В Уральском центре народного искусства им. Е.П. Родыгина состоялась премьера спектакля «Мифы и легенды Древней Руси». Проект реализован благодаря грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив и знакомит зрителей с древними преданиями славянской культуры. Режиссером-постановщиком спектакля выступил заслуженный артист России Олег Тополянский.
Мультижанровый спектакль объединил в себе традиции площадного театра скоморохов, народную музыку в исполнении Уральского государственного русского оркестра, обрядовую культуру в интерпретации Екатеринбургской фолк-группы «Солнцеворот» и современный видео-арт.
Сценаристом выступил уральский драматург Владимир Зуев, именно его пьеса легла в основу спектакля. Вдохновением послужили русские народные легенды, сказки и былины, собранные известным фольклористом Александром Афанасьевым. Художественным руководителем постановки стал Максим Линников, екатеринбургский актер театра и кино, а также руководитель Региональной молодёжной лаборатории театра и фольклора. Одну из ролей исполнил известный российский артист Сергей Чонишвили.
Произведение представляет собой спектакль внутри спектакля, ненавязчиво погружающий зрителя в славянский фольклор. Здесь, как во многих сказах, присутствует рассказчик. В нашем случае даже два — это Петрушка, по сути, воплощение классического скомороха и Карусельный дед, тоже традиционный персонаж, в спектакле также исполняющий роль зазывалы. Вместе они создают вполне классический комедийный дуэт и работают на контрасте — если первый герой скорее шут, то второй, хоть и вызывает смех, но не своими поведением или видом, а остроумием.
Притом рассказчики в произведении — это практически полноценные персонажи, по-своему влияющие на сюжет. Зритель видит то, что «показывает» Карусельный дед, он решает, в какой момент прервать историю, а в какой — вернуться к действию. Так, рассказчик периодически ломает четвертую стену и как бы управляет реальностью истории: когда он говорит, что нам пора на время оставить героев, те как будто слышат его и уходят из поля нашего зрения.

В центре сюжета — влюбленная пара, которую пытаются разлучить родственники. Ведь он — барский сын, а она — простая крестьянка. К молодым подсылают «шпионов», которые различными уловками пытаются не допустить свадьбы. Тут в ход идут те самые мифы и легенды, пугающие и в большинстве своем жестокие. Причем миф здесь — не просто сценарный инструмент, а основная структурная единица произведения. Их рассказывают как герои истории друг другу, так и рассказчики зрителю, прерывая центральную историю. Сам сюжет, по сути, служит конструктом, сплетающим воедино все мифы. Они первичны, а история влюбленной пары скорее идет фоном.
— Когда задумывался проект, мы сразу понимали, что спектакль обязательно будет с оркестром. Я изначально знал, что будет участвовать «Солнцеворот», сразу пригласил Сергея Чонишвили — это был костяк, который точно должен был присутствовать. Сценарий написал Владимир Зуев, мы подумали, как бы объединить все эти сказки, чтобы они были в контексте чего-то, а не рассказаны просто так, играли на историю. Соответственно, для сюжетной основы проходил жесткий отбор мифов. Шли сокращения, по изначальному сценарию мы бы играли спектакль, наверное, часа четыре, — делится художественный руководитель и по совместительству идейный вдохновитель проекта Максим Линников.
Он же выступает в спектакле одним из рассказчиков — Максим исполнил роль Петрушки.
— Совмещать было легко, мы все слушали режиссера и выполняли задачи. При этом я получил огромное удовольствие от того, что в своем проекте был еще и занят как актер. Это для меня первый подобный опыт, — отметил Максим Линников.
Сергей Чонишвили предстает как раз в образе Карусельного деда. Сергей — заслуженный артист России, более 20 лет играл в Московском государственном театре «Ленком». Кроме того, он профессиональный актер дубляжа, много лет являющийся официальным голосом телеканала «СТС». И роль рассказчика подошла актеру как никому другому.
Роли заговорщиков исполнили Василина Маковцева, актриса «Коляда-театра», ставшая участницей 70-го Каннского кинофестиваля с фильмом «Кроткая», а также актер Свердловского театра драмы Илья Порошин. Исполнителями главных ролей внутри самой истории стали в том числе студенты последних курсов Екатеринбургского государственного театрального института (ЕГТИ). Для ребят это первая масштабная работа, и конечно, прекрасная возможность проявить себя. Стоит сказать, что на фоне своих куда более опытных коллег актеры держались очень достойно, в чувства героев веришь, и их воссоединение в финале истории выглядит весьма трогательно.

— Это великолепный опыт, столько взаимодействий. Мы никогда раньше не работали с большим оркестром, много внимания требовала монологовая форма, которую мы вычищали, подстраивали под музыку. Большое спасибо Олегу Матвеевичу Тополянскому за то, что он нас направлял, — поделился впечатлениями «жених», студент 4-го курса ЕГТИ Роман Оболенский.
Огромная заслуга в качественном погружении в атмосферу древнерусских легенд, конечно, также лежит на музыкальном сопровождении. Руководитель Уральского государственного русского оркестра Павел Васильев скрупулезно подошел к подбору материала, поэтому фольклорные композиции очень органично легли на текст драматурга Владимира Зуева. Немало колорита привнесла и фолк-группа «Солнцеворот».
— На мой взгляд, в подобных проектах главное, чтобы люди, придя домой, открыли книжку и прочитали эти мифы, или поискали музыку, чтобы взаимодействие продолжилось. Чтобы у зрителя возник интерес изучать историю. «Солнцеворот» существует 20 лет, и все эти годы я говорю о том, что важно знать свою культуру, — отметила художественный руководитель фолк-группы «Солнцеворот» Анастасия Ведерникова.
Музыкальное сопровождение также дополняется интересной визуальной частью. Видеоряд, который служит иллюстрацией рассказов, собран из картин, будто вышедших из книги с теми самыми древними мифами. Это неслучайно, картины стилизованы под русский народный художественный промысел, Палехскую роспись, использовать которую было решено в честь ее 100-летия.
Основной посыл центральной истории очень светлый. Идея что истинная любовь преодолеет всё, практически напрямую проговаривается героями внутри спектакля. И, как отметил драматург Владимир Зуев, смысл, который он закладывал, прост: «Нужно любить и искать правду».

Ранее «Областная газета» писала о том, что екатеринбургский ТЮЗ отметит юбилей гастролями ведущих театров страны и зарубежья.