Камерный театр Объединенного музея писателей Урала завершил сезон премьерой «Острова и капитаны. Наследники» по мотивам романа Владислава КРАПИВИНА. И в этом событии сошлось два юбилея – 85 лет со дня рождения мэтра уральской литературы, о чем в регионе знают практически все (губернатором подписано распоряжение о праздновании в 2023 году юбилея писателя), и юбилей самого театра, о чем, скорее всего, помнят только театралы. Камерный театр, уникальный «островок» в культурном пространстве Урала, завершил 25-й сезон.
Не лишне вспомнить историю. Камерный театр стал результатом мощного творческого союза: Лидии Худяковой, создателя и первого директора Объединенного музея писателей Урала, и режиссера Вячеслава Анисимова, который стал тогда художественным руководителем театра. Именно они, инициаторы идеи камерного сценического пространства в столице Урала, построили второй музейный театр в России – первый принадлежит Эрмитажу.
Миссия Литературного квартала
Идея Камерного театра появилась в 1986-м и была органична миссии самого места – Литературного квартала. В архитектурном ансамбле из музейных домов-усадеб театр задумывался как способ поддержания имиджа литературы, продвижения музейных ценностей, поиска театральных интерпретаций классики. Правда, выяснилось: энтузиасты задумали, но Время оказалось не готово к этой заманчивой идее. Камерный стал одним из свердловских долгостроев – до его открытия прошло 12 драматичных лет.
Открытие состоялось в 1998-м благодаря команде мэрии Екатеринбурга и лично главе города Аркадию Чернецкому. И это тоже было символично: на фоне экономического кризиса родился культурный феномен. Отдельная история – строительство, архитектура здания. Когда появились первые каркасы, Лидия Худякова шутила, что «строит теплицу для цитрусовых». В шутке была своя правда: на волне дефолта было много сугубо хозяйственных забот. Например, уникальные люстры были изготовлены на Асбестовском кирпичном заводе – и это стало своего рода производственным экспериментом: до этого завод не производил световое оборудование. Рассказывают, демонстрация изделий проходила своеобразно: работники завода стелили огромную пленку, а Вячеслав Анисимов и Лидия Худякова ложились и смотрели в «люстровое небо». Оценивали.
Однако главная, творческая задача была в другом. «В Камерном театре должен быть слышен даже шепот…» – говорил Вячеслав Анисимов. Сегодня в зале на 157 мест так и есть. Сцена построена по чертежам знаменитого домашнего театра графа Шереметьева, а вкупе с залом она создает потрясающую акустику.
От первого лица
В главной роли – 13-летний Юрий АНИКИН, ученик Екатеринбургской детской театральной школы. Признается, что любит книги Крапивина, а своего героя принимает со всей его сложностью:
– Егор – неоднозначный персонаж, поначалу он эгоистичен, жесток, но постепенно меняется – и этим интересен. А еще меня поразило то, что роман написан о 1980-х, но я узнаю в нем себя, своих ровесников. У подростков те же проблемы сейчас, что и тогда, – отношения с родителями, друзьями, одноклассниками, буллинг и т. д. Очень любопытно работать над ролью Егора…
Правдиво, честно, иногда больно…
Здесь и был сыгран под занавес сезона спектакль «Острова и капитаны. Наследники» (режиссер Георгий Цнобиладзе). Это третья часть знаменитой трилогии Крапивина. Советское детство 1980-х. Непростые отношения между поколениями, конфликт отцов и детей по-крапивински. В центре повествования – сложный подросток Егор Петров, его отношения с родителями и друзьями. История одной маленькой жизни с тайнами, предательством и обретением настоящего. Правдиво, честно, иногда больно…
С самого основания театр работает по принципу антрепризы и репертуарного театра, в нем играют приглашенные артисты ведущих екатеринбургских театров. По этому принципу создавались, входят в нынешний репертуар театра спектакли по золотой классике мировой литературы (но российской – прежде всего): «Алые паруса» Грина, «Барышня-крестьянка», «Метель» Пушкина, «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, «Дама с собачкой» Чехова, «Миллионерша» Шоу, из уральской классики – «Каменный цветок» Бажова, «Ванькины именины» по «Аленушкиным сказкам» Мамина-Сибиряка. С 2018 года при поддержке министерства культуры Свердловской области, управления культуры администрации Екатеринбурга, СТД России театр учредил и ежегодно проводит фестиваль «СВОЙ» – работы в жанре моноспектакля и дуэта.
2023 год богат и на юбилеи литературных классиков. Верный избранной миссии, театр подкрепляет ее новым обращением к известным текстам. По Островскому в афише театра – «Волки и овцы», «Не все коту масленица». К 155-летию со дня рождения Горького состоялась весной премьера «Дети солнца». И вот сейчас – Владислав Крапивин. В спектакле «Острова и капитаны. Наследники» занята практически только собственная труппа (да, с недавних пор она есть у театра!). Премьеру по роману уральского Командора можно увидеть еще 15 и 16 августа.