Шанс и судьба: в Свердловской области прошел конкурс артистов оперетты и мюзикла

Грант губернатора обеспечил проживание в Екатеринбурге в дни конкурса всех участников, а также достойный призовой фонд для победителей

29 мая гала-концертом на сцене Свердловской музкомедии завершился IX Международный конкурс молодых артистов оперетты и мюзикла им. В. А. Курочкина. Конкурс, объединивший представителей 17 городов России и Беларуси, в очередной раз прошел при поддержке губернатора и министерства культуры Свердловской области. «Областная газета» является информационным партнером мероприятия.

Строго говоря, конкурс — событие корпоративное, в результатах которого заинтересован прежде всего Театр. Ну, или сами молодые артисты, которым дается шанс заявить о себе, обратить внимание режиссеров, директоров театров. И все же это тот редкий случай, когда к «узковедомственному событию» проявили большой интерес власть и зрители Урала.

Грант губернатора обеспечил проживание в Екатеринбурге в дни конкурса всех участников, а также достойный призовой фонд для победителей. А зрители могли свободно проходить на прослушивания, и многие воспользовались «счастливым билетом». Потому что конкурс им. Курочкина, на взгляд со стороны, — тот же концерт: костюмы, реквизит, разыгранные эпизоды из оперетт и мюзиклов, аплодисменты. Да, на этом конкурсе они разрешаются: поддержка стимулирует артистов.

— Уровень участников, ­безусловно, повышается, — сказал председатель жюри народный артист России Максим ­Дунаевский. — И это свидетельство доверия к конкурсу. Очень важно, что конкурс молодых артистов оперетты и мюзикла проводится здесь. Да, в Москве есть свой — «ОпереттаLand», но здесь конкурс шире, разнообразнее. И это оправданно: благодаря Владимиру Курочкину, Кириллу Стрежневу здесь создалась «кузня мюзикла», студия рождения талантов этого жанра.

На первом конкурсе, где я возглавил жюри, соотношение было такое: две трети участников были артисты оперетты. Теперь — наоборот. Это сама жизнь делает свое дело! Мюзикл набирает обороты, расширяет территорию, поскольку это современный жанр. Я много езжу по городам — там, где ставят мои мюзиклы. Везде встречаю участников либо даже лауреатов конкурса Курочкина. Так что конкурс — важнейший для Театра в принципе…

На каком еще творческом ристалище участнику дадут шанс повторить выступление, остановиться и начать сначала?! А на конкурсе им. Курочкина пара таких прецедентов были, когда «подножку» артисту ставили привходящие случайности. Организаторы конкурса и жюри настроены не «заваливать», а не упустить ни малейшего проявления таланта. Из этих же соображений уже несколько лет для всех конкурсантов мэтры жанра проводят мастер-классы по вокалу, пластике и т. д. Даже если не победишь, даже если совсем не обратишь на себя внимания — ты приехал не зря. ­Уедешь другим. Это не мои слова. Конкурсантки из Москвы, студентки ­РАТИ-ГИТИС Полины Пчелинцевой, которая во время импровизированного кастинга, что проводил главный режиссер «Ленкома Марка Захарова» Алексей Франдетти, была остановлена и… получила от режиссера приглашение на роль Ольги в мюзикл «Онегин» на Таганке. «И даже если бы не получила, — признается Полина, — уезжаю другим человеком, с мощным творческим багажом».

Но в контексте конкурса важен не только шанс, но и судьба. Отдельного исполнителя, ­некоторых амплуа жанра и жанра в целом, актерского ремесла и предназначенности. Радуясь даровитости участников, члены жюри конкурса все же с обеспокоенностью говорили в интервью «ОГ» о редком сегодня амплуа каскадной пары, которое к тому же больше уходит в акробатику, чем в суть образов (Жанна Жердер, актриса, режиссер, дочь знаменитой свердловской пары Римма Антонова-­Эдуард Жердер); о стремительности нашего времени, которое готово подкинуть шанс, но иногда не дает возможности вырасти в большого артиста — «нужно время, чтобы взрасли выдающиеся таланты Татьяны Шмыги, Галины Петровой» (Алексей Франдетти). Свердловская музкомедия учредила в этом году приз легендарного режиссера Кирилла Стрежнева и будет вручать его за комплекс актерских качеств — «нужен умный актер, каких воспитывал и с какими работал Кирилл Савельевич» (Филипп Разенков, художественный руководитель Театра).

Но даже комплекс актерских качеств — «всего лишь» инструментарий. Он для чего-то. И нынешние смыслы Театра, конкретно — «легкого жанра» тоже были в контексте конкурса.

— В 1987 году, когда Свердловская музкомедия приехала на гастроли в Москву, — говорит член жюри режиссер и педагог Дмит­рий Белов, — каюсь: я ничего не знал о театре. Но с тех самых пор, вот уже 30 лет, он в моем сердце. Знаете, однажды так случилось: сначала в Америке, на родине мюзикла, я увидел «Фантом оперы», а вскоре после того — «Конец света» здесь. И мне не нужен стал никакой «Фантом…», здесь было интереснее. Кирилл Стрежнев создал в театре лабораторию жанра. И конкурс молодых артистов оперетты и мюзикла — часть этой лаборатории.

Было время, когда мы искренне восхищались мастерством артистов: ура, он свингует, ура — она делает сальто. Но возникает вопрос: зачем эти вершины мастерства? Главными стали смыслообразующие моменты.

Этот театр и этот конкурс существуют, чтобы мы не повторяли того, что рождено в жанре на Западе. И не должно быть «одиноко стоящего» Дунаевского — должен быть вал в жанре. Чтобы было из чего выбирать.

Мы часто, согласно профессии, задаем вопрос артистам: зачем выходите на сцену, что транслируете, про что играете? Но дальше надо бы задать похожий вопрос и руководству театров: вы поручаете актерам сказать нечто важное сегодня — что именно? И только кажется, что ответить легко. Пришло время смыслов!..

Трудно не согласиться.

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге стартует IX Международный конкурс молодых артистов оперетты и мюзикла.

Опубликовано в №114(9925) от 30 мая 2024 года.

«Газпром газораспределение Екатеринбург» с начала января подключил к газу более 100 домовладений

С начала реализации социальной газификации в Свердловской области АО «Газпром газораспределение Екатеринбург» построило 280 километров сетей, из которых...

Число личных кабинетов клиентов «ЭнергосбыТ Плюс» увеличилось на 157 тысяч

Число личных кабинетов клиентов Свердловского филиала «ЭнергосбыТ Плюс» достигло почти 829 тысяч на начало 2025 года....

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также