В театре «Урал Опера Балет» прошел рождественский концерт

Театр представит на каникулах девять таких концертов — с разными составами исполнителей

Рождественский концерт в «Урал Опера Балет» — из разряда «ожидаемая неожиданность». Билеты раскупаются сильно загодя, хотя привычное, без интриги название обещает вроде бы «всего-то» академическое чередование музыкальных номеров. Но зрители уже знают: интрига обязательно будет. Каждый раз концерт создается с какой-то идеей, которая подобно лейтмотиву объединяет все музыкальные номера. Так было и нынче.

За десять с лишним лет, что существуют в Оперном рождественские концерты, был, кажется, только один год, когда театр, «подустав» от собственных фантазий (и предполагая, что подустал и зритель), сделал классический праздничный концерт. Во все остальные годы лейтмотивом становились либо Рождество с его непременными атрибутами и традициями, либо Елка с новогодними подарками и Дедом Морозом. Звучали песенная классика и оперные хиты. Очень часто это было с юмором. Например, в одном из первых Рождественских концертов арию Кармен харизматичная Надежда Бабинцева спела в… обувном магазине. Было эпатажно, но — оправданно. По сюжету действа.

Нынче концерт тоже без уточняющего названия. Интрига сохраняется вплоть до того, как перед зрителем распахнется занавес. А когда это случится, большинство вспомнит словосочетание «ожившие полотна», появлявшееся в последние годы на выставочных проектах ИЗО в Екатеринбурге. Только здесь полотна еще и зазвучат, а герои — запоют.

— Мне кажется: чудо, которое все ждут в Новый год, можно испытать при встрече с шедеврами мирового искусства, — говорит Мария Рубина, режиссер-постановщик концерта. — Поэтому мы перенесли действие в стены музея. Создали условный Музей мечты, где собрали произведения искусства, которые в реальной жизни, на одной площадке, никогда не встречаются. Но в идеальном музее, да еще в канун Рождества и Нового года, всё возможно. И встреча с искусством, героями «оживших полотен» может приумножить радость праздника.

Мария Рубина, режиссер-постановщик Рождественского концерта. Фото: Павел Ворожцов

— Итак, в одном музейном зале — картины разных эпох, разных стран и художников? Но, как говорят в театре: а сверхзадача?

— Чтобы путешествие по эпохам, по историям — от XVIII–XIX веков до нашего времени — объединило всех нас. Потому что в этой придуманной ситуации каждый из нас может почувствовать себя героем любой эпохи.

Мы, действительно, взяли картины, далекие друг от друга в пространстве и во времени. В первом действии больше картин старых мастеров, а к концу концерта, во втором действии, появляются уже авангардисты и сюрреалисты. Единственное: старались выбирать максимально известные полотна, чтобы зрителю легко было их вспомнить и эмоционально включиться в действие.

— Кто подбирал картины — художник-постановщик или вы? И что было первично: картина или музыкальный номер?

— Конечно — музыка! Сначала сделали с дирижером музыкальную программу, под нее, под концертные номера подбирали картины. Либо на контрасте, либо в созвучии. Подбирали командой. Изначально у меня были какие-то пожелания. Художники их иногда корректировали — уточняли, что не сочетаются, например, какие-то художественные школы или техники. Я доверялась художникам, когда видела — это действительно здорово! А где-то и мне удалось убедить их, что в таком-то эпизоде мне нужны именно контрасты, что в этом есть та или иная мысль. В общем, шел диалог. И придумывались истории. Под музыку…

Фрагмент Рождественского концерта. Фото: Павел Ворожцов

В Рождественском концерте звучит много барочной музыки, много малоизвестной музыки — Люлли, Рамо, Респиги, Гендель. Но музыкальный фон создают также и мелодии популярных композиторов — Моцарт, Глинка, Верди, Чайковский. Более того, подчас — подлинные хиты вроде Испанского танца из «Лебединого озера», куплетов Олимпии из оперы «Сказки Гофмана» или «Yesterday». Причем в соответствии с замыслом надо актерски оправдать даже парадоксальный альянс живописи и музыки, с чем, к примеру, блистательно справляется молодая солистка Светлана Ковтун в оффенбаховском шлягере. Знаменитые «Куплеты Олимпии» звучат в… гардеробе музея. А Олимпия — вовсе не кукла (как в оригинале), а предприимчивая современная барышня, имеющая виды на богатых посетителей. Повторяю: неожиданно, но отыграно великолепно.

И еще пара вопросов режиссеру-постановщику Рождественского концерта Марии Рубиной.

— Под Новый год вы позволили себе фантазийные встречи не только живописных полотен и музыки, но и героев картин из разных эпох?

— Да, есть эпизод, где общаются герои разных авторов, разных художественных школ. «Девушка с жемчужной сережкой» Вермеера, «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи, «Портрет мужчины в красном тюрбане» Яна ван Эйка действительно герои разных времен и стран, но в нашем номере мы объединили их общей историей. Картины в музее ночью, когда их никто не видит, оживают под действием волшебства. Мы же все в детстве верили, что игрушки ночью оживают. Здесь что-то похожее. Старались придумать не только визуальные связи, но и раскрыть содержание картин через музыку. В этом эпизоде у нас звучит терцет «Soave sia il vento» из оперы Моцарта «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных».

В эпизоде, где звучит музыка из кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана», — на сцене вроде современное застолье. Но там и по тексту все идет про средневековые застолья, про таверну. Мы взяли контекст, который задан композитором, и подобрали соответствующие визуальные образы. Конечно, старались найти смыслы в этом сочетании несочетаемого. Шли от музыки прежде всего, а также — от характера живописи, характера героев. Плюс наша история, которую мы хотели рассказать, — вот и создавались какие-то связи. Возникала сложность, которая дает дополнительную глубину. Главное, чтобы после финала зрители уходили с ощущением того, какую силу нам может дать Искусство…

Фрагмент Рождественского концерта. Фото: Павел Ворожцов

«ОГ» выяснила: Александр Меркушев, хореограф-постановщик концерта, уже планирует показать балетные номера в рамках хореографических гала-концертов театра. Оперные номера, к сожалению, история на один раз. Но «Урал Опера Балет» представит девять рождественских концертов — с разными составами исполнителей. А в канун Нового года — не поверите! — уже создана постановочная команда следующего Рождественского концерта.

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге прошло новогоднее представление, организованное Законодательным собранием Свердловской области.

Денис Паслер сообщил, что за ноябрь на свердловских предприятиях задолженность по зарплате была снижена на 20,6 млн рублей

На предприятиях Свердловской области за ноябрь 2025 года удалось снизить задолженность по заработной плате на 20,6 млн рублей. В своих соцсетях...

Почти 50 тыс. свердловчан занимаются адаптивной физической культурой и спортом

Более 46 тыс. жителей Среднего Урала занимаются адаптивной физической культурой и спортом. В соответствии с задачами государственной программы...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также