«Гроза», свежий ветер: новоуральский театр кукол поставил спектакль «Гроза» по А. Н. Островскому

Театр открывает новые горизонты — для себя и для зрителей

Кукольные театры априори воспринимаются как театры для детей. Ну, куклы же, детская забава… Новоуральский театр кукол нарушил традиционное представление и в рамках нацпроекта «Культура» поставил «Грозу» по Островскому. Спектакль с возрастным цензом «16+». Меняющий школьные штампы в восприятии героев и основного конфликта пьесы.

Юбилей А. Н. Островского, который Россия отмечала в 2023-м, позволил режиссеру-постановщику Павлу Мясникову осуществить давнюю мечту — поставить «Грозу», тема которой, на его взгляд, достаточно современна. Конечно, если отойти от привычных с советских времен клише школьной программы и прочитать пьесу не «по диагонали», а вчитаться в диалоги и монологи, вдуматься в конфликт и характеры персонажей.

Павел Мясников вчитался. И по его убеждению (и театральной версии) Катерина — вовсе не «луч света в темном царстве», о чем несколько поколений россиян талдычат со школы, а Кабаниха — не злобная домостроевка, заедающая молодых членов семьи. Взглянув на героев под углом сегодняшнего дня, Павел Мясников увидел в Кабанихе, Марфе Игнатьевне Кабановой, единственного… положительного персонажа «Грозы». В многонаселенной пьесе она одна адекватно ощущает себя в реальном мире и хочет защитить от «грозы» и семью, и город. А может, и больше того?

В маленьком приволжском городе Калинове, о котором рассказывает Островский, еще царит рай, но небо уже так сильно затянуто тучами, что печальные последствия неизбежны. Понятно, что гроза — иносказание: не столько природный катаклизм, сколько нежелательное влияние извне, «свобода нравов», которая грозит нарушить привычный россиянину семейный уклад. Театру интересна в первую очередь судьба и боль Марфы Игнатьевны Кабановой. Хозяйка семейства, мать, она попадает в переломный момент жизни не только своей семьи, города, страны, но мира в целом — и единственная из всех реально воспринимает надвигающуюся беду…

— Конечно, для спектакля в Театре кукол текст пьесы был подсокращен, но то, что звучит, — слово в слово от Островского, — рассказывает заведующая литературной частью Новоуральского театра Елена Карпова. — Не­обычное прочтение «Грозы», новый взгляд на ее содержание, сказался и на необычной визуальной подаче истории. Тем более что это куклы! Мир городка Калинова предстает несколько иллюзорным, со сказочными мотивами. Например, Кулигин появляется у нас в костюме… водолаза, но это оправданно — он же «мещанин, одержимый идеями прогресса». А все члены семьи Марфы Кабановой появляются вначале один за другим из матрешки. И только потом становятся куклами — и Тихон, и Варвара, и сама Катерина…

Кстати, куклы для этой постановки (художник-постановщик Павел Хицов) были изготовлены в мастерских театра, где в 2019 году в рамках национального проекта «Культура» был произведен капитальный ремонт.

Зрители, которые уже посмотрели спектакль (а на днях Новоуральский театр кукол показал «Грозу» и в Екатеринбурге), соглашаются друг с другом в главном: Кабаниха — не страшный отрицательный персонаж; и никакая она не Кабаниха, а Марфа Игнатьевна — сильная, строгих правил хозяйка большого дома, большой семьи. Персонаж положительный. А от этого и многие другие акценты истории меняются.

— Конечно, это спектакль для взрослых. Наш театр таким образом открывает для себя новые творческие горизонты, — комментирует Елена Карпова. — Делаем спектакли и для подростков. Но детский репертуар, как был, так и остается в приоритете. Совсем недавно, в феврале, выпустили премьеру «Тигренок на подсолнухе». Это история про то, как Тигренок, маленький обитатель суровой уссурийской тайги, проходит сложный путь самопознания, проявляя доброту и благодарность, помогает друзьям — и взрослеет. Выбор этого материала, который рассчитан на совсем юный возраст, тем не менее тоже обусловлен одной из главных целей нацпроекта «Культура» — воспитание зрителя.

Новоуральский театр кукол с 2017 года участвует в нацпроекте «Культура». За это время в театре появилось новейшее световое и звуковое оборудование, фото- и видеоаппаратура для съемки спектаклей и других творческих проектов.

Новоуральский театр кукол до ремонта. Фото: Фрагмент сюжета Новоуральской вещательной компании (НВК)

 

… и после. Фото: TEATRSKAZ.RU

В 2019-м проведен капитальный ремонт здания мастерских театра. Новоуральский театр кукол — один из девяти российских театров кукол и единственный в Свердловской области, первым попавший в федеральный проект «Культурная среда» нацпроекта «Культура». Кстати, нынче планируется модернизировать зрительный зал, оборудовав в нем кресла-трансформеры.

С 2018 года в рамках нацпроекта в театре поставлены 10 спектаклей,
три из которых стали дипломантами фестивалей разного уровня.

Ранее «Областная газета» писала о том, что обновленный Новый Молодежный театр в Нижнем Тагиле открылся для зрителей.

Опубликовано в № 48 (9859) от 6 марта 2024 года.

На звание «Достояние Среднего Урала»-2024 выдвинуты театры, ансамбли, хор и рок-группы

Две недели остается до окончания первого этапа конкурса «Достояние Среднего Урала» (ДСУ), 31 мая...

В Алапаевске создан муниципальный филармонический зал

Свердловская филармония и Алапаевск подписали договор о создании в городе муниципального филармонического концертного зала....

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также