Авторский театр, исповедующий хореографию своего создателя, один из самых титулованных коллективов в России, обладатель престижнейших в танцующем мире наград отмечает юбилей. По случаю его 30-летия на сцене Свердловской музкомедии (частью этого театра-холдинга Эксцентрик-балет стал в 2003-м) состоялось аж два спектакля.
Конечно, это данс-спектакли. В жанре contemporary dance, который уже не одно десятилетие процветает на Урале, в «театральном треугольнике» Пермь — Челябинск — Екатеринбург. Поклонники жанра знают и любят «Театр Ольги Пона», «Театр Евгения Панфилова», «Провинциальные танцы». Но с самого рождения в 1995-м Эксцентрик-балета у него было собственное лицо. Своя тема и почерк. Вот что говорит Сергей Смирнов о данс-спектакле «Завтра будет рай» — философской притче о мечте, которая была представлена на юбилейном вечере:
— Сегодня для меня это самый дорогой спектакль. Он созвучен моему мироощущению, моим мыслям. В нем есть ощущение бега в 30 лет. Это музыкальный коллаж из разных произведений от русской песни до современных композиторов, которые создают не просто музыку, а акустический звук — шепот, шаги по каменному полу, неожиданно раскрытое окно и врывающийся в него ветер. Эффекты составляют некий эмоциональный фон, это больше похоже на саунд к фильму. Когда мы начинали, я говорил, что музыка первична, танцор вторичен. Со временем мнение изменилось — сейчас я подбираю музыку под состояние танцоров…
Сергей Смирнов поставил для Эксцентрик-балета более 20 данс-спектаклей, десятки миниатюр и концертных номеров. А когда коллектив вошел в состав Свердловской музкомедии, он стал участником многих спектаклей, привнося в них эксцентричные краски, завораживающую пластику, что добавляет подтекста и атмосферы в такие театральные истории, как «Парк советского периода», «Ночь открытых дверей», «Храни меня, любимая», «Силиконовая дура», «Мертвые души», «Декабристы», «Маленькая серенада», «24 часа из жизни женщины».
Театральная карьера Эксцентрик-балета представлена в эти дни на фотовыставке в фойе Свердловской музкомедии. А на юбилейном вечере коллектив продолжил свой «творческий портрет» новой редакцией данс-спектакля «KREIS» и, что называется, избранным из творчества разных лет.
Сам Сергей Смирнов — неоднократный лауреат премии губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства, обладатель приза «Душа танца» в номинации «Рыцарь современного танца», лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа хореографа». Многократно удостоен наград и коллектив — на фестивале «Браво!», на «Золотой маске» («масками» отмечены спектакли «Голос», «Тряпичный угол», «Глиняный ветер»).
— Мой коллектив на 70 процентов — это костяк, который не меняется вот уже много лет, — говорит Сергей Смирнов. — Я понял: чем взрослее становятся мои танцовщики, тем сложнее к ним добавить кого-то нового. Эта история как про вино: чем дольше, тем ценнее. В моей труппе нет понятия молодой или старый танцовщик. Есть смена амплуа согласно возрастным особенностям, но если говорить об интеллектуальной составляющей, то танцовщик в 35-40 лет и старше — это произведение искусства. Другой взгляд, другое дыхание, другие ощущения, более богатый жизненный опыт. Я могу смело сказать, что моя труппа — единственная в России, в которой танцовщики в очень взрослой категории — от 30 + до 50 +! В дни юбилея хочу пожелать своим артистам, чтобы к ним не приходило ощущение ремесла, рутины. Хочу, чтобы все, что они делают, волновало их. ВОЛНУЙТЕСЬ, РЕБЯТА!
Ранее «Областная газета» писала о том, что Владимир Машков рассказал о разнице в понятиях «актер» и «артист», миссии театра и не имеющей аналогов программе «Хранители».
Опубликовано в №34 (10141) от 19 февраля 2025 года.