На открытии состоялась премьера «Петрушки» на музыку Игоря Стравинского, а параллельно премьере в фойе театра и других локациях открылась выставка екатеринбургских художников «Код Петрушки». Так задумано. Два воплощения — пластическое и изобразительное, два взгляда на культовый персонаж русского народного театра.
Балет Стравинского, неразрывно связанный в своей истории с именами Фокина, Дягилева, Бенуа и с Серебряным веком, на сцене театра, который позиционируется прежде всего как детский, — идея неожиданная и амбициозная. «Петрушка» — легенда отечественного и мирового искусства. О музыке Стравинского великий хореограф Михаил Фокин писал: «Когда я подбираю слова, чтобы сказать, что такое Петрушка, я чувствую, как слабо слово или как беспомощен я, и еще более ценю красноречие музыки и жеста». Лукавил. Он не был беспомощен. Он создал балет, в котором Петрушка из шалуна, представителя народной смекалки и юмора, превратился в хореографический вариант «маленького человека». В исполнении Вацлава Нижинского кукольные потешки на масляничном гулянье превратились в историю-драму. Ту самую легенду. И с этим соперничать?!
Создатели «Петрушки» в уральском «Щелкунчике», к счастью, вспомнили, должно быть, что в балете-первоисточнике отразились детские впечатления авторов. И история, которая в хореографии Фокина и даже в кукольном обличии героев во всем мире воспринимается как взрослая драма, была перенесена в… детскую. В мир современных девчонок-мальчишек. Ведь и меж ними случаются недюжинные конфликты — «треугольники» симпатий-антипатий, ложные представления о силе и слабости. И если у Фокина-Бенуа аналог волнующей истории взрослых — ярмарочные куклы, то в «Щелкунчике» это реальные дети и персонажи из… коробки с игрушками. Петрушка, Балерина, Арап, Медведь, Зайчик с барабаном, Кукла бумажная и Кукла пластиковая, Змейка-трансформер и Трансформер, пришедший в мир детства из кинобоевиков. Узнаваемые игрушки нынешних пацанов-девчонок и игрушки их родителей. Дорогие каждому спутники их детства, которые — вспомните! — становились либо нашими союзниками, либо — ровно наоборот.
Балетмейстер Пётр Базарон и драматург Богдан Королек создали неожиданную, но блестящую коллаборацию с музыкой Стравинского, разыграв на «современном поле» историю о первых детских столкновениях с несправедливостью, отстаивании своего «я», готовности противостоять безбашенной силе. О взрослении. Чем не достойный сюжет для детского театра?! «Щелкунчик» рискнул и — не проиграл. Не «подвел» музыку Стравинского и своих предшественников.
Любопытно: при создании декораций «Петрушки» были использованы рисунки учащихся Театра балета «Щелкунчик», на основе которых лаборатория московских театральных художников Сергея Рябова, Веры Ахметжановой и создала визуальный мир балета (художник по свету — лауреат театральной премии «Золотая Маска» Ксения Котенёва). И это уже другая часть старта нового сезона «Щелкунчика».
— Ни один спектакль не обходится без работы художника, — говорит директор театра «Щелкунчик» Елена Давыдова. — Сами художники хотели напитаться на этом проекте детским творчеством. И это случилось. Но — пошло дальше. Популярный и любимый персонаж, с которым мы работали при постановке балета, сподвиг на идею параллельной художественной выставки со знаковым, я думаю, названием — «Код Петрушки»…
«Код Петрушки» театр балета создал совместно с Союзом русских художников, екатеринбургской Галереей современного искусства «Грани», существующей под девизом «Такие разные мы». Девиз оказался актуален и для балета, и для выставки. По словам руководителя галереи Натальи Гартман, в экспозиции — три части: собственно балет «Петрушка», вдохновивший на художественные высказывания; дань балету как искусству; поэзия детства, в том числе и уходящего, что случается с каждым из нас. 16 участников, около 60 полотен… «Голубчик Петрушка» Надежды Ушаковой, «Piccolo bambino» Станислава Круппа, «Маски» и «Пьеро» Татьяны Чепиковой, «Театр живых фигур» Надежды Шиловских, «Театральный натюрморт» Лидии Чупряковой, «Страсти Петрушки» Татьяны Каргаевой… Можно ходить меж ними, переходить от одного к другому даже без «путеводителя». Написанные специально к открытию сезона, полотна яркие, ясные, самодостаточные, а оказавшиеся в одном месте, в одно время они — не только «Код Петрушки», но и культурный код театра для детей.
Как принято в театрах, на открытии сезона «Щелкунчика» были озвучены и его планы. В течение театрального года зрителей ждут еще две премьеры. В ноябре — балет «Королевство кривых зеркал» на музыку Густава Холста. Это сценическая интерпретация известной повести-сказки Виталия Губарева о приключениях девочки Оли в Зазеркалье, где она встречается со своими недостатками, учится преодолевать страхи и комплексы. Хореографы-постановщики — Александра Чупракова и Мария Гусаренко. И еще одна долгожданная премьера — в мае 2025 года: балет «Дюймовочка» на музыку Яна Сибелиуса (хореограф-постановщик Сабина Алиева).
В репертуар детского театра «Щелкунчик» вернется танцевальный спектакль «Малыш и Карлсон» хореографа Анастасии Кадрулёвой на музыку Василия Пешкова, а также спектакль с возрастным цензом 14+ «Антарктида» в исполнении артистов молодежной труппы. Жизненную коллизию между отцом и дочерью-подростком, по-разному переживающих потерю любимой жены и мамы, воплотил в жанре хореографической новеллы хореограф Пётр Базарон.
Ну и, конечно, в планах детского театра — гастроли, участие в фестивалях, новые театральные проекты. Будем ждать!
Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что свердловский театр музыкальной комедии открывает театральный сезон области.
Опубликовано в №212(10023) от 21 сентября 2024 года.