Рождественский концерт в «Урал Опера Балет» — из разряда «ожидаемая неожиданность». Билеты раскупаются сильно загодя, хотя привычное, без интриги название обещает вроде бы «всего-то» академическое чередование музыкальных номеров. Но зрители уже знают: интрига обязательно будет. Каждый раз концерт создается с какой-то идеей, которая подобно лейтмотиву объединяет все музыкальные номера. Так было и нынче.
За десять с лишним лет, что существуют в Оперном рождественские концерты, был, кажется, только один год, когда театр, «подустав» от собственных фантазий (и предполагая, что подустал и зритель), сделал классический праздничный концерт. Во все остальные годы лейтмотивом становились либо Рождество с его непременными атрибутами и традициями, либо Елка с новогодними подарками и Дедом Морозом. Звучали песенная классика и оперные хиты. Очень часто это было с юмором. Например, в одном из первых Рождественских концертов арию Кармен харизматичная Надежда Бабинцева спела в… обувном магазине. Было эпатажно, но — оправданно. По сюжету действа.
Нынче концерт тоже без уточняющего названия. Интрига сохраняется вплоть до того, как перед зрителем распахнется занавес. А когда это случится, большинство вспомнит словосочетание «ожившие полотна», появлявшееся в последние годы на выставочных проектах ИЗО в Екатеринбурге. Только здесь полотна еще и зазвучат, а герои — запоют.
— Мне кажется: чудо, которое все ждут в Новый год, можно испытать при встрече с шедеврами мирового искусства, — говорит Мария Рубина, режиссер-постановщик концерта. — Поэтому мы перенесли действие в стены музея. Создали условный Музей мечты, где собрали произведения искусства, которые в реальной жизни, на одной площадке, никогда не встречаются. Но в идеальном музее, да еще в канун Рождества и Нового года, всё возможно. И встреча с искусством, героями «оживших полотен» может приумножить радость праздника.
— Итак, в одном музейном зале — картины разных эпох, разных стран и художников? Но, как говорят в театре: а сверхзадача?
— Чтобы путешествие по эпохам, по историям — от XVIII–XIX веков до нашего времени — объединило всех нас. Потому что в этой придуманной ситуации каждый из нас может почувствовать себя героем любой эпохи.
Мы, действительно, взяли картины, далекие друг от друга в пространстве и во времени. В первом действии больше картин старых мастеров, а к концу концерта, во втором действии, появляются уже авангардисты и сюрреалисты. Единственное: старались выбирать максимально известные полотна, чтобы зрителю легко было их вспомнить и эмоционально включиться в действие.
— Кто подбирал картины — художник-постановщик или вы? И что было первично: картина или музыкальный номер?
— Конечно — музыка! Сначала сделали с дирижером музыкальную программу, под нее, под концертные номера подбирали картины. Либо на контрасте, либо в созвучии. Подбирали командой. Изначально у меня были какие-то пожелания. Художники их иногда корректировали — уточняли, что не сочетаются, например, какие-то художественные школы или техники. Я доверялась художникам, когда видела — это действительно здорово! А где-то и мне удалось убедить их, что в таком-то эпизоде мне нужны именно контрасты, что в этом есть та или иная мысль. В общем, шел диалог. И придумывались истории. Под музыку…
В Рождественском концерте звучит много барочной музыки, много малоизвестной музыки — Люлли, Рамо, Респиги, Гендель. Но музыкальный фон создают также и мелодии популярных композиторов — Моцарт, Глинка, Верди, Чайковский. Более того, подчас — подлинные хиты вроде Испанского танца из «Лебединого озера», куплетов Олимпии из оперы «Сказки Гофмана» или «Yesterday». Причем в соответствии с замыслом надо актерски оправдать даже парадоксальный альянс живописи и музыки, с чем, к примеру, блистательно справляется молодая солистка Светлана Ковтун в оффенбаховском шлягере. Знаменитые «Куплеты Олимпии» звучат в… гардеробе музея. А Олимпия — вовсе не кукла (как в оригинале), а предприимчивая современная барышня, имеющая виды на богатых посетителей. Повторяю: неожиданно, но отыграно великолепно.
И еще пара вопросов режиссеру-постановщику Рождественского концерта Марии Рубиной.
— Под Новый год вы позволили себе фантазийные встречи не только живописных полотен и музыки, но и героев картин из разных эпох?
— Да, есть эпизод, где общаются герои разных авторов, разных художественных школ. «Девушка с жемчужной сережкой» Вермеера, «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи, «Портрет мужчины в красном тюрбане» Яна ван Эйка действительно герои разных времен и стран, но в нашем номере мы объединили их общей историей. Картины в музее ночью, когда их никто не видит, оживают под действием волшебства. Мы же все в детстве верили, что игрушки ночью оживают. Здесь что-то похожее. Старались придумать не только визуальные связи, но и раскрыть содержание картин через музыку. В этом эпизоде у нас звучит терцет «Soave sia il vento» из оперы Моцарта «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных».
В эпизоде, где звучит музыка из кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана», — на сцене вроде современное застолье. Но там и по тексту все идет про средневековые застолья, про таверну. Мы взяли контекст, который задан композитором, и подобрали соответствующие визуальные образы. Конечно, старались найти смыслы в этом сочетании несочетаемого. Шли от музыки прежде всего, а также — от характера живописи, характера героев. Плюс наша история, которую мы хотели рассказать, — вот и создавались какие-то связи. Возникала сложность, которая дает дополнительную глубину. Главное, чтобы после финала зрители уходили с ощущением того, какую силу нам может дать Искусство…
«ОГ» выяснила: Александр Меркушев, хореограф-постановщик концерта, уже планирует показать балетные номера в рамках хореографических гала-концертов театра. Оперные номера, к сожалению, история на один раз. Но «Урал Опера Балет» представит девять рождественских концертов — с разными составами исполнителей. А в канун Нового года — не поверите! — уже создана постановочная команда следующего Рождественского концерта.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге прошло новогоднее представление, организованное Законодательным собранием Свердловской области.