«Урал Опера Балет» представил первую премьеру сезона — оперу «Дюймовочка»

Сплошные неожиданности. От имени композитора (Ефрем Подгайц отлично известен в России, но в уральской афише его имя появилось впервые) до пения под куполом зрительного зала. И — бездна юмора! Да-да, в грустной сказке про Дюймовочку. Впрочем, это у Андерсена она грустная. Девочка, выросшая в цветке, волею случая из тепличных домашних условий попадает в отнюдь не тепличные, в череду мытарств. И только в самом конце, после жаб-мышей-кротов — опа: встреча с Принцем! Как награда.

У Ефрема Подгайца — не сказка, а быль. Про вполне себе современную девочку, у которой родители — не ячменное зернышко и цветок, а нормальные папа и мама. А все перипетии в болотно-подземном пространстве — всего лишь детский сон, навеянный чтением сказки на ночь. Правда, во сне маленькой девочке тоже придется пережить немало испытаний (все то, что есть у Андерсена!), но принципиальная разница — во всех мытарствах она проявит характер. Она же современный ребенок. Зачем ей избалованный мажор Жаба, Майский жук с нарцисским самомнением, распонтованный Крот? В мечтах у девочки уже есть Принц. Это еще одно важное отличие от литературного первоисточника: Принц — не «бонус» за долготерпение в череде бед, он появляется в начале сна Дюймовочки и ненавязчиво станет точкой отсчета во всем, что свалится на девчонку, не даст ей смириться с бедами.

Такой акцент в андерсеновской истории сделал композитор. Его же поддержала и вся постановочная команда «Урал Опера».

— Мне и самой не нравилось, что в сказке Дюймовочка слабая, подчиняющаяся обстоятельствам, на всё согласная, — говорит режиссер Надежда Столбова. — Неприятно поразил когда-то андерсеновский финал: принцу не понравилось имя Дюймовочки, он предлагает ей другое, и та соглашается. То есть она согласна на отрицание себя, ведь имя — это судьба. Наша Аня (это родители, любя ее, называют Дюймовочкой) — не такая. Не малышка, но еще и не подросток. Психологи выделяют в нынешних детях состояние «предподросток»: многочисленные знания о мире, которые дети впитывают из всех смартфонов-айфонов, одного делают инфантильным, в другом рано воспитывают характер. Чтобы понять: современный «предподросток» — он какой, мы с тремя нашими Дюймовочками-актрисами ходили даже в школу, наблюдали за девчонками. На уроке, после уроков. Сделали для себя массу открытий. Они хотят казаться взрослыми. Даже ведут себя так. Но когда их никто не видит, они — малявки. Нам важно, чтобы наша героиня не осталась странно-сказочной, голубой. Чтобы дети себя в ней узнали…

Жабье племя достаточно наглое и воинственное в опере «Дюймовочка». Фото: Полина Зиновьева

Полагаю: узнают. А взрослые, которые поведут детей-внуков на оперу, узнают себя. И не только в главных персонажах из фауны — женихах: Жаба-сын, надменный Майский жук, прижимистый Крот. Поскольку «Дюймовочка» из абсолютной сказки превратилась в реальную семейную историю со сказкой-сном юной барышни, то в ее сне все персонажи из «мира животных» обрели человеческие черты. Труженицы-землеройки с отбойными молотками и коловоротами безоглядно приходят на помощь Дюймовочке, роют подземный ход. «Надо — значит, сделаем». Зато сердобольная (как бы!) Мышь себе на уме и не прочь сама «прихватизировать» жениха-Крота…

За этим забавно наблюдать. «Обличье» персонажей из фауны (художник-постановщик Ксения Кочубей), их поведенческие манеры, даже их лексика (либретто Роксаны Сац и Виктора Рябова) так остроумно обыграны, что «Дюймовочка» напрочь лишилась поучающего, менторского елея. Даже взрослым, многажды читавшим-перечитывавшим эту историю с детства, не скучно будет прожить ее заново. При этом история не утратила серьезный смысл. Житейский, понятный. Девочка (пусть и во сне) борется с недетскими проблемами, даже готова принести себя в жертву ради мамы-ласточки (так трансформировались во сне сказочный сюжет и реальная профессия мамы, она летчик). Месседж для современного ребенка — не надо опускать руки; из любой ситуации есть выход, надо найти его.

Много лет «Дюймовочка» Ефрема Подгайца успешно идет в Московском музыкальном детском театре им. Н. И. Сац. Но там труппа работает с микрофонами, в либретто есть разговорные эпизоды. «Урал Опера» работает в классике жанра, поэтому — какие микрофоны, какие речитативы?! По просьбе театра, специально для Урала композитор сделал новую редакцию — заменил разговорные фрагменты мелодекламацией, дописал сцены для детского хора.

Опера «Дюймовочка» ориентирована на детей 6+, младший школьный возраст. Но думаю: здесь тот случай, о котором мечтают все театры, — получился спектакль для семейного просмотра. Поучительно и забавно. Забавно и поучительно. Для любого возраста.

Ранее «Областная газета» писала о том, что в новом сезоне театр «Урал Опера Балет» в Екатеринбурге представит пять премьер.

В селе Сысертского района прошел фестиваль-конкурс «Волшебный микрофон»

В зале Кашинского дома культуры прошел 12-й фестиваль-конкурс детской и юношеской эстрадной песни «Волшебный микрофон». В концертной...

Удобство и выгода онлайн-оплаты в Т-Банке

Преимущества использования чеков онлайн в Т-Банке Онлайн-чеки сегодня являются неотъемлемой частью современной финансовой системы. С...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также