Я думал, будет хорошо, а вышло — даже очень. В Новоуральске презентовали мюзикл к юбилею Свердловского рок-клуба

40-летие Свердловский рок-клуб будет отмечать в следующем году

В Театре музыки, драмы и комедии состоялась долгожданная премьера спектакля, посвященного 40-летию Свердловского рок-клуба. Джукбокс-мюзикл «Скованные одной цепью» повествует о пути свердловского рока из подполья на всесоюзную сцену. Сюжет постановки основан на личных дневниках «дедушки уральского рока» Александра Пантыкина. В спектакле зритель услышит главные хиты групп «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Агата Кристи», «Урфин Джюс» и других легендарных свердловских рок-команд. «Областная газета» побывала в Новоуральске на премьере и делится впечатлениями.

40-летие Свердловский рок-клуб будет отмечать в следующем году — считается, что официально он был открыт 15 марта 1986 года. Регион активно к этой дате готовится, 2026-й в области даже объявлен Годом уральского рока. И премьера мюзикла «Скованные одной цепью» — первое большое событие в череде юбилейных мероприятий.

Начинается спектакль с «закадрового» голоса Александра Пантыкина, он вводит зрителей в курс дела, погружая в момент зарождения рок-клуба и появления первых музыкальных команд. Все логично, ведь нам предстоит увидеть историю рок-клуба именно его глазами — либретто написал сам Александр Пантыкин на основе дневников, которые вел в то время. «Дедушка уральского рока» является также композитором, аранжировщиком и оркестровщиком спектакля. И если уж говорить откровенно, еще неизвестно, доверили бы авторские права на свои хиты мэтры свердловской рок-сцены кому-то другому.

Итак, 1980 год — время застоя. Молодой талантливый свердловский музыкант Алекс Грачёв поет и играет в своем ансамбле, мечтая стать рок-звездой. Но путь до этой точки будет тернистым.

Зритель застает музыкантов на свадьбе, где они пытаются подзаработать. Конкурировать им предстоит с песнями Юрия Антонова — уже не модными, но на безрыбье по-прежнему популярными. Алекс и его команда быстро завоевывают публику, но вот беда — брачующиеся работники обкома партии поэтому тут же вступают в конфликт с молодыми рокерами… Конфликт обострится и затянется на весь спектакль, а параллельно Алекс будет пытаться строить личную жизнь, выяснять отношения с родителями, писать музыку, собирать большие залы и записывать свой первый альбом.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Алекс — собирательный образ молодого рокера того времени. В нем немного от Бутусова, Шахрина, Вадима Самойлова и, конечно, самого Пантыкина. Современники вспоминают, что плюс-минус проблемы у всех были одинаковыми, и на пути к славе они совершали похожие ошибки. Хотя исполнитель главной роли Андрей Костров признался, что «не снимал» манеру с конкретных фронтменов, стараясь идти от себя и своей энергетики. Это оказалось правильным решением — его собственной харизмы в спектакле вполне достаточно.

Но без пародий в постановке все же не обошлось. Например, в мюзикле появляется такой персонаж как Борис Николаевич Сельцин (именно он, кстати, поставит точку в эпопее с обкомовскими служащими), и уж тут от характерных интонаций было не уйти, с чем блестяще справился артист Азамат Нугуманов.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Вообще постановочная команда во главе с режиссером Дмитрием Отяковским (Москва) внесла в спектакль много юмора. Чего только стоит дуэт Генриха Иванова (артист Александр Лось) и Марии Безбашенной (Наталья Филимонова). Именно к ним в Верхнюю Пышму, на знаменитую фабрику «Радуга» в тяжелые времена сбегает группа Алекса, чтобы спрятаться от обкомовского ока и под прикрытием патриотических выступлений продолжать заниматься роком. Так вот Генрих и абсолютно Безбашенная Мария настолько увлечены друг другом, что прощелкивают молодежь и своими же руками подписывают им разрешение на запись рок-альбома. История невероятная, но вполне правдивая — на самом деле свой альбом «15» так записала группа «Урфин Джюс» во главе с Александром Пантыкиным. Пластинки потом разошлись по всему Союзу…

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Еще одна удача спектакля — гипертрофированный образ самих обкомовских работников, которые сначала появляются в масках мышей, к следующей сцене «обрастают» шерстью и становятся еще больше похожи на грызунов, а в кульминационный момент в зрительный зал и вовсе врываются страшные крысы с горящими глазами. Они-то и готовы перекусить наших рокеров в один прием, благо музыкантов-бунтарей спасает случай.

За костюмы и атмосферу эпохи отвечала Наталья Дружкова (Санкт-Петербург), успешно сотрудничающая с новоуральским театром уже несколько лет. В качестве хореографа-постановщика мюзикла выступила Алиса Лишенко (Екатеринбург), благодаря ее работе от нескольких сцен спектакля невозможно оторваться. Особенно повезло как раз «обкомовским крысам» — зритель (несмотря на их отталкивающую внешность и сущность) очень будет ждать их появления, танцы этих персонажей поставлены под знаменитую «Знайте и запоминайте…» «Наутилусов».

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Талантливо обыграна главная тема спектакля — песня «Скованные одной цепью». На контрасте со знаменитой сценой из «Стиляг» Тодоровского, где композицию исполняет серая масса партийных студентов, в мюзикле это гимн бунтарей, гимн талантов, которые, сомкнув руки и усилия, пробьются к своей публике и победят в противостоянии с системой.

Продолжая разговор о музыке, скажем, что вообще джукбокс-мюзикл — спектакль, поставленный на уже известные песни. Но в отличие от многих других постановок в этом жанре авторы мюзикла «Скованные одной цепью» представили не набор номеров, связанных общей канвой, а цельную историю, проиллюстрированную ярким музыкальным материалом.

Оркестр под управлением Ивана Моисеева с рок-программой справляется виртуозно, недаром в театре уже несколько лет существует программа «Симфонические рок-хиты». На высоком уровне работают и солисты — помимо Андрея Кострова это Татьяна Бердникова (роль Крохи. В разговоре с «ОГ» Татьяна призналась, что в свое время до дыр заслушивала диски «Нау», «Чайф» и Насти Полевой. — Прим. «ОГ»), участники группы «Заводной апельсин» — Игорь Филиппов и Тимофей Галкин и другие артисты. Для актеров и хора столь насыщенное вокальное наполнение спектакля, безусловно, было серьезным вызовом, с которым они прекрасно справляются.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Вообще этого рок-мюзикла не получилось бы, не будь в новоуральском театре подобрана такая лихая молодая команда — актеров, артистов балета, музыкантов. Зритель прекрасно считывает, какое удовольствие получают от участия в спектакле они сами. И по настроению это гармонично совпадает с атмосферой рок-клуба. По крайне мере, нам так кажется. А современники, побывав на показе, скажут наверняка…

От Бутусова и Кормильцева до Грахова и Долгова

Перед премьерой «ОГ» пообщалась с автором джукбокс-мюзикла «Скованные одной цепью» Александром Пантыкиным.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

— Александр Александрович, уверены, многие театры, находящиеся в Екатеринбурге, с удовольствием бы поставили спектакль, посвященный Свердловскому рок-клубу, но вы выбрали Новоуральск. Что вас связывает с этим городом и Театром музыки, драмы и комедии?

— Я бы сказал, что это Новоуральск меня выбрал, потому что с идей о постановке мюзикла ко мне обратился директор театра Андрей Костюшкин, за что я ему очень благодарен. А вообще с этим городом у меня давняя история, еще с тех пор, когда он носил название Свердловск-44. Здесь жили мои близкие друзья — Сергей Кондаков, Владимир Филиппов, Саша Каменецкий. Это знаменитая рок-группа «Отражение». Я даже продюсировал одну песню, она называлась «Лифт»… Ну и не для кого уже не будет открытием, что здесь находится потрясающий театр, в названии которого первое слово — «музыкальный», а это имеет для меня очень большое значение. Я видел много спектаклей коллектива, и не только на их родной сцене, но и в Екатеринбурге, Москве. Очень рад, что нам удалось посотрудничать.

— Как шла работа над мюзиклом? Учитывая, что на вас лежала львиная доля задач — вы автор либретто, композитор, аранжировщик и оркестровщик постановки.

— Работа шла непросто, потому что это история и обо мне тоже, написанная по моим дневникам. Порой даже не верится, что все это происходило с нами 40 лет назад. По этим же дневникам, кстати, Дмитрий Карасюк писал историю Свердловского рока, Леонид Порохня — книгу о «Наутилусе». Теперь эти дневники — уже документ времени, ведь писал я достаточно скрупулезно. Конечно, в мюзикле они обогащены драматургическими подробностями, но так или иначе, все наши звезды проходили путь главного героя Алекса.

— Алекс — собирательный образ рок-музыкантов того времени, но мы увидели в мюзикле и персонализированных героев. Например, поэта Илью — явный намек на Кормильцева.

— Из этой же серии вымышленный персонаж Саша Молот, который является как бы секретарем рок-организации. Его прототип — нынешний ректор архитектурного института Александр Долгов, но в этого героя я еще добавил президента Свердловского рок-клуба Николая Грахова.

— Приглашали ли на премьеру коллег по рок-клубу, включая тех, кого мы уже перечислили?

— Конечно, и Вячеслава Бутусова, и Владимира Шахрина, и Николая Грахова, Вадима Самойлова, Евгения Горенбурга, список долго можно продолжать. Не у всех получилось выехать в Новоуральск, но уверен, у спектакля будет долгая сценическая жизнь, в том числе гастрольная, и посмотреть его успеют все желающие. Конечно, перед коллегами по рок-клубу чувствую ответственность, мне было важно, чтобы в этом мюзикле они выглядели достойно, правдиво. И получившийся спектакль, без лишней скромности, считаю эпохальным памятником тому времени и той культуре.

— Для постановки мюзикла была собрана очень интересная команда, включая известного режиссера, сейчас представляющего Москву, Дмитрия Отяковского. Как вам работалось?

— Постановочная команда, действительно, сильная. Дмитрий Отяковский — продвинутый режиссер, на всякий случай — постановщик первой космооперы в нашей стране, которая создавалась искусственным интеллектом. Кроме того, это человек с очень хорошим музыкальным образованием. Это крайне важно, если учитывать, что сегодня все больше примеров, когда драматические режиссеры начинают ставить мюзиклы, толком не понимая в музыке. А нам повезло, как и с музыкальным руководителем постановки — дирижером Иваном Моисеевым, который сам играет на бас-гитаре и поет. И у него с театром есть совершенно блестящий рок-проект, благодаря чему к нашему материалу, манере были готовы и оркестр, и солисты.
«Музыка Свердловского рок-клуба — уже классика, большой культурный феномен»

О новой постановке «Областная газета» также пообщалась с автором идеи создания спектакля — директором Театра музыки, драмы и комедии Андреем Костюшкиным.

К премьере рок-мюзикла в новоуральском театре появилась необычная фотозона, которую украшает мотоцикл директора ТМДК Андрея Костюшкина. Фото: Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

— Андрей Анатольевич, почему решили, что ваш театр обязательно должен отреагировать на юбилей Свердловского рок-клуба?

— Во-первых, в последнее время наш театр нацелен на эксклюзивные проекты. А во-вторых, был план несколько наших спектаклей посвятить истории Свердловской области и событиям, которые происходили здесь. Хотелось сделать что-то про уральский характер. Так возникла идея создания мюзикла о свердловских рок-музыкантах. Александр Пантыкин откликнулся, поддержал нас и даже скорректировал свой график, отодвинув другие проекты, чтобы этот спектакль состоялся.

— Параллельно Свердловская музкомедия работает над мюзиклом по песням группы «Чайф». Знали об этих планах или просто совпали?

— Об этой постановке изначально не знали, услышали позже. Также, насколько понимаю, в Свердловской драме готовится спектакль на подобную тему. Что ж, впереди большой юбилей, и логично, что театры обратили на него внимание. А музыка Свердловского рок-клуба — это уже классика, большой культурный феномен, на котором выросло несколько поколений, и их хиты продолжают слушать. Эти песни, как говорится, в сердцах, на подсознании, на подкорке. И очень интересно, что получится у коллег, будем следить.

— Новоуральск — закрытый город, зрителям из других территорий пока попасть к вам на показы непросто. Поэтому вопрос — где еще в ближайшее время можно будет увидеть премьеру?

— Мы запланировали в апреле гастроли в Нижнем Тагиле, на сцене ДК Окунева. Эта площадка очень хорошо технически оснащена, а для нашего нового спектакля — это важный фактор. Также сейчас у нас идут переговоры с Екатеринбургом, и думаем о Верхней Пышме, где на фабрике «Радуга» репетировали рокеры и даже записывали альбомы. В спектакле эта история есть, поэтому было бы здорово выступить в Верхней Пышме — или на площадке Дома культуры, или уже на сцене нового театра. Будем на это надеяться.

Ранее «Областная газета» писала о том, что Группа «Изумруд» стала финалистом Всероссийского конкурса «Вся страна».

Денис Паслер заявил, что на реконструкцию Свердловской государственной детской филармонии из бюджета направят около 330 млн рублей

Свердловской государственной детской филармонии в 2029 году исполнится 50 лет. К этой дате планируется закончить реставрацию второго...

Денис Паслер заявил, что в 2025 году свердловские дорожники отремонтировали в полтора раза больше дорог, чем в прошлом

Губернатор Свердловской области Денис Паслер подвел итоги дорожного сезона в регионе. В своих соцсетях...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также