией. Всего же на нынешнем форуме прозвучало 11 мировых премьер!

Праздник и профессиональная дискуссия по проблемам — равнозначные части Духового форума. Концерты отзвучали, останутся блистательным воспоминанием. Итоги дискуссий, профессиональные предложения, облеченные в текст резолюции, будут переданы в Министерство культуры России. Государственная политика в сфере развития духовой музыки, духовых инструментов корректируется в том числе и мнением профессионалов.

Ранее «Областная газета» писала о том, что военный оркестр ЦВО выступил в Свердловской филармонии.

В Президентской академии на Урале разработали программу карьерного консультирования

Авторы курса — специалисты Центра дополнительного профессионального образования вуза. Слушателями его очередного потока стали 20 руководителей...

Строить счастливую жизнь: до конца года более 1 200 детей-сирот будут обеспечены жильем в Свердловской области

На минувшем заседании Правительства Свердловской области одним из основных стал вопрос обеспечения жильем детей...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также