«Красная нить, красная строка»: генеральный директор Свердловской музкомедии Ян Смоленцев рассказал о планах театра на 2024 год

И о личном талисмане — красном клубке

Со школьных лет известно: «красная строка» — новый период, новый поворот в общем повествовании. Образно говоря, именно такой момент сейчас у Свердловского театра музыкальной комедии, в котором накануне Нового года указом губернатора был назначен новый генеральный директор. Спустя четыре года после руководителя-легенды Михаила Сафронова. Тем интереснее и важнее знать — кто пришел.

— Ян Александрович, вы не чужой этому театру человек. Пять лет работали здесь главным администратором. А начинали, кажется, вообще с Детской студии?

— Первой была роль Камыша в «Приключениях Буратино». Многие с нее начинают, долго-долго готовятся, хоть и выход на пять минут… Одним из любимых спектаклей был «Оливер!». Он родился при создании Студии, давал творческий рост детям: сначала ты выходишь Мальчиком с тарелочками (так называлась роль в конце спектакля), потом дорастаешь до роли Чарли. Плут и Чарли — два друга-беспризорника, которые рядом с Оливером на протяжении всего спектакля. Роль ответственная, с необходимостью взрослого понимания: нужно играть беспризорника и ни в коем случае нельзя показать, что ты только что нормально поел, пришел из школы. У Чарли-то «душ» в последний раз был где-то в речке летом, еда — когда смог ее добыть, а то и отобрать. Роль была немногословная, но очень объемная: много мизансцен, танцев…

Мы выходили на сцену с такими мэтрами, как Жердер, Антонова, Чернов, Шамбер. Они и тогда были ведущими артистами, а сегодня — легенды театра. Немногие из нынешних солистов могут похвастаться тем, что видели их, тем более — выходили на одну сцену. С возрастом понимание, с кем ты был рядом, все острее.

Студийцы и сейчас растут на этих ролях, этих спектаклях. Это хорошо поставленный процесс, который по сути ведет юного человека к профессии. Когда-то Вячеслав Павлович Разноглядов не зря задумал эту историю с Детской студией. Она была первой профессиональной детской студией в России. Таковой и остается.

— Если одним словом обозначить впечатления из того периода, то для вас это было…

— Взросление. И не только творческое. Мы не знали каникул. Если роль в одном составе, ты не мог заболеть, уехать с родителями в отпуск. Они подстраивались под тебя, потому что «ты в репертуаре».

Точка отсчета — спектакль

Фото: Павел Ворожцов

— Вы закончили известную «Школу Дадамяна» по специальности «менеджер сценического искусства». Специализировались на антикризисном управлении. Можно назвать три главные заповеди театрального менеджмента?

— Мы были последним курсом, кого Дадамян набирал лично. И курс получился продуктивным. Пять человек стали директорами театров: от Москвы до Иркутска, от частного театра до «Сатирикона».

Что касается менеджерских заповедей — их нет, как не существует и методички для создания спектакля-хита. Главное все равно — любовь к театру. С 2016 года, когда Михаил Вячеславович Сафронов пригласил меня на должность главного администратора, я не «хожу на работу». Я получаю удовольствие. В театре нет понятия «рабочий день». Точка отсчета — «есть спектакль». Все, в том числе и величина рабочего дня, во имя него. А из моих личных менеджерских заповедей: поставленная задача должна быть выполнена вчера. То есть мы с коллегами должны настолько чувствовать друг друга, что необходимое уже должно быть в реализации, либо коллеги уже об этом думают. Не люблю: когда ставишь задачи, а тебе говорят: «Никогда так не было». Есть традиции, но есть вещи, которые нужно попробовать: получится — не получится. В творчестве только так…

— В кабинете генерального директора, наверняка, как-то изменяете пространство под себя. Но что от предшественника, легендарного Сафронова, не тронете никогда?

— Все осталось на своих местах. Абсолютно все. Добавилась только фотография Михаила Вячеславовича. Думаю, в ближайшие годы у меня рука не поднимется что-то менять тут. Это — память, которая будет только помогать. Не скрою, мне пока непривычно смотреть на кабинет, на входную дверь с этой стороны. Я сентиментально отношусь к некоторым пересечениям обстоятельств, знакам судьбы. Например, когда в 28 лет я возглавил Нижневартовский ТЮЗ, был самым молодым директором государственного театра. А Сафронов был самым молодым директором театра в Советском Союзе. Не сравниваю, не ставлю рядом — абсолютно разные времена и люди. Но каких-то параллелей не могу не замечать. А еще я был последним, кто видел Михаила Вячеславовича — в Москве, в его последней командировке. Он был на съезде СТД. Я — на первом Вахтанговском фестивале. Он позвонил: нужно встретиться. Встретились. И он говорил о необходимости изменений внутренних процессов в театре, курсе на обновление. Разговор был еще не о конкретных деталях, но о неких важных принципах…

— С удивлением узнала: при вашем молодом возрасте вы в 2022-м удостоены престижной театральной награды — Вахтанговской премии в области организации театрального дела. Что «натворили»?

— Когда приехал в Нижневартовск, театру нужно было измениться. Это был запрос самого коллектива. Сделали. Проект назывался «Количественные и качественные изменения театра в северном регионе». Ключевое 0 специфика работы на севере. Ты не ездишь на гастроли зимой, потому что температура может быть минус 50. Иногда отменяешь спектакли, потому что актировка (из-за морозов нет занятий в школе, и в театр никто не придет). Могут не дать отопления…

Нижневартовский ТЮЗ, выросший из театра кукол «Барабашка», стал первым профессиональным театром Югры. Я тоже считал это нашим брендом: профессиональная культура Югры началась с нашего театра.

Чтобы и завтра открыть занавес

Фото: Павел Ворожцов

— И вот — Свердловская музкомедия. Первоочередные задачи генерального директора сегодня?

— Штанкетное хозяйство театра. Оно существует с 1964 года. Морально и технически устарело. А мы выпускаем спектакли на этой механике. Чтобы идти дальше (не для того даже, чтоб становиться лучше, а просто — чтобы быть), нужна реконструкция. Задача — сделать все, чтобы творческий состав театра не думал о «технике-механике». Но без помощи региона, правительства мы это не реализуем. Слишком большие средства. Только на проектно-сметную документацию необходимо около 12 миллионов рублей. Подрядчики уже соревновались по опыту, по цене. Определен победитель. Сейчас занимается разработкой. В конце 2024 года мы поймем сумму, необходимую для ремонта. Это локальные, но важные работы — от колосников до планшета сцены. Повторюсь: если сейчас мы это не сделаем — завтра просто не сможем открыть свой занавес.

— Судя по настроению министра культуры Свердловской области Светланы Николаевны Учайкиной на пресс-конференции, где вас представляли, она готова помогать…

— Культуре области повезло, что Светлана Николаевна когда-то сама в Екатеринбургском ТЮЗе занималась не реконструкцией даже одного штанкетного хозяйства, а ремонтом. В принципе. Она понимает, насколько это трудозатратно, сколько требуется ресурсов. Когда отраслью руководит человек, которому не «нужно объяснять», это сокращает в разы принятие решений.

— Трогательный факт: приказ о вашем назначении подписан губернатором 31 декабря. Под Новый год — новый руководитель театра. Соответственно — волшебные, завышенные ожидания. Главные творческие планы? Например, у области вот-вот — юбилей. Помнится, пять лет назад театр отметил «дату» масштабными гастролями по области…

— За проведение того юбилейного тура по области отвечал как раз я. Михаил Вячеславович ставил задачу: 85 лет — 85 мероприятий. Мы сделали 110 за полтора месяца. Ивдель, Тугулым, Каменск-Уральский… Всю область объехали. Начинаешь лучше узнавать территории, возможности муниципалитетов, людей. Везде проходили практически на аншлагах, не было свободных мест. И было видно, как ждали уральцы приезда театра. Цветы, аплодисменты, горячее питание для артистов, даже…баночки с заготовками. На память. В качестве искренней благодарности. В этом году мы тоже отправимся в тур. Маршрут выстраивает театр — расстояния нас никак не пугают, но мы ждем заявок от муниципалитетов региона. Даты тура определяются. Скорее всего — май–июнь-июль.

— В дни 90-летия Свердловской музкомедии стало известно и о больших гастролях театра в Минск. Выделено 35 миллионов рублей.

— Это подарок правительства региона на юбилей театра. Двухнедельные гастроли состоятся в сентябре — с нашими лучшими спектаклями. От Минска уже есть запрос на «Мертвые души». Обязательно повезем мюзикл «Екатерина Великая», вероятнее всего — «Алые паруса». А когда минчане услышали, что будем ставить «Любовь и голуби», выразили желание увидеть и этот спектакль.

— «Любовь и голуби»? В начале сезона названия не было в планах. Видимо, они скорректировались?

— Название предложило творческое руководство. А я как человек «с другой стороны» всегда гляжу в репертуар: как будет смотреться в нем то или иное название? Это мне нравится. Даже пока еще нет ничего — от слова «совсем». Наверное, по адресу публики и впечатлениям спектакль будет примерно как любимая зрителем «Тетка Чарли».

Но основной премьерой остается «Человек, который смеется» по Гюго. На эту постановку мы выиграли грант губернатора. Спектакль масштабный, густонаселенный. Композитор Сергей Дрезнин дописывает музыку. Уже был техсовет, утвержден макет спектакля. Технические цеха сдают сметы. То есть театр вплотную подошел к постановке спектакля, премьера которого 23–24 мая.

И в эти же дни приезжают участники Международного конкурса молодых артистов оперетты и мюзикла имени Курочкина. Он уже девятый! Формируем жюри.

После гастролей в Минск приступаем к постановке, которая утверждена оргкомитетом, что создан был указом губернатора в преддверии юбилея театра. В оргкомитете мы встретились с людьми, которым тоже небезразлична культура, творчество, и мы договорились о выпуске спектакля «Тайна третьей планеты» по известному мультфильму. Идея главного режиссера Нины Владимировны Чусовой — искусственный интеллект, робототехника, голограммы — понравилась нашим партнерам (они работают как раз в этой сфере), и они берут на себя полностью финансовое обеспечение спектакля. Но творчество — за нами. Убежден: родится спектакль, который будет жить долго.

Пять-шесть костюмов в шкафу… Зачем?

— Сейчас в театре отпуск…

— Не люблю это время. Хотя цеха работают, шьют. Не люблю выходные, вечер пятницы: придет какая-то идея — а надо жить с этим до понедельника. Люблю, когда вовсю, в разных углах театра идет репетиционный процесс: откуда-то доносится звук фортепиано, репетирует оркестр, идут вокальные уроки. Ты не знаешь иногда — что и для чего, но понимаешь: происходит что-то интересное, что даст свои плоды. Никогда не смотрю на время. Плохо, когда есть время смотреть на время.

— С приоритетами во времени понятно. А в пространстве? Любимое место в театре?

— Традиционное представление — директор должен любить зрительный зал, когда он полон. А я люблю заходить в зал, когда он пуст. Тишина приятна. Эмоциональна и обещающа. Представляешь, что сегодня в этом зале не будет ни одного пустого места…

— Если не секрет, есть ли талисман, который «на удачу» сопровождает вас по жизни? Что, например, за неожиданный красный клубок на столе?

— На удачу, как вы говорите, на работе всегда много костюмов. Наверное, и сейчас: шкаф открыть — их висит пять-шесть. Ты должен всегда быть готов ко всему. Можешь прийти в чем-то спортивном, но если вдруг надо поехать на совещание, выйти к зрителям — ты готов, в форме. И наоборот: в багажнике машины у меня всю зиму горные лыжи. Появился свободный час-два — могу поехать покататься. Не надо заезжать домой, подниматься, переодеваться.

А клубок… В Нижневартовске мы делали ребрендинг театра, за два года полностью изменили визуал: интерьеров, логотипа, афиши — всего, с чем соприкасается зритель до прихода в театр. Придумали ход — красная нить. То, из чего, в прямом и переносном смысле, можно что-то связать. Сотворить. В логотипе появился красный клубок и…варежка. Слоган родился: «Плетем истории» — летопись театра. Нить — это и тепло, которое ожидает зрителя в театре. И связь поколений. В этом много смыслов и возможных объяснений…

Город хорошо принял этот символ. А когда я уходил, коллеги подарили мне этот клубок. Он не отвлекает. Но убрать — я сразу замечу. Люблю вещи, сделанные руками. Хорошо сделанные. Видите: нить не пушится. Клубок смотан качественно, ровно. Форма близка к совершенству…

Досье «Областной газеты».
Ян Александрович СМОЛЕНЦЕВ

Окончил Высшую школу деятелей сценического искусства «Школа Г. Г. Дадамяна»:

2018 — по специальности «Менеджер сценического искусства»;

2021 — «Вызовы времени. Управление театром в современных условиях»;

2022 — получил дополнительное образование в Театральном институте им. Бориса Щукина по специальности «Методы эффективного управления в сфере культуры»;

2016-2021 — главный администратор Свердловского театра музыкальной комедии;

2021-2023 — директор Нижневартовского театра юного зрителя;

С 2023 — заместитель генерального директора по организации зрителя Свердловской музкомедии, генеральный директор;

2022 — лауреат Вахтанговской премии в области организации театрального дела.

Ранее «Областная газета» писала о том, что свердловские театры отправляются в большие зимние гастроли.

Опубликовано в № 6 (9817) от 15 января 2024 года.

Новым генеральным директором «Россети Урал» стал Дмитрий Воденников

Назначен новый генеральный директор «Россети Урал» — им стал Дмитрий Воденников. Решение принято 21 ноября на заседании совета...

Свердловские студенты отправились в экспедицию, посвященную 80-летию освобождения Беларуси от нацистских захватчиков

12 студентов из разных городов Свердловской области отправились в Беларусь в экспедицию «Поклон вам русский до земли, герои-города». Поездку...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также