Он был первым. Рожденный инициативой Свердловской музкомедии фестиваль «Счастливое место» предоставил областным театрам шанс в год 90-летия Свердловской области показать в Екатеринбурге лучшее — один спектакль, но своего рода «визитку» театра. В итоге «Счастливое место» объединило девять театров из шести городов, постановки разных жанров — драма, театр кукол, музыкальный. Для театралов это тоже был шанс и… испытание: чтобы увидеть лучшие постановки, приходилось каждый вечер отправляться в театр.
Вне жанров и без конкурса
По итогам фестиваля в Доме актера, давно ставшем площадкой общения театров региона, состоялся круглый стол. Организаторы фестиваля, представители театров, критики говорили — нет, не о качестве спектаклей (об этом речь шла после каждого показа), а о судьбе новорожденного. Насколько своевременным стал этот беспрецедентный фестиваль? Удачен ли выбор формата (вне жанров и без конкурса)? Сошлись ли интересы театров и зрителей? И если на все вопросы — да, то как проводить этот фестиваль в будущем?
— Фестиваль-панорама родился отчасти из патовой ситуации самой Свердловской музкомедии: у театра подряд были гастроли в Москве, Новосибирске, Минске — не пустовать же сцене. Но выход был удачный и счастливый, — сказала и. о. заместителя министра культуры Свердловской области Лариса Вакарь. — Театры были свободны в выборе для фестиваля своего спектакля, а иногда выбор творцов важнее выбора экспертов. Хочется, чтоб фестиваль стал цикличным. Екатеринбург привлекает все больше людей, и россияне уже привыкли: в нашем театральном городе им показывают лучшее. Похоже, и финансовая поддержка такого рода проектов (на сей раз она была от Президентского фонда культурных инициатив и областного министерства культуры) сказывается на качестве театральной продукции…
Практически не было смысла говорить, нужен или нет такой фестиваль-панорама. Вопрос, что называется, риторический. Не всякий зритель может выехать в другой город на спектакль. Не всякий театр может привезти свое лучшее в столицу Урала. Жизнь показывает: уральские театры чаще пересекаются где-то на фестивалях-форумах вне региона, а тут — такой шанс! Это оценили еще накануне фестиваля-панорамы и подтвердили «после» все и безусловно.
Единодушна оценка всех участников и в отношении формата — фестиваль без конкурса. В этом случае театры-земляки «заточены» не на творческое соперничество (лучший спектакль, лучшая актриса, лучший режиссер и т. д.), а на свободное, заинтересованное профессиональное общение. Себя показать, других посмотреть. На равных.
И одна, общая для всех сцена фестиваля тоже стала замечательным «бонусом» для участников. Правда, строго говоря, сцены было две — Свердловская музкомедия радушно предоставила для спектаклей камерных и ансамблевых свою Основную и Малую. Где-то театрам приходилось приноравливаться к ним.
— И все же заранее приготовленная «для тебя» площадка — совсем другое дело, нежели когда, собравшись показаться в Екатеринбурге, ты ищешь место показа, — поделился заслуженный артист РФ Игорь Булыгин, художественный руководитель Нижнетагильского драматического театра им. Мамина-Сибиряка. — Во-первых, не каждый театр готов отдать, даже на время, свою сцену (а что он с этого будет иметь?). Во-вторых, не всякая сцена подходит. Иная — такой полигон, что великоват даже для нашей большой труппы…
Чтобы не возникло дублирования с «Браво!»
Участники и организаторы «Счастливого места» обсудили честно (а по-другому — какой смысл?) и обнаружившиеся «недо» фестиваля. По мнению Александра Фукалова, главного режиссера Ирбитского театра драмы им. Островского, недостаточно было общения с коллегами, в занятости каждого театра своим показом его просто не хватило. Театральный критик Владимир Спешков убежден: недоставало и взгляда со стороны на фестивальную афишу.
— По долгу службы я из фестивального репертуара уже все видел, но видел и другое, — уточнил Владимир Спешков, — и, например, считаю: лучше бы Театр музыки, драмы и комедии из Новоуральска показал на «Счастливом месте» спектакль-притчу «Старик и море», чем «Званый ужин с итальянцами» Оффенбаха — оперетту в стилистике 1950-х…
Главный же вопрос фестиваля-панорамы, который, по общему мнению, надо снять вне зависимости от того, как фестиваль будет развиваться, это похожесть новорожденного «Счастливого места» и фестиваля-корифея «Браво!». Оба — для театров области. Да, «Браво!» — фестиваль конкурсный и объединяет спектакли одного сезона. «Счастливое место» — ровно наоборот. И все же пока у критиков и театров есть опасения, не станут ли они дублировать друг друга. Но, как говорится, уже то хорошо, что проблему увидели…
— Когда перед тобой такая панорама спектаклей, понимаешь, что в каждом театре — разные ситуации и возможности: не только финансовые, но и возможности трупп, — подчеркнула критик Евгения Тропп, кандидат искусствоведения, редактор «Петербургского театрального журнала». — Например, в «Весталке» каменской «Драмы номер три» — мощнейшие актрисы и актерский ансамбль, но хорошо бы, чтоб с этими актерами был понятен и художественный язык спектакля. Если фестиваль станет регулярным, можно будет видеть театры, труппы, актеров в развитии…
«Счастливое место»: транзит не исключается
Факт будущего у фестиваля «Счастливое место» для всех театров очевиден. И желателен. А для публики? Что хочет она? Екатеринбургский зритель, избалованный театральными возможностями столичного города, иногда настороженно относится к областным театрам. Не потому ли на замечательной «Весталке» или спектакле Нижнетагильской драмы «Головлёвы. Маменька», который удостоен многих наград, зал не был полон? Возможно, необходимо чуть больше пиара. В этом случае оно того стоит.
А как часто проводить фестиваль-панораму? А на какой сцене? Всегда ли закоперщиком-организатором будет Свердловская музкомедия?
— Для актера выйти на сцену другого театра — очень важно. Но не менее важно и нам — принимать у себя иные спектакли и труппы, — говорит главный режиссер Свердловской музкомедии Филипп Разенков. — Наш театр всегда был и остается синтезом жанров. В этом у театра серьезные традиции, интерес к коллегам. Поэтому принимать у себя многожанровый фестиваль логично. И Михаил Вячеславович Сафронов, легендарный директор театра, любивший, когда под крышей нашего «дома» собирались коллеги, был бы счастлив этим проектом…
Меж тем некоторые театры области уже за круглым столом высказали желание и готовность принять у себя в следующий раз фестиваль-панораму — с тем же названием «Счастливое место». Возможен ли транзит «Счастливого места» в другие города области? Есть ли достаточное понимание, что красивый проект потребует больших организационных усилий? А может, «усложнить» проект и сделать фестиваль-панораму тематическим? Вопросов немало (благо, они своевременно подняты). Но! История еще одного фестиваля в театральном Екатеринбурге уже началась.
Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что в Свердловской области стартовали гастроли Государственного молодежного театра Узбекистана.
Опубликовано в №220(10031) от 2 октября 2024 года.