У нее — юбилей. Большой — 80 лет! Актер в день своего рождения на сцене, в спектакле, — дело привычное. И даже — в юбилей, такое бывает. Но чтобы юбиляр (ша) согласилась в этот день еще и на интервью — не припомню. Вероника Мечиславовна согласилась. На сопереживающий вопрос типа «в такой напряженный день еще и интервью» спокойно ответила: «Главное, чтобы спектакль прошел хорошо».
— «Мадам Рубинштейн» — история женщины, в середине ХХ века построившей с нуля империю красоты и ставшей одной из самых богатых в мире. Когда-то вы сказали: «Актер в роли должен идти от себя, но — как можно дальше». Куда уж дальше?! Вы и — «львица» косметического бизнеса…
— Да уж! Баночка крема этой фирмы стоит 18 тысяч (смеется)… Я ничего не знала ни об австралийской драматургии, ни о Джоне Мисто, чья пьеса в нашем театре стала российской премьерой. И ничего не знала о мадам Рубинштейн. К своему стыду. Но она меня очень заинтересовала. Она — из польского гетто, еврейка. И у меня папа бежал с семьей из Польши, спасаясь от немецких погромов. У меня в роду — поляки, евреи, русские, украинцы, чем очень горжусь. Чем больше — тем лучше. И вот «корни» — это наше общее с Хеленой Рубинштейн. Остальное действительно из серии «где я и где она».
Шла от ее поступков. Согласитесь, они больше говорят о человеке. Не слова — поступки. Так вот, женщина, вышедшая из низов общества, сотворила революцию в косметике, стала фигурой № 1 в этом бизнесе. В Австралии косметика продавалась по два шиллинга, она стала продавать по восемь, потому что «дорогой продукт вызывает уважение» и, как она говорит своему партнеру, «Бизнес, детка, — это чистая психология». Согласитесь, фразы заставляют задуматься, даже если ты не занимаешься бизнесом… У Хелены была тяжелейшая жизнь. Едва начав бизнес, она приехала домой с подарками, а ее на порог не пустили: пошла вон, позор нашей семьи. В Талмуде же написано, что женщина не должна красить лицо. Хелена нарушила заповедь. И гибель сына она пережила… Но! Ее заповеди стали профессиональным кредо косметической промышленности. «Красоту надо увидеть и — подчеркнуть. И даже дурнушка станет принцессой». Или: «Нет некрасивых женщин, есть ленивые». Ну, разве не интересно такой характер играть?! Даже если уже многое сыграно за 64 года на сцене…
— Сколько-сколько?!
— Я же в театре с 15 лет. Прослушивалась в Студию при Куйбышевском театре драмы, прибавив себе год. Они, правда, раскусили. Но — взяли, с условием «закончить школьное образование». Так что днем — училище, первый курс, вечером — ШРМ. А уже и роли в театре пошли…
Да, 64 года. И кажется, сыграла все, что хотелось. Даже образы неожиданные — по разным причинам. Например, Эмму в «Репортаже из Тараскона». Эмма — добрая и любящая. И всё! А что играть? Помните Хоботова в «Покровских воротах»? «Большой ребенок». Вот и Эмма такая. Это и сыграла (за эту роль В. Белковская была удостоена премии губернатора за выдающиеся достижения в области искусства. — Прим. ред.). Или сваха в «Женитьбе Бальзаминова» — да, после чудной Лидии Смирновой в одноименном фильме. Есть опасность повториться. Но! Только яйца в кассете абсолютно похожи. Главное — не быть таким «яйцом» (смеется). Моя сваха азартна. И не во имя барыша, а чтобы в свадебной авантюре поучаствовать, судьбами поиграть…
Сегодня, кроме «Мадам Рубинштейн», занята еще в спектаклях «Вдовий пароход», «Ханума», «Мастер и Маргарита». А когда-то (улыбается) успевала и в своем родном театре — Свердловской драме, и с Колей Колядой в его театре много работали, и госпожа Тупикова на святках в Доме актера, и роли в кино…
— А когда, рассказывают, были гастроли в Москве, то Галина Волчек назвала вас «свердловской Дорошиной»…
— Было. Так ведь я и играла в «Любовь и голуби». Причем не только Надю. Обе женские роли. Надю и Раису. Ну да, абсолютные крайности. Персонажи — полярней не придумаешь. Ну так и это было интересно.
— Однажды на улице, в темноте, зрительница узнала вас по голосу: «Вы актриса? Видела вас…» Я в театральном многолюдье издалека узнаю вас по смеху. Откуда в вас столько позитива?
— Добро посылаешь в мир — добро возвращается. Я в это свято верю. Один человек меня научил: как только кто-то при встрече начинал жаловаться на жизнь, он просто пожимал руку и приветливо говорил: «Всего доброго, до свиданья!» — и дистанцировался. Не надо брать на себя чужой негатив. Лучше оставаться на светлой стороне. Может, тогда в мире будет больше добра?
— Но ведь даже вашей успешной Хелене Рубинштейн не от всех проблем и бед удалось дистанцироваться. И нам каждому не всегда удается…
— Тогда вспоминаю мамино, из юности: «Да укрепят нас наши трудности», говорила она железным голосом. И Хелена Рубинштейн, преодолевшая массу личных бед и проблем в бизнесе, от конкурентов, стала от этого только сильнее. Вот если мне удается «донести» со сцены такого человека, такую Женщину — это и есть хороший спектакль.
Ранее «Областная газета» писала о том, что Свердловский театр драмы представил премьеру — «Босяки во фраках».
Опубликовано в № 24 (9835) от 6 февраля 2024 года.