В Театре кукол показали спектакль о 300-летии Столицы Урала: рецензия от Андрея Кулика

В Екатеринбургском Театре кукол — премьера: «История города в куклах». Вся история Екатеринбурга за один час в изложении Петрушек. Спектакль ставился для малой сцены, но вызвал такой ажиотаж, что пришлось его перенести на большую. И все равно в зале не было ни одного свободного места!

В центре сцены — балаган. По бокам — музыканты, то и дело меняющие инструменты (похоже, все они умеют играть на всем). Действие начинается, когда выходит Шарманщик, повелитель Петрушек. Он командует, а они с радостью валяют дурака, рассказывая несерьезную историю города, и спрашивают время от времени: «А мы не слишком переигрываем?» Не слишком!

Сколько раз спрашивал знакомых о памятнике Татищеву и де Геннину на площади Труда: а кто из них кто? Как правило, пожимают плечами: да кто их разберет, этих отцов-основателей… В спектакле отцы-основатели тоже запутались, кто из них Татищев, а кто де Геннин, но в конце концов разобрались, и уверен, что зрители теперь твердо знают, who is who. Возникает вопрос: если они отцы, то кто же мать? И мать появляется, произносит уморительный спич и удаляется, показав публике свою голую пятую точку. Вульгарно? Да нисколько, не видел ни одного возмущенного, все от мала до велика включились в игру: мы смотрим площадное зрелище, можем почувствовать, что мы в позапрошлом веке на ярмарке.

Фото: Вадим Балакин

Но есть и множество отсылок к культуре века прошлого и даже нынешнего – пара строчек из песни, модное жаргонное словцо, цитата из культового фильма… Татищев и де Геннин, расшалившись, пугаются: а нас не посадят? И звучит бессмертная фраза: «Кто ж нас посадит — мы же памятник?» Малыши, которых в зале было много, явно не считывают этот постмодернизм, но охотно хохочут вместе со взрослыми. И радостно хором отвечают на вопрос Шарманщика, который тут Татищев: «Вот он!» — «А, может, он?» — «Нет, вот он!».

Театр рекомендованный возраст хочет поднять с 12+ до 16+ — не потому, что есть какие-то «такие» сцены, а потому, что совсем детям будет не все понятно. Но маленькие ведь приходят с большими — на то они и взрослые, чтобы после спектакля объяснить все непонятное. К тому же это череда городских легенд, анекдотов. Например, упоминается устойчивый миф о том, что метро в Екатеринбурге — самое короткое в мире. Вот и надо после спектакля сказать ребенку: «Петрушки-то глупые, все по слухам знают. А давай мы посмотрим в интернете, в каких городах мира метро короче нашего». Впечатлений хватит на весь вечер, столько интересного узнает маленький человек…

Писатель Антон Павлович Чехов и ученый Дмитрий Иванович Менделеев действительно останавливались в Екатеринбурге в «Американской гостинице», но в разное время. А у Петрушек они живут в соседних номерах: Чехов пишет «Чайку», Менделеев занимается периодической таблицей. У Чехова стреляет ружье. Менделеев поясняет репликой из «Чайки»: «Это у меня лопнула склянка с эфиром». Взрослые реагируют бурно. А детвора поймет, когда малость подрастет.

Фото: Вадим Балакин

Мы спросили у главного режиссера Театра кукол Евгения Сивко (он же — режиссер спектакля), почему к такой солидной дате в истории города выбран столь несерьезный жанр. Евгений Владимирович улыбнулся:

— К такой солидной дате что-то строится, открывается, официальные лица произносят правильные официальные речи. Но мы-то — театр. Хотелось убрать пафос и показать, что юбилей можно праздновать весело, озорно.

Следите за афишей и не прозевайте спектакль «История города в куклах». Смотреть всей семьей!

«Фолк-перекресток»: Уральский центр народного искусства объединил в День народного единства жанры и регионы России

Буквально накануне, в первые дни ноября, Уральский центр народного искусства принимал на своей площадке Всероссийский фестиваль...

Премьера мюзикла «Василиса» состоялась в парке «Россия — моя история» в Екатеринбурге

В историческом парке «Россия — моя история» 4 ноября также прошли мероприятия, посвященные Дню народного единства. На площадке...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также