Исторический парафраз: на I фестивале-панораме «Счастливое место» свердловские кукольные театры показали спектакли-эксперименты

Театры кукол из Новоуральска и Краснотурьинска открыли панораму спектаклей

В самые первые дни фестиваля-панорамы «Счастливое место» в Екатеринбурге показали свои спектакли два театра кукол из области — Новоуральский и Краснотурьинский. Так совпало, что они шли следом, почти встык Международному фестивалю кукол «Петрушка Великий». И хотя «Петрушка» — фестиваль конкурсный, а на «Счастливое место» театры сами предлагали спектакли, рискну сказать: предложенное вполне может конкурировать с выбором взыскательного жюри.

 «Луч света в темном царстве»: тот, да не тот

Новоуральский театр кукол поставил самую что ни на есть известную и ясную пьесу Островского. Со школьных лет все помнят в «Грозе» купца-самодура Дикого, дремучую Кабаниху, заедающую всех в семье своими попреками, ее покорного сына Тихона, невестку Катерину — мятущуюся с вопросом «Отчего люди не летают, как птицы? Я бы полетела…». С легкой руки критика-публициста Добролюбова, Катерина и стала для всех то самое — «луч света в темном царстве» купеческого городка Калинов. А где-то на обочине сюжета эпизодическим персонажем развлекал читателя-зрителя местный изобретатель-самоучка Кулигин.

Он и в спектакле развлекает. Появляется… в костюме водолаза. И костюм водолазный изобрел, и про электричество рассуждает. Время другое. Только Калинов все равно живет по патриархальным законам. Разве что одна-единственная фраза первоисточника «А время за наши грехи все короче и короче делается» настраивает: время в спектакле чуть-чуть скорректировало и героев. Что у Островского — герой положительный, то в спектакле — еще как посмотреть. Катерина, мужняя жена, чуть супруг за порог, бегом на свиданье, сама возлюбленному «на безрыбье» Борису на шею вешается. Конечно, в домостроевские времена на это тоже характер требовался, поэтому в сердечных сценах Катерина появляется в… мужской шляпе. Зато у мужика Бориса всех достоинств-то — павлиний хвост.

Режиссер-постановщик Павел Мясников и художник-постановщик Павел Хицов не склонны прикрывать ущербность характеров иных персонажей, напротив — буквализируют их. И создают на сцене, с одной стороны, лубочный мир городка Калинова (альтер-эго многих персонажей — гигантские матрешки), а с другой — мир визуально-публицистический. Например, колокола в Калинове — не привычное чугунное литье, а… мужские шапки-колпаки. «Язык» же у такого колокола — женская коса. Образно! Сразу понятно, с чьего голоса поет колокол, кто в доме правила устанавливает.

«Гроза» — затейливая постановка. Не «чисто» кукольная. В иных персонажах кукла и актер соединяются по принципу кентавра: ноги-руки от актера, а торс и голоса — кукольные. Есть и просто куклы. И только, кажется, один персонаж сугубо в человеческом облике — Марфа Игнатьевна Кабанова, та самая Кабаниха (заслуженная артистка РФ Наталья Булдакова).

Не случайно в этой истории у нее особый статус. Пока бесхребетный Тихон бежит, по сути, из дома («Две недели грозы надо мной не будет»), а дочь Варвара и невестка втихаря занимаются сердечными делами, Марфа Игнатьевна в одиночку бережет уклад дома. Домострой. Строго сыну попеняет. Невестке острастку даст. Не сделать этого — не уберечь дом от беды. Надвигающаяся гроза — не физика электричества, «она в наказание посылается». За грехи. Они в этой истории — у всех. Кроме Кабановой, взявшей на себя ответственность за всё и всех. Так что не Катерина здесь — «луч света в темном царстве». Догадываетесь — кто?

«Примерить» на себя эпоху Петра

Две фрейлины двора Петрова (артистки Анастасия Певникова и Варвара Ковалева) вместе с куклами увлекательно расскажут все о реформах Петра I. Фото: предоставлено организаторами фестиваля «Счастливое место»

Исторический парафраз — только не по вымышленному, литературному сюжету, а подлинно-историческому — представил на фестивале и Краснотурьинский театр кукол. Спектакль «Петр I: жизнь и деяния» — этакий сценический дайджест по времени Петра Великого. Разыгранный всего двумя фрейлинами двора Петрова.

Это похоже на то, как пацаны играют за столом в оловянных солдатиков или девчонки — в бумажных кукол. Сюжет и все герои — в их руках. А поскольку «авторы» разыгрываемых коллизий, пусть и державно-серьезных, — не доктора исторических наук, а «племя младое», то и стилистика соответствующая. Если царь Пётр поскакал куда-то, то обязательное озвучание — «Дыг-дыги-дыг».

В спектакле краснотурьинцев играющие «авторы» — две юные фрейлины (Анастасия Певникова и Варвара Ковалёва). Артистичные — легко перевоплощаются в мужских и женских персонажей. Общительные — запросто могут сбежать со сцены в зал и предложить зрителям «примерить на себя» петровские указы. Начитанные, образованные — много чего знают из эпохи Петра, а потому способны, в сущности, разыграть… учебник истории.

Потешный Преображенский полк и обучение солдат по принципу «сено-солома», стрелецкий бунт, создание русского флота, взятие крепости Азов, поездка на учебу за границу, Полтавская битва, образование Кунсткамеры, строительство Санкт-Петербурга… Биография Петра I и летопись России, в которой и событий немало, и ключевых персонажей. Царь Алексей Михайлович Тишайший, отец Петра, царевна Софья, сам Петр и его первая жена Евдокия Лопухина, знаменитый Арап… Все «действующие лица» — всего-то плоские, обозначающие персонаж, фигурки. Ими играют, ими разыгрывают события те самые фрейлины. Поскольку и они обе — из петровской эпохи, то у них — свое отношение к происходящему. И друг к другу.

Повествуют. Радуются. Спорят. Гневаются. Гордятся. Лукавят. Пугаются. Осторожничают. Иронизируют. Предупреждают. Подначивают друг друга и зрителей. Местами текст напоминает академическое повествование из школьного учебника истории, но, сдобренный ироничным отношением фрейлин, он увлекает. Подобно историческому анекдоту, в котором важное и страшное рассматривается как в подзорную трубу. И уже не так страшно.

Автор идеи, он же режиссер-постановщик Дмитрий Ерохин, придумал вкусное, остроумное действо. Художник-постановщик Анна Макарова оформила его так, что по деталям, точно (и опять же вкусно!) введенным в происходящее, можно почувствовать себя участником и петровской ассамблеи, и сражения русского и шведского флотов при Гангуте, приобщиться к рождению первого российского триколора.

«Поучать, развлекая» — девиз древних. Под этим «соусом» взглянул театр на эпоху Петра. Да, зрители 12+ узнают многое о жизни и деяниях первого «царя всея Руси». Однако адресность спектакля гораздо шире. Взрослые, фрагментарно многое знающие о Петре I, выстроят для себя общую картину реформ и преобразований, открывших «окно в Европу». Петровский «кубик-рубик» сложится. Легко. Остроумно. Играючи в куклы.

Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что в Екатеринбурге стартовал VI Фестиваль моноспектаклей и дуэтов «СВОЙ».

Первый визит в истории региона: духовные лидеры Урала объединились в борьбе с экстремизмом

В гостях у редакции «Областной газеты» побывали митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений и председатель...

Свердловские аграрии отмечают высокую урожайность овощей открытого грунта в 2024 году

Высокую урожайность овощей открытого грунта отмечают уральские аграрии. Сельхозпредприятия Свердловской области собирают свыше 600 центнеров...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также