С 4 по 14 сентября в Екатеринбурге пройдет фестиваль «Реальный театр»

Фестиваль «Реальный театр» — самый старший в России. В сентябре он состоится в 17-й раз. Проходит в Екатеринбурге раз в два года. Вот и считайте, сколько лет ветерану. А кто неподвластен времени, так это бессменный программный директор «Реального театра» Олег Лоевский, с которым мы встретились в преддверии фестиваля.

— Олег, сколько спектаклей по всей России вы посмотрели за два года?

— Ой, точную цифру трудно назвать. Наверное, около шестисот.

— А приедут в Екатеринбург сколько?

— Десять.

— Значит ли это, что остальные 290 оказались хуже?

— Нет, конечно. Фестиваль очень сильно зависит от бюджета и от многих организационных моментов. Если бы у меня был очень большой бюджет, тут обязательно были бы спектакли Льва Додина, Андрея Могучего и других режиссеров из Москвы и Питера. Но там заняты большие артисты с большими гонорарами… При этом есть спектакли другого звучания, с которыми по бюджету легче разобраться. Мне они очень важны в моей реальности как отражение и моего внутреннего мира, и того, что происходит с людьми сейчас. Каждый раз у «Реального театра» есть своя внутренняя драматургия, и при желании ее можно прочитать, понять… Я же не художник, у меня нет возможности транслировать свое представление о жизни через пьесу, музыку, картину… Я могу это сделать, только создав фестиваль как произведение, у которого есть композиция, кульминация… Своего рода большая пьеса, которая называется «Фестиваль «Реальный театр».

Афиша много раз менялась у меня в голове, что-то я сначала в нее включал, потом отметал по разным причинам. Мы уже договаривались с Додиным, чтобы он привез свою гениальную «Чайку» — он не смог. Выбирая, взвешивая спектакли, равные по своим художественным достоинствам, я отдавал предпочтение тем, где есть поиск смыслов.

К сожалению, фестиваль состоится с разрывом. Сначала, 3-4 сентября, пройдет золотомасочный спектакль «Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии» Театра МТЮЗ в постановке Петра Шерешевского, который известен нашим театралам по скандалу с «Ревизором» на позапрошлом фестивале, хотя скандал надуманный и вымышленный. Пётр очень умный режиссер. Есть режиссеры-мыслители и есть интуитивисты. Вот он из мыслителей, всегда интересен ход его мысли, и его «Ромео и Джульетта» — переосмысленная в связи с сегодняшними реалиями история. Мне кажется, это очень хороший спектакль, который поражает, производит впечатление. Для меня вообще очень важная категория в искусстве — впечатление. Научить мы ничему не можем, все всё сами знают…

— Фестиваль — это ведь не только спектакли, но и обсуждения. Я знаю, что в них будут участвовать и наши, и московские, и петербургские критики… А простые зрители могут к обсуждениям подключаться?

— Конечно! Если спектакль зацепил, есть что сказать, есть о чем поспорить — оставайтесь после спектакля, поговорим.

— В последнее время театральная общественность обеспокоена судьбой фестиваля «Золотая маска», его возможным переформатированием, подписывают петицию…

— Я не очень понимаю, как можно в одной номинации рассматривать большую сцену и малую сцену, мне кажется странным, когда предлагают в одной номинации оценивать классический балет и современный танец. И возможная отмена номинации «Эксперимент» тоже вызывает удивление, это бы значило — выбросить за борт интереснейших художников, артистов, режиссеров… Я надеюсь, здравый смысл восторжествует.

— За последнее время из России уехали замечательные режиссеры, в том числе и участвовавшие ранее в «Реальном театре». Как это отразилось на театральном процессе — «отряд не заметил потери бойца» или это серьезно ударило по российскому театру?

— Уехали семь театральных лидеров и около десяти режиссеров второго эшелона. Конечно, ландшафт поменялся. Но он всегда меняется – кто-то уходит из жизни, кто-то уезжает, кто-то уходит из профессии… Но работают Лев Додин, Генриетта Яновская, Кама Гинкас, Алексей Бородин… И формируется новый состав режиссерского корпуса, представленный в афише «Реального театра» — Лиза Бондарь, Александр Плотников, Петр Шерешевский, а Анатолий Праудин (он их постарше) представлен двумя спектаклями. Из Удмуртии свой спектакль по «Гамлету» Шекспира и «Цементу» Гладкова привозит ученик Праудина Степан Пектеев… Все есть!

— Вы меня разыгрываете? «Гамлет» и советский производственный роман в одном спектакле? В одну телегу впрячь не можно…

— Можно. Это сделал знаменитый немецкий драматург Хайнер Мюллер. Возможно, стилистически Фёдор Гладков далеко не совершенен, но там есть энергия созидания. Приходите на спектакль — почувствуете.

Очень важный для меня спектакль — «Идите и показывайте» Дмитрия Егорова, который когда-то начинал у нас, в ТЮЗе. В главной роли наш бывший артист Сергей Гамов, он играет Хрущёва, который приходит на выставку в Манеже в 1962 году. А есть спектакль «Ленин в Ревде» — о дискуссии, сносить ли памятник Ленину в Ревде, по реальным событиям. Разные жанры, разные времена, но все актуальны.

— Афиша такая разнообразная, что даже не знаю, найдется ли зритель, которому понравятся все спектакли…

— Есть такой зритель. Это я. А если серьезно, я знаю, что в Екатеринбурге есть люди, которые ждут «Реальный театр» и испытают те самые впечатления, о которых я говорил. Угодить всем и задачи-то нет — в театр ходит меньшинство. Вот для этого меньшинства и стараемся. Да вот недавно в рамках проекта поддержки театров малых городов России, которым занимается столичный Театр Наций, я был в новом частном театре «Старый парк». Даже не в городе — в селе Кабардинка под Новороссийском. И там зал всегда полон. Много я ездил последние месяцы по российской глубинке — театр востребован. И все эти разговоры о смерти театра — ерунда, он живет и развивается.

«Реальный театр» пройдет при поддержке губернатора Свердловской области. Учредители фестиваля: Министерство культуры Российской Федерации, Союз театральных деятелей РФ, министерство культуры Свердловской области и другие.

Это старейшая фестивальная традиция в России, «Реальный театр» ведет свою историю с 1990 года. Первый фестиваль прошел в статусе регионального, собрав в Екатеринбурге театры Урала, Сибири и Дальнего Востока. В 1994 году ему был присвоен статус всероссийского.

За 8 дней будут показаны 15 спектаклей театров из Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Москвы, Краснодара, Йошкар-Олы и Челябинска. Фестивальные спектакли представят на семи театральных площадках города.

Ранее «Областная газета» писала о том, что Свердловский театр драмы отправляется на гастроли в Качканар и Нижнюю Туру.

Семьи свердловских участников СВО отправились в Беларусь

С 17 по 23 июня семьи участников СВО из Свердловской области примут участие в мемориальных мероприятиях, посвященных дню начала Великой Отечественной...

Денис Паслер поздравил выпускниц, которые сдали на сто баллов два ЕГЭ

Руководитель Свердловской области Денис Паслер поздравил двух выпускниц, сдавших на максимальный балл ЕГЭ по двум...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также