— Олег, сколько спектаклей по всей России вы посмотрели за два года?
— Ой, точную цифру трудно назвать. Наверное, около шестисот.
— А приедут в Екатеринбург сколько?
— Десять.
— Значит ли это, что остальные 290 оказались хуже?
— Нет, конечно. Фестиваль очень сильно зависит от бюджета и от многих организационных моментов. Если бы у меня был очень большой бюджет, тут обязательно были бы спектакли Льва Додина, Андрея Могучего и других режиссеров из Москвы и Питера. Но там заняты большие артисты с большими гонорарами… При этом есть спектакли другого звучания, с которыми по бюджету легче разобраться. Мне они очень важны в моей реальности как отражение и моего внутреннего мира, и того, что происходит с людьми сейчас. Каждый раз у «Реального театра» есть своя внутренняя драматургия, и при желании ее можно прочитать, понять… Я же не художник, у меня нет возможности транслировать свое представление о жизни через пьесу, музыку, картину… Я могу это сделать, только создав фестиваль как произведение, у которого есть композиция, кульминация… Своего рода большая пьеса, которая называется «Фестиваль «Реальный театр».
Афиша много раз менялась у меня в голове, что-то я сначала в нее включал, потом отметал по разным причинам. Мы уже договаривались с Додиным, чтобы он привез свою гениальную «Чайку» — он не смог. Выбирая, взвешивая спектакли, равные по своим художественным достоинствам, я отдавал предпочтение тем, где есть поиск смыслов.
К сожалению, фестиваль состоится с разрывом. Сначала, 3-4 сентября, пройдет золотомасочный спектакль «Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии» Театра МТЮЗ в постановке Петра Шерешевского, который известен нашим театралам по скандалу с «Ревизором» на позапрошлом фестивале, хотя скандал надуманный и вымышленный. Пётр очень умный режиссер. Есть режиссеры-мыслители и есть интуитивисты. Вот он из мыслителей, всегда интересен ход его мысли, и его «Ромео и Джульетта» — переосмысленная в связи с сегодняшними реалиями история. Мне кажется, это очень хороший спектакль, который поражает, производит впечатление. Для меня вообще очень важная категория в искусстве — впечатление. Научить мы ничему не можем, все всё сами знают…
— Фестиваль — это ведь не только спектакли, но и обсуждения. Я знаю, что в них будут участвовать и наши, и московские, и петербургские критики… А простые зрители могут к обсуждениям подключаться?
— Конечно! Если спектакль зацепил, есть что сказать, есть о чем поспорить — оставайтесь после спектакля, поговорим.
— В последнее время театральная общественность обеспокоена судьбой фестиваля «Золотая маска», его возможным переформатированием, подписывают петицию…
— Я не очень понимаю, как можно в одной номинации рассматривать большую сцену и малую сцену, мне кажется странным, когда предлагают в одной номинации оценивать классический балет и современный танец. И возможная отмена номинации «Эксперимент» тоже вызывает удивление, это бы значило — выбросить за борт интереснейших художников, артистов, режиссеров… Я надеюсь, здравый смысл восторжествует.
— За последнее время из России уехали замечательные режиссеры, в том числе и участвовавшие ранее в «Реальном театре». Как это отразилось на театральном процессе — «отряд не заметил потери бойца» или это серьезно ударило по российскому театру?
— Уехали семь театральных лидеров и около десяти режиссеров второго эшелона. Конечно, ландшафт поменялся. Но он всегда меняется – кто-то уходит из жизни, кто-то уезжает, кто-то уходит из профессии… Но работают Лев Додин, Генриетта Яновская, Кама Гинкас, Алексей Бородин… И формируется новый состав режиссерского корпуса, представленный в афише «Реального театра» — Лиза Бондарь, Александр Плотников, Петр Шерешевский, а Анатолий Праудин (он их постарше) представлен двумя спектаклями. Из Удмуртии свой спектакль по «Гамлету» Шекспира и «Цементу» Гладкова привозит ученик Праудина Степан Пектеев… Все есть!
— Вы меня разыгрываете? «Гамлет» и советский производственный роман в одном спектакле? В одну телегу впрячь не можно…
— Можно. Это сделал знаменитый немецкий драматург Хайнер Мюллер. Возможно, стилистически Фёдор Гладков далеко не совершенен, но там есть энергия созидания. Приходите на спектакль — почувствуете.
Очень важный для меня спектакль — «Идите и показывайте» Дмитрия Егорова, который когда-то начинал у нас, в ТЮЗе. В главной роли наш бывший артист Сергей Гамов, он играет Хрущёва, который приходит на выставку в Манеже в 1962 году. А есть спектакль «Ленин в Ревде» — о дискуссии, сносить ли памятник Ленину в Ревде, по реальным событиям. Разные жанры, разные времена, но все актуальны.
— Афиша такая разнообразная, что даже не знаю, найдется ли зритель, которому понравятся все спектакли…
— Есть такой зритель. Это я. А если серьезно, я знаю, что в Екатеринбурге есть люди, которые ждут «Реальный театр» и испытают те самые впечатления, о которых я говорил. Угодить всем и задачи-то нет — в театр ходит меньшинство. Вот для этого меньшинства и стараемся. Да вот недавно в рамках проекта поддержки театров малых городов России, которым занимается столичный Театр Наций, я был в новом частном театре «Старый парк». Даже не в городе — в селе Кабардинка под Новороссийском. И там зал всегда полон. Много я ездил последние месяцы по российской глубинке — театр востребован. И все эти разговоры о смерти театра — ерунда, он живет и развивается.
«Реальный театр» пройдет при поддержке губернатора Свердловской области. Учредители фестиваля: Министерство культуры Российской Федерации, Союз театральных деятелей РФ, министерство культуры Свердловской области и другие.
Это старейшая фестивальная традиция в России, «Реальный театр» ведет свою историю с 1990 года. Первый фестиваль прошел в статусе регионального, собрав в Екатеринбурге театры Урала, Сибири и Дальнего Востока. В 1994 году ему был присвоен статус всероссийского.
За 8 дней будут показаны 15 спектаклей театров из Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Москвы, Краснодара, Йошкар-Олы и Челябинска. Фестивальные спектакли представят на семи театральных площадках города.
Ранее «Областная газета» писала о том, что Свердловский театр драмы отправляется на гастроли в Качканар и Нижнюю Туру.