Рецензия на спектакль «Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии» от Андрея Кулика

В Екатеринбурге состоялись первые показы фестиваля «Реальный театр». Стартовал фест как всегда, озорно и весело. Правда, некоторые маловеры и нытики говорили: а вдруг дождь пойдет? Ведь шоу происходило под открытым небом перед входом в ТЮЗ. Знающие люди улыбались: не будет дождя, Лоевский в сапогах. В этом году на открытии играли золотомасочный спектакль МТЮЗа «Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии».

Лет 30 назад в день открытия «Реального театра» случилось жуткое ненастье — дождь со снегом, и пока Олег Семенович Лоевский (бессменный программный директор смотра) добрался до театра, весь до ниточки промок. А надо ехать в аэропорт, встречать гостей. И ныне покойная актриса Надежда Озерова дала ему сапоги своего отца — не какие-нибудь кирзачи, а яловые! В тот день Олег открывал фестиваль в сапогах, и сконфуженная стихия успокоилась, весь фестиваль была отличная погода. С тех пор Лоевский появляется на открытии «Реального театра» в этих волшебных сапогах. Работает без осечки!

В этом году на открытии играли золотомасочный спектакль МТЮЗа «Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии». Жанр обозначен как «театральное исследование природы любви и насилия по мотивам одноименной пьесы Уильяма Шекспира».

Спектакль совсем свежий. С «Золотой маской» в Екатеринбурге давно и замечательно работает арт-холдинг «Ангажемент». Как правило, прежде, чем привозить постановки, возглавляющая «Ангажемент» Татьяна Самойлова их смотрит. Но тут случилось небывалое — доверившись Олегу Лоевскому и, конечно же, авторитету «Золотой маски», Татьяна привезла по сути кота в мешке, она вместе с екатеринбуржцами впервые увидела спектакль Петра Шерешевского. И пришла в восторг.

В зале, правда, оказались несколько человек, которые стали уходить уже в первом акте, не дожидаясь антракта. Видимо, не умеют читать и ждали канонического Шекспира. Но ведь русским по белому написано: пьеса С. Саксеева. Что ж, не совпали, бывает. А мне жалко ушедших, лишивших себя мощных эмоций и пищи для ума. К счастью, непонятливых оказалось очень мало, зал принимал спектакль восторженно и провожал бурными овациями.

Так из-за чего сыр-бор? Действие разворачивается в России 90-х, Монтекки и Капулетти — враждующие криминальные группировки, Парис — коррумпированный мент, которому заносят конверты с долларами главы обоих кланов. Он хозяин города, от него зависит, кому и как тут жить. Парни в адидасовских спортивных костюмах, кошмарная попса, бал — тусовка гопников с дешевым бухлом и кое-чем позабористее.
Ромео и Джульетта вроде бы ведут себя как все, но когда они встречаются, вместо возвышенных романтических пассажей они цитируют Генри Миллера, Платона, Фрейда… Пытаются по книгам понять, чем любовь отличается от секса. Друзья и родные их не понимают: секс — отличная штука, зачем еще придумываете какую-то любовь?

А любовь накрыла подростков не по-детски, и никакие мудрые книги не могут ответить: что делать? Как и шекспировские персонажи, они хотят пожениться и отправляются к священнику. Брат Лоренцо — ветеран войны в Афганистане, любитель армейских песен под гитару, с татуировкой десантника. Но такой же мудрый и добрый, как у Шекспира. Он венчает влюбленных.

Казалось бы, совет да любовь. Но ведь это же трагедия. В начале спектакля появляется занавес из кроссовок, красивый и загадочный. А во втором акте Тибальд, убив Меркуцио, снимает с него кроссовки. Убивший Тибальда Ромео добавляет к этому множеству кроссовок еще одну пару. Парни убивают парней, забавный поначалу занавес становится страшным.

Неумолимый рок приближает героев в смерти. Их последняя встреча перед изгнанием Ромео (мы же знаем, что дальше — смерть обоих). Юные супруги смотрят по телеку фильм Дзефирелли «Ромео и Джульетта». Финал фильма — их скорый финал. Ромео в оцепенении. И вдруг Джульетта восклицает: «Да пошли они в жопу со своими традиями! Не будем мы умирать!» Ромео оживляется и вспоминает, как у Тарантино в «Бесславных ублюдках» убивают Гитлера в кинотеатре, а в «Однажды в Голливуде» Шэрон Тейт, погибшая жена Романа Поланского, остается в живых. Зрители думали, что знают, чем все кончится — Тарантино их обманул. «Чем мы хуже Тарантино?» Ребята прыгают в машину и уезжают прочь от разборок, жизни по понятиям, неизбежной трагической развязки. Как в спектакле Юрия Любимова «Добром человеке из Сезуана»: «Плохой конец заранее отброшен — он должен, должен, должен быть хорошим!»

Как выяснилось, для многих участников спектакля это первые гастроли, а это ведь как первая любовь — не забудется. И мы этот спектакль — яростный, смешной, умный, лирический, эффектный.

Конкурсные показы фестиваля продолжатся 9 сентября.

«Реальный театр» проходит при поддержке губернатора Свердловской области. Учредители фестиваля: Министерство культуры Российской Федерации, Союз театральных деятелей РФ, министерство культуры Свердловской области и другие.

Это старейшая фестивальная традиция в России, «Реальный театр» ведет свою историю с 1990 года. Первый фестиваль прошел в статусе регионального, собрав в Екатеринбурге театры Урала, Сибири и Дальнего Востока. В 1994 году ему был присвоен статус всероссийского.

Всего за 8 дней будут показаны 15 спектаклей театров из Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Москвы, Краснодара, Йошкар-Олы и Челябинска. Фестивальные спектакли представляют на семи театральных площадках.

Другие рецензии Андрея Кулика можно найти в этом разделе сайта «Областной газеты».

Свердловская делегация примет участие в региональных днях II Всероссийского муниципального форума

Свердловская делегация 24–25 января станет участником первого регионального дня в Мурманской области, который откроет серию мероприятий...

«Быть родителем — это огромный труд»: Евгений Куйвашев вручил государственные награды многодетным уральцам

В доме Севастьянова 22 января состоялась торжественная церемония награждения уральских многодетных семей медалями ордена...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также