История о «случайном семействе»: в Свердловской драме поставили «Август. Графство Осейдж»

Спектакль поднимает важную проблему, о которой мало кто говорит

Под самый Новый год Свердловский театр драмы представил премьеру, которую формальная статистика поставит даже в зачет Года семьи. И правильно сделает. Однако «Август. Графство Осейдж» выпадает из череды тех проектов, что в «семейный год» преподносили эту тему исключительно в благостно-показательной интонации. Зайдя на тему с другого ракурса, театр совершил Поступок — заговорил о проблеме, от которой принято отмахиваться либо молчать о ней.

Не исключаю, правда, что кого-то она не «пробьет» и на спектакле. Это в том случае, если историю американского драматурга Трейси Леттса зритель воспримет только как портрет западной семьи: это же «у них» не всё о кей, у них — ссоры, размолвки и непонимание. Строго говоря, в семье Уэстонов так и есть. Собравшиеся на поминки по отцу члены большой и внешне благополучной семьи вдруг оказываются «террариумом»: в грехах, пороках и взаимных претензиях родные люди перещеголяют любой офис со случайным набором сотрудников. Меж тем Трейси Леттс в 2008-м за трагикомедию «Август: Графство Осейдж» не случайно был удостоен Пулитцеровской премии — награда объединяет литературу и журналистику, то есть отмечает произведения, преподносящие в художественной форме общественно-значимые проблемы.

Театр смикшировал трагикомический запал пьесы. Возможно, сказались нюансы перевода (Ольга Бухова), но смеяться хочется только на одной фразе Беверли Уэстона, главы семьи: «Жена пьет таблетки. Я просто пью». Однако и накала страстей, чего можно было бы ожидать от «предлагаемых обстоятельств», нет. То и другое не дает дистанцироваться от истории, воспринимать ее только как зрелище (режиссер-постановщик Алексей Логачев). Напротив, в той или иной степени «скелеты в шкафу», которые по ходу сюжета вываливают на родственников члены большой семьи, знакомы каждому. Или даже они есть — у каждого. Ну, не точно такие, так похожие. Тут важны даже не конкретные грехи и пороки (адюльтер, наркомания, нежелание и неумение слышать друг друга, алкоголизм, наконец — инцест и суицид), важнее «общий знаменатель», а он таков: все говорят о любви, а ее нет; каждый несчастен по-своему, исправить ту или иную беду можно совместно, но даже кажущегося единства в семействе Уэстонов давно нет. Сборище чужаков, объединенных генами. «Мы не разговариваем больше» — обыденно признается Беверли Уэстон (Анатолий Жигарь) в отношении жены Вайолет (Ирина Ермолова), и тем… страшнее. Именно от обыденности. Даже самоубийство Беверли не всполошило семейство, детей. Собрались, приехали, конечно, но… Тут-то и повалились изо всех шкафов «скелеты».

Визуальный лейтмотив истории — изнуряющая, нескончаемая духота (художник-постановщик Владимир Кравцев). Немыслимое количество вентиляторов во всех углах и (камерных, маленьких) в руках обитателей дома призвано спасти задыхающееся семейство, но — не спасает. Дом задыхается, семья «плывет», разваливается. В сущности, она распалась еще ДО начала этой истории. Ярчайший пример «случайного семейства» (Достоевский), годами существующего с приметами внешнего благополучия, но без настоящей родственной эмпатии и привязанности. История без национальных корней — общечеловеческая.

Если вспомнить актерскую примету, что «играть плохого интереснее», то пьеса Леттса — карт-бланш для труппы Свердловской драмы: в истории ни единого положительного персонажа, разве что служанка Джонни, до появления которой в доме «уже не помнили, когда в последний раз включали плиту, а тут вдруг — пироги». И каждый из героев, включая трех дочерей Уэстонов, трех сестер (вот и чеховские ассоциации), с их пороками и несчастьями, содержательно отыгран актерами. Но истинно бенефисная роль -Вайолет. По материалу пьесы и исполнению. Никудышная мать и жена, несчастный ребенок в годы собственного детства, женщина, сознающая и свой приближающийся уход вслед за мужем… Рак горла, «дарованный» драматургом героине, — еще одна проблема: невозможность говорить, невозможность выговориться. Тем оглушительнее в исполнении Ирины Ермоловой признание ее Вайолет о детской драме — мечте, поруганной ее собственной матерью. В этой и других сценах актриса играет одномоментно «источник зла» и жертву.

Случайности закономерны. Спектакль еще и об этом. Подобно тому, как «все мы родом из детства», дом обычно разрушается с фундамента. Семья — с основ, принципов. Семейная сага Уэстонов — апокалипсис, в котором постепенно, неслышно деградируют три поколения рода. Если Беверли еще увлечен «высоким и вечным», изучает поэзию Элиота, то «дети» уже не чураются ни измен, ни наркотиков. Но вместе с театром подчеркну: это же не «американская трагедия». Не только американская. Нежелание иметь большую семью (два ребенка — уже «ой-ой»), неумение жить несколькими поколения под одной крышей — беда-злосчастие современного мира. В российском искусстве тема поднималась в давней «Родне» и недавней кинодраме «Дом». Уральцы сказали в ней свое слово. Со своей интонацией. Жесткой, но… не безысходной.

Увлечение главного героя поэзией Элиота позволило включить в контент премьерных показов выразительное четверостишие: «То, что зовется началом, нередко — конец. И закончить — означает начать все сначала». В финале спектакля — ровно это. Уходящие в мир иной Беверли и Вайолет оборачиваются к своей большой семье, ее сочувственным, понимающим (теперь!) взглядам. И обнаженные стропила крыши, которые весь спектакль были аллегорией разрушающегося дома, воспринимаются уже как иной символ. Возможно, они станут «несущей системой» новой истории семьи Уэстонов?

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Верхней Пышме запускают театральный проект «Внеклассное чтение».

Опубликовано в №5 (10112) от 17 января 2025 года.

Участники «Межконфессионального антиэкстремистского десанта» достигли севера Свердловской области

Участники «Межконфессионального антиэкстремистского десанта» — проекта Духовного управления мусульман Свердловской области (Центральный муфтият), реализуемого во взаимодействии...

Дмитрий Медведев поддержал кандидатуру Дениса Паслера на пост секретаря Свердловского регионального отделения «Единой России»

Председатель партии «Единая Россия»  Дмитрий Медведев в пятницу поддержал кандидатуру руководителя Свердловской области Дениса...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также