Графика балета — сыграть на контрасте: в Екатеринбурге презентовали неординарные современные балеты «Птица» и «Графит»

В этом сезоне балеты были показаны лишь однажды, теперь спектакли сыграют в начале следующего сезона

В театре «Урал Опера Балет» состоялось представление двух одноактных спектаклей — «Птицы» и «Графит». Первый поставил Игорь Булыцын, солист «Урал Балета», лауреат «Золотой маски» и хореограф, уже создавший несколько ярких работ. Второй балет — «Графит» Антона Пимонова — громкая премьера московской площадки «ГЭС-2», перенесенная на сцену екатеринбургского театра.

«Птицы»: барочные трели и спецэффекты

Балет «Птицы» поставлен на музыку Отторино Респиги — сюиты для малого оркестра. Это произведение было написано в 1928 году и основано на музыке барочных композиторов XVII века. По сути, этот цикл является попыткой передать пение птиц — кукушки, соловья, голубки… И мы перед балетом ожидали увидеть нечто подобное: разных птиц, оживающих на сцене благодаря некому хореографическому подражанию. Но предположение не подтвердилось, авторы придумали нечто более сложное и эффектное.

— Что касается идеи спектакля, то я попытался максимально абстрактно подойти к пониманию того — что такое птицы. И когда мы начали с художниками разбирать материал, стало ясно, что для нас это понятие гораздо шире: в каком-то смысле птицы мы все. Поэтому и драматургия, и окружающие спецэффекты в спектакле ведут к тому, что каждый из нас какая-то птица, — поясняет хореограф-постановщик Игорь Булыцын.

И действительно, на сцене мы увидели собирательный образ, где птицы оборачиваются то в шумную компанию молодежи, то в пару влюбленных, то в хорохорящихся соперников. Все они проживают свою историю, но в параллели с другими героями. И поэтому спектакль нестандартен вдвойне: одновременно перед публикой разворачивается сразу несколько действий. В постановке нет ведущей или второстепенной партии — каждый танцовщик на сцене главный, у него есть свой сольный номер или дуэт, где можно себя проявить. И только от самих артистов зависит, на кого в следующую секунду посмотрит зритель, чей сюжет его привлечет больше.

Сцена из спектакля «Птицы», хореограф-постановщик Игорь Булыцын. Фото: Павел Ворожцов

Но и этого авторам показалось недостаточно, задачу танцовщикам они усложнили еще и наличием на сцене видеокамеры, которая транслирует картинку на огромный экран. Возникает ассоциация с видеоловушкой — за интересными экземплярами дикой природы наблюдают, стараясь получить редкие кадры, узнать о них побольше. И этот «фильм» тоже вносит свою драматургию и, конечно, вступает в конкуренцию с артистами — еще один отвлекающий манёвр. Но в итоге все это должно сработать воедино и сложиться в один большой пазл.

— Это маленький балет, но очень большая история. Над спектаклем работало несколько художников, и я постарался максимально расчистить поле, чтобы каждый из них мог выразить себя. Да, как вы видели, у нас много мультимедиа, много сложной хореографии и сложной музыки — многосоставная вещь. Всё это должен соединить поток музыки, подобно тому, как в тоннах информации сегодняшнего дня каждый из нас все-таки старается сказать свое слово, — отметил Игорь Булыцын.

Задачу танцовщикам они усложнили еще и наличием на сцене видеокамеры, которая транслирует картинку на огромный экран. Фото: Павел Ворожцов
Фото: Павел Ворожцов

«Графит»: танец света и тени

После пестрого балета «Птицы», сопровождаемого барочными трелями, зрителей ждет мощный контраст. Глубокий монохром под нагнетающую музыку от одного из самых известных современных российских композиторов Владимира Горлинского.

Балет «Графит» — совместный проект Московского Дома культуры «ГЭС-2» и театр «Урал Опера Балет». Премьера прошла в середине апреля, как раз в открытом пространстве «ГЭС-2», где максимально сокращена дистанция со зрителем. Представление новой работы для Екатеринбурга состоялось сейчас, перед этим авторам предстояло адаптировать спектакль под театральную сцену, а по сути — заново пересобрать спектакль.

Нам удалось увидеть последние подготовительные штрихи от хореографа Антона Пимонова и композитора Владимира Горлинского перед тем, как спектакль показали свердловской публике.

— Когда мы начинали работу над постановкой, в голове я все равно держал два пространства сразу — и площадку «ГЭС-2», и театр с оркестровой ямой и другими возможностями, которые в нем есть. Что касается хореографии, то есть нюансы, которые пришлось для екатеринбургской сцены изменить. Допустим, теперь у нас другое начало и другой финал, — говорит Антон Пимонов.

Фото: Павел Ворожцов

Итак, «Графит» — это, во-первых, попытка порассуждать о крайне любопытном, загадочном материале, сочетающем в себе мягкость карандашного грифеля с его легко стирающейся линией (вот они — еле уловимые, сверхбыстрые движения пуантов) и в то же время близость к одному из самых твердых минералов — алмазу. Во-вторых, авторы фантазируют вокруг устойчивого выражения «графика танца», вовлекая зрителей в большой круг ассоциаций.

Так вот линия этого хореографических рисунка практически безупречна, и где-то даже пугающая своей точностью и совпадением с музыкальным словом. Поэтому трудно поверить, что для Владимира Горлинского это первый опыт работы с балетом.

— Мне было очень интересно погружаться в этот вид искусства. Раньше я много работал с современным танцем, но оказалось, что это совершенно разные вещи. Современный танец — это опыт чувственного, эмоционального восприятия музыки. А к балету применимо такое понятие как дансантность, то есть музыка, которая побуждает, провоцирует, генерирует движение. И мне было крайне любопытно с этим разбираться, — рассказывает Владимир Горлинский.

Перед премьерой композитор Владимир Горлинский приехал в Екатеринбург, чтобы лично настроить оркестр, добиться необходимого звучания, интонации. Фото: Павел Ворожцов

Перед премьерой композитор приехал в Екатеринбург, чтобы лично настроить оркестр, добиться необходимого звучания, интонации. После прогона нескольких сцен Владимир берет паузу — и просит музыкантов играть еще агрессивнее, еще громче, хотя мы, первые зрители, уже находились в колоссальном эмоциональном напряжении.

Усиливают впечатление музыкальные инструменты, которые Горлинский придумал специально для этого спектакля.

— Мне как композитору было интересно расширить звуковой мир, использовать не только существующие инструменты, но даже что-то построить. Мы назвали это брумстик-машина, она представляет собой металлический ящик, натянутую струну и рычаг, который управляет этой струной. Получается такое водяное, плавающее звучание. Балет начинается с такого необычного звука. Также у нас задействованы маленькая серена, тибетская чаша, африканский барабан. Это целый мир разных красок. Так что этот балет можно не только смотреть, но и вслушиваться в партитуру, — советует Владимир Горлинский.

В этом сезоне балеты были показаны лишь однажды, теперь спектакли сыграют в начале следующего сезона, не упустите шанс их увидеть.

Ранее «Областная газета» писала о том, что Нижний Новгород в рамках «Больших гастролей» привез в Екатеринбург «Щелкунчика» и «Свадьбу Фигаро».

Опубликовано в №129(9940) от 18 июня 2024 года.

Традиции, новации, рекорды: заместитель губернатора Дмитрий Ионин — о том, чего Свердловская область ждет от ИННОПРОМ-2024

Уже через 11 дней в Екатеринбурге стартует международная промышленная выставка ИННОПРОМ. Впервые за ее...

Евгений Куйвашев поручил продолжить работу по улучшению экологии в Нижнем Тагиле

Улучшение экологической ситуации в промышленном сердце Свердловской области — Нижнем Тагиле — стало ключевой...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также