В Свердловском театре драмы премьера: спектакль по пьесе Теренса Рэттигана. Рецензия Андрея Кулика

На российской сцене этот спектакль — впервые

В Свердловском государственном театре драмы представили постановку «Любой ценой…» режиссера Алексея Бадаева по пьесе «Мальчик Уинслоу» британского драматурга прошлого века Теренса Рэттигана.

Пьеса «Мальчик Уинслоу» много раз ставилась в театрах всего мира, начиная с 1946 года ее экранизировали в разных странах. Последняя киноверсия режиссера Дэвида Мамета вышла в 1999 году, ее можно найти в Интернете (наши переводчики дали свое название — «Приговор»). А вот на российских подмостках пьесу Рэттигана поставили впервые. И тоже под другим названием — «Любой ценой…».

История, взятая драматургом за основу, действительно произошла незадолго до Первой мировой войны и всколыхнула всю Англию, но имена он, конечно, изменил. В пьесе Ронни, подросток из уважаемой семьи, учился в Военно-морском училище в Осборне, откуда его с позором изгнали, обвинив в краже пяти шиллингов у однокурсника. Артур, отец, спрашивает, действительно ли Ронни совершил преступление. Парень говорит: нет. Его честного слова оказалось достаточно, чтобы отец вступил в битву с Адмиралтейством…

Фото: Вадим Балакин

Так начинается этот не­обычный спектакль. На сцене не только играют актеры, но и зрители — сидят на скамьях по обе стороны. Публика должна себя почувствовать членами Палаты общин британского парламента, и в определенный момент она примет участие в происходящем.

И что, ради этих пяти шиллингов сыр-бор разгорелся? Нет, все куда серьезнее. Когда Адмиралтейство отказалось пересмотреть дело мальчика Уинслоу, у главы семьи остается последняя надежда — самый дорогой адвокат Лондона. Формально есть возможность обратиться к Палате общин, чтобы та разрешила генеральному прокурору принять к производству дело «Уинслоу против Короны». Вот тут-то и закипели страсти. Старику Уинслоу объясняют: вы хотите судиться с Короной, то есть подвергаете сомнению решение королевского Адмиралтейства — значит, вы пытаетесь дискредитировать наш славный флот! Пусть даже мальчик и не крал эти несчастные шиллинги, но нельзя же признать, что королевский институт может ошибаться.

Разреши одному такое безобразие, так за ним и другие потянутся. У нас столько проблем — гражданская война в Ирландии, забастовки, дело пахнет мировой войной, а мы на этого сопляка должны обращать внимание? И адвокат настаивает: должны. Если британскому подданному будет отказано в праве отстаивать свою честь в суде (против флота, армии, полиции, да любого института власти), это очень плохо для Британской империи.

За это право семья Уинслоу платит очень высокую цену. Чем закончится схватка человека с империей, узнаете в театре. И зададитесь вопросом: а не сбрендил ли старик? Проглотил бы обиду, не предавал бы дело огласке, и сын спокойно учился бы в школе, где никто бы и не знал, почему он не окончил военно-морское училище. Всем хорошо, правда? Или оно того стоило?

В спектакле заняты актеры Драмы разных поколений — от маститого Бориса Горнштейна (Артур) до Кирилла Лозового, который в этом году окончил наш театральный институт, Ронни — его дебют на академической сцене, и дебют яркий.
Разумеется, активно задействованы мультимедийные возможности современного театра. В кульминационные моменты буквально вплотную к артистам подходит оператор, и мы видим на большом, во всю стену, экране их крупные планы. Театр, как известно, отличается от кино отсутствием таких планов (в театре мы смотрим, в кино нам показывают). В последние годы экраны мы видим в каждой третьей постановке. Но в данном случае это не дань моде: ведь зрители сидят с двух сторон, и к какой «трибуне» ни повернись лицом, неизбежно к другой окажешься спиной. Так вот, сцена допроса Ронни адвокатом — это один крупный план Кирилла Лозового, и тут любая фальшь усилилась бы многократно. Молодой артист справился.

Фото: Вадим Балакин

Еще экран нужен для нашего полного погружения в эпоху: на нем возникают страницы газет, пишущих о мальчике Уинслоу, кинохроника Лондона тех лет. И вдруг потом — кадры с фронтов Первой мировой войны. В пьесе только упоминается ее предчувствие, экран же нам напоминает: а завтра была война… Так что в этой постановке экран — важная и необходимая часть происходящего.

Когда зритель узнаёт из анонса, что это английская пьеса про события более чем вековой давности, он может засомневаться: а надо ли смотреть про них и про тогда. Не сомневайтесь: это про нас и про сейчас.

Ранее в «Областной газете» выходила рецензия Андрея Кулика на сериал «Трепачи».

Совет Федерации поддержал проекты социально-экономического развития Свердловской области, представленные Евгением Куйвашевым

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поддержала проекты развития Свердловской области, представленные губернатором Евгением Куйвашевым...

Фотокорреспондент «ОГ» открыла в Екатеринбурге выставку фотографий с Земли Франца-Иосифа

В Екатеринбурге открылась персональная выставка фотокорреспондента «Областной газеты» Полины Зиновьевой. Она представила снимки, сделанные в экспедиции...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также