«Счастливое место» найдено: завершился Фестиваль-панорама театров Свердловской области

Участники и организаторы обсудили итоги и перспективы развития беспрецедентного смотра областных театров

Он был первым. Рожденный инициативой Свердловской музкомедии фестиваль «Счастливое место» предоставил областным театрам шанс в год 90-летия Свердловской области показать в Екатеринбурге лучшее — один спектакль, но своего рода «визитку» театра. В итоге «Счастливое место» объединило девять театров из шести городов, постановки разных жанров — драма, театр кукол, музыкальный. Для театралов это тоже был шанс и… испытание: чтобы увидеть лучшие постановки, приходилось каждый вечер отправляться в театр.

Вне жанров и без конкурса

По итогам фестиваля в Доме актера, давно ставшем площадкой общения театров регио­на, состоялся круглый стол. Организаторы фестиваля, представители театров, критики говорили — нет, не о качестве спектаклей (об этом речь шла после каждого показа), а о судьбе новорожденного. Насколько своевременным стал этот беспрецедентный фестиваль? Удачен ли выбор формата (вне жанров и без конкурса)? Сошлись ли интересы театров и зрителей? И если на все вопросы — да, то как проводить этот фестиваль в будущем?

— Фестиваль-панорама родился отчасти из патовой ситуации самой Свердловской музкомедии: у театра подряд были гастроли в Москве, Новосибирске, Минске — не пустовать же сцене. Но выход был удачный и счастливый, — сказала и. о. заместителя министра культуры Свердловской области Лариса Вакарь. — Театры были свободны в выборе для фестиваля своего спектакля, а иногда выбор творцов важнее выбора экспертов. Хочется, чтоб фестиваль стал цикличным. Екатеринбург привлекает все больше людей, и россияне уже привыкли: в нашем театральном городе им показывают лучшее. Похоже, и финансовая поддержка такого рода проектов (на сей раз она была от Президентского фонда культурных инициатив и областного министерства культуры) сказывается на качестве театральной продукции…

Чтобы представление о городе получилось более наглядным и конкретным, тагильчане привезли на фестиваль выставку. Здесь можно было узнать о знаменитых тагильских подносах, горнозаводской росписи, нынешних туристических маршрутах. А надев виртуальные очки, которые продемонстрировал сам Игорь Булыгин, можно было очутиться на улицах города, возле его знаковых объектов. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Практически не было смысла говорить, нужен или нет такой фестиваль-панорама. Вопрос, что называется, риторический. Не всякий зритель может выехать в другой город на спектакль. Не всякий театр может привезти свое лучшее в столицу Урала. Жизнь показывает: уральские театры чаще пересекаются где-то на фестивалях-форумах вне региона, а тут — такой шанс! Это оценили еще накануне фестиваля-панорамы и подтвердили «после» все и безусловно.

Единодушна оценка всех участников и в отношении формата — фестиваль без конкурса. В этом случае театры-земляки «заточены» не на творческое соперничество (лучший спектакль, лучшая актриса, лучший режиссер и т. д.), а на свободное, заинтересованное профессио­нальное общение. Себя показать, других посмотреть. На равных.

И одна, общая для всех сцена фестиваля тоже стала замечательным «бонусом» для участников. Правда, строго говоря, сцены было две — Свердловская музкомедия радушно предоставила для спектаклей камерных и ансамблевых свою Основную и Малую. Где-то театрам приходилось приноравливаться к  ним.

— И все же заранее приготовленная «для тебя» площадка — совсем другое дело, нежели когда, собравшись показаться в Екатеринбурге, ты ищешь место показа, — поделился заслуженный артист РФ Игорь Булыгин, художественный руководитель Нижнетагильского драматического театра им. Мамина-Сибиряка. — Во-первых, не каждый театр готов отдать, даже на время, свою сцену (а что он с этого будет иметь?). Во-вторых, не всякая сцена подходит. Иная — такой полигон, что великоват даже для нашей большой ­труппы…

Фото: предоставлено организаторами фестиваля «Счастливое место»

Чтобы не возникло дублирования с «Браво!»

Участники и организаторы «Счастливого места» обсудили честно (а по-другому — какой смысл?) и обнаружившиеся «недо» фестиваля. По мнению Александра Фукалова, главного режиссера Ирбитского театра драмы им. Островского, недостаточно было общения с коллегами, в занятости каждого театра своим показом его просто не хватило. Театральный критик Владимир Спешков убежден: недоставало и взгляда со стороны на фестивальную афишу.

— По долгу службы я из фестивального репертуара уже все видел, но видел и другое, — уточнил Владимир Спешков, — и, например, считаю: лучше бы Театр музыки, драмы и комедии из Новоуральска показал на «Счастливом месте» спектакль-притчу «Старик и море», чем «Званый ужин с итальянцами» Оффенбаха — оперетту в стилистике 1950-х…

Главный же вопрос фестиваля-панорамы, который, по общему мнению, надо снять вне зависимости от того, как фестиваль будет развиваться, это похожесть новорожденного «Счастливого места» и фестиваля-корифея «Браво!». Оба — для театров области. Да, «Браво!» — фестиваль конкурсный и объединяет спектакли одного сезона. «Счастливое место» — ровно на­оборот. И все же пока у критиков и театров есть опасения, не станут ли они дублировать друг друга. Но, как говорится, уже то хорошо, что проблему увидели…

— Когда перед тобой такая панорама спектаклей, понимаешь, что в каждом театре — разные ситуации и возможности: не только финансовые, но и возможности трупп, — подчеркнула критик Евгения Тропп, кандидат искусствоведения, редактор «Петербургского театрального журнала». — Например, в «Весталке» каменской «Драмы номер три» — мощнейшие актрисы и актерский ансамбль, но хорошо бы, чтоб с этими актерами был понятен и художественный язык спектакля. Если фестиваль станет регулярным, можно будет видеть театры, труппы, актеров в развитии…

Нижнетагильский драматический театр привез на фестиваль спектакль «Головлёвы. Маменька», уже удостоенный российских наград. Но большинство уральцев увидели неожиданную трактовку романа Салтыкова-Щедрина впервые. В инсценировке Ярославы Пулинович главная героиня Арина Петровна Головлёва – бизнес-леди времен отмены крепостного права. Вышла замуж за стихотворца-романтика, но ни дня не чувствовала себя ЗА мужем. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

«Счастливое место»: транзит не исключается

Факт будущего у фестиваля «Счастливое место» для всех театров очевиден. И желателен. А для публики? Что хочет она? Екатеринбургский зритель, избалованный театральными возможностями столичного города, иногда настороженно относится к областным театрам. Не потому ли на замечательной «Весталке» или спектакле Нижнетагильской драмы «Головлёвы. Маменька», который удостоен многих наград, зал не был полон? Возможно, необходимо чуть больше пиара. В этом случае оно того стоит.

А как часто проводить фестиваль-панораму? А на какой сцене? Всегда ли закоперщиком-организатором будет Свердловская музкомедия?

— Для актера выйти на сцену другого театра — очень важно. Но не менее важно и нам — принимать у себя иные спектакли и труппы, — говорит главный режиссер Свердловской музкомедии Филипп Разенков. — Наш театр всегда был и остается синтезом жанров. В этом у театра серь­езные традиции, интерес к коллегам. Поэтому принимать у себя многожанровый фестиваль логично. И Михаил Вячеславович Сафронов, легендарный директор театра, любивший, когда под крышей нашего «дома» собирались коллеги, был бы счастлив этим проектом…

Меж тем некоторые театры области уже за круглым столом высказали желание и готовность принять у себя в следующий раз фестиваль-панораму — с тем же названием «Счастливое место». Возможен ли транзит «Счастливого места» в другие города области? Есть ли достаточное понимание, что красивый проект потребует больших организационных усилий? А может, «усложнить» проект и сделать фестиваль-панораму тематическим? Вопросов немало (благо, они своевременно подняты). Но! История еще одного фестиваля в театральном Екатеринбурге уже началась.

Спектакль «Как поймать тишину» Нижнетагильского театра кукол от режиссера Екатерины Ложкиной-Белевич, – ностальгическое путешествие в мир детских мечтаний и переживаний. В процессе взросления главная героиня Ульяна сталкивается с реальными и порой жестокими аспектами жизни. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что в Свердловской области стартовали гастроли Государственного молодежного театра Узбекистана.

Опубликовано в №220(10031) от 2 октября 2024 года.

«Газпром газораспределение Екатеринбург» с начала января подключил к газу более 100 домовладений

С начала реализации социальной газификации в Свердловской области АО «Газпром газораспределение Екатеринбург» построило 280 километров сетей, из которых...

Число личных кабинетов клиентов «ЭнергосбыТ Плюс» увеличилось на 157 тысяч

Число личных кабинетов клиентов Свердловского филиала «ЭнергосбыТ Плюс» достигло почти 829 тысяч на начало 2025 года....

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также