Всего пять дней в Вероне: екатеринбургский ТЮЗ заново «перечитал» трагедию Шекспира

В новой интерпретации влюбленные затанцевали

Театр юного зрителя обречен перманентно иметь в своем репертуаре «Ромео и Джульетту». Шекспировская история о первом пылком чувстве — как раз про сидящих в зале. Слов нет, в разные времена — разные акценты, в том числе визуальные. Чаще всего режиссеры в желании приблизить историю к современности переносят действие «в наши дни». Екатеринбургский ТЮЗ оставил влюбленных в XIV веке. Но они… затанцевали.

Среди участников новой премьеры ТЮЗа — студенты Уральского хореографического колледжа. Конечно, это не балетный спектакль. Всё та же трагедия Шекспира. В переводе Пастернака, который из девяти «русских вариантов» драмы наиболее популярен у молодого читателя-зрителя: перевод не самый близкий к тесту оригинала, зато самый красивый и легковоспринимаемый. «Звучит как музыка…». Может, это и сподвигло режиссера Григория Лифанова ввести в спектакль танцующее «alter ego» влюбленной пары? Но скорее всё же — сама трагедия, что сделала мудрыми души юных героев. Подростков.

Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

— Самое простое — перенести место действия в наши дни, переодеть героев, — говорит Григорий Лифанов. — Мы постарались все-таки и в костюме найти эпоху. Нам осталась эта романтическая живая история. Мощные яркие эмоциональные состояния. Жизнь любви этих молодых ребят — всего пять дней (с воскресенья по четверг). Как жизнь бабочки. И за пять дней дойти до пика чувства, пожертвовать собой! Почему-то в условностях, в которых живут взрослые, страдают больше всего дети. Эпохи меняются, нравы. А проблемы остаются…

Недетские, взрослые поступки юных, по сути — детей, — важнейший посыл спектакля для режиссера, который, по его собственному признанию, «всегда очень боялся ставить Шекспира». В 58 лет, имея опыт многих постановок (отрывки «по Шекспиру» только со студентами ВГИКа, Театрального института им. Щукина), Григорий Лифанов впервые прикоснулся к великому драматургу: «Когда ты уже взрослый человек, имеющий колоссальный опыт жизни и потерь, можешь дать себе право на постановку истории такого уровня жертв. В 14 лет дети (!) совершают жертвенные поступки, которые, может, недоступны людям с колоссальным жизненным опытом. Тут юношеское безрассудство — мощное, яркое…»

Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

Когда-то он этого боялся. Сегодня в постановке «Ромео и Джульетты» запустил такой темп, что именно он прежде всего по-хорошему поражает в диалогах и монологах, смене мизансцен. Тяжелые кованые конструкции сценической Вероны герои преодолевают, стремительно взлетая вверх по лестницам и так же, стремглав сбегая вниз, на авансцену и даже в зрительный зал. И «слова, слова, слова» утратили привычную по многим постановкам лжевыспренность, занудство мелодекламации. «Свежим ветром пахнуло». Отчаянным юношеским чувством. Беспечным, исступленным, неосторожным (Ромео — Владислав Пивнев, Джульетта — Мария Морозова).

Пять дней… У героев нет шанса на «развитие чувств», размышления, рассудительное принятие решений, попытку совета с родителями или… психотренинг у специалиста, что сегодня модно у молодых. Последнее — пожалуй, единственное, в чем XIV и XXI век не поняли бы друг друга. Впрочем, нет — не единственное.

Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

Признание героев в любви, сцена на балконе — текст на четырех страницах. Поэтический, сложный. Ухо современного человека, воспитанного в стремительном, мобильном мире, априори конфликтует с этим. Поэтому для зрителей трагедия всё равно — испытание. По жанру, накалу чувств. Нас сегодня раздражает сильная эмоциональность. Но в повести, печальнейшей на свете, не просто влюбленность. Это пять дней концентрированного, мощного постижения друг друга, когда оба героя ощущают: второй — часть тебя. Две половинки соединились и не могут существовать один без другого. Крайняя точка любви. Такое не выразишь среднестатистическими эмоциями. Театр, актеры в очередной раз доказали: они готовы к такому уровню эмоций. Готов ли зритель? «Набивающий» любовные эсэмэски в гаджетах, готов ли он к пространным признаниям? Дитя прагматичного времени, способен ли понять сильнейшие романтические переживания? А жертвенность юных героев? Эмоциональный феномен «Ромео и Джульетты»?

Это вопрос не к спектаклю. Екатеринбургский ТЮЗ создал яркую, живую историю любви в конкретной эпохе, но с чувствами на все времена. Вопрос — к зрителям. Не станут ли они ходить на «Ромео и Джульетту» как на «иллюстрацию хрестоматии», в надежде не перечитывать потом классику к зачету? Не уйдут после спектакля «с холодным носом»? Театр надеется на СОтворчество юных зрителей. Не совсем юных, впрочем, — тоже. Ведь оборотная сторона истории — взрослые Монтекки и Капулетти. Первопричина трагедии — их распри, неприязнь к «чужому», спесь и самомнение.

Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

— Двое молодых людей умирают от того, что родители решают свои вопросы, ведут междуусобные бои, — говорит актриса Ольга Медведева (леди Капулетти). — Родители виновны в том, что произошло с их детьми. Сквозное действие в моей роли: какой же надо быть матерью, чтобы дочь наложила на себя руки? Чтобы ваши дети были счастливы, такой точно нельзя становиться. Наверное, и эта мысль должна возникнуть у зрителей…

Художник Ника Брагина создала удивительные, «говорящие» костюмы. Отражение внутреннего мира героев. Семья Капулетти — в одеяниях бордового, красного цвета: сеньор и леди Капулетти более жестокие, воинственные. Семья Монтекки — в сине-голубом: у них более теплые взаимоотношения. Какому «цвету» отдаст предпочтение современный зритель?

Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

Ранее «Областная газета» писала о том, что Свердловская музкомедия поставила народную комедию о «преступлении и наказании» Васи Кузякина.

Опубликовано в №257 (10068) от 15 ноября 2024 года.

Свердловский театр драмы стал победителем конкурса постановок спектаклей по произведениям современных драматургов

Подвели итоги Всероссийского конкурса постановок спектаклей по произведениям современных драматургов, который организован при поддержке Министерства...

В больнице Екатеринбурга внедрили уникальную цифровую систему оценки состояния здоровья беременных

Первое в медучреждениях УрФО оборудование — цифровая система оценки состояния здоровья беременных женщин, которые обратились за медицинской...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также