Прививка культуры: как театральный режиссёр из Ревды заражает молодёжь любовью к искусству

Татьяна Вяткина основала в городе театральную студию

В Ревде 25 марта подвели итоги ежегодной премии «Лидер культуры». Она вручается артистам и педагогам за достижения в области культуры и искусства, за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие отрасли. Одним из «Лидеров» стала основатель театральной студии «Играй-город» Татьяна Вяткина — её отметили, как одну из самых продуктивных авторов и режиссеров проектов по программе «Пушкинская карта». Корреспондент «ОГ» Мария Зиновьева узнала у Татьяны Вяткиной, каково это работать в сфере культуры, почему ей нравится работать с детьми и что для неё значит статус «Лидера культуры».

«Вдохновляет энергия детей»

— Татьяна Александровна, почему вы стали заниматься культурой и творчеством?

— Это было заложено во мне с самого юного возраста. Конечно, наверное, не обязательно было заниматься именно театром, могли быть другие варианты. Но кроме искусства и культуры вариантов не было никаких.

— А что вас в этой сфере вдохновляет? Какие темы самые близкие для вас?

— Во-первых, источник вдохновения — это литература. Во-вторых, это энергия детей, юношей и девушек, которые меня окружают. А поскольку меня окружает юношество, я хочу ставить спектакли о любви: о том, что беспокоит молодых ребят. Я живу их мыслями, их порывами. Например, если их беспокоит несправедливость, то я тоже начинаю о ней думать. Мне нравится, что ребята смеются, нравится их энергетика, нравится, что они ищут. Нравится даже то, что они в чём-то не согласны со мной, хотя, я уверена, что потом согласятся.

— Каждый год в коллектив приходят новенькие. Трудно ли им вливаться и играть чьи-то роли?

— Я думаю, да, им трудно вливаться. Все приходят со своей манерой игры, со своим характером. Дело в том, что к нам приходят не просто дети, а дети с определенной оригинальностью. И процент этой оригинальности у всех разный. Я всегда хотела бы, чтобы новенькие приходили в начале года и вливались в коллектив с самого начала, чтобы прошли через тренинги, чтобы как-то притёрлись немножко.

— Сложно ли отпускать ребят, которые уходят из коллектива?

— Их отпускать сложно, но в то же время и радостно. Прежде всего, они точно будут хорошими людьми, духовно интересными. Мы осознаем, что они растут, что они когда-то полетят. Тех, кто полетел в искусство, конечно, благословляешь с особым чувством. Тех, кто просто вырос — тоже с большой любовью посылаешь вперед, на удачу, на счастье.

«Каждый раз клянусь, что не буду писать сценарии. Но всё равно пишу»

Фото: предоставлено студией «Играй-город»

— У вас очень много интересных и ярких работ. Какие лично вам больше запомнились?

— Каждый раз мне кажется, что последняя работа — самая лучшая, и так было всегда. Например, пять лет назад мне казалось: «Вот это классно получилось!», а потом появляется что-то новое, и сразу думаешь: «Да нет вот это классно получилось!». Сейчас я очень рада и удовлетворена работой «Повести Белкина». Мне кажется, что ребята в этом спектакле зазвучали по-новому. Они так долго смеялись, занимались поэзией, что теперь эта работа нравится мне больше всех. Но, как я сказала, это, скорее всего, до следующей постановки.

— Что в «Повестях» было сложно, что не очень? В чем сами ребята помогали?

— Вообще было очень сложно. У сейчас необыкновенная загруженность сцены. И выйти на сцену было сложно, соответственно начать строить мизансцену тоже. Да и ребята уже взрослые — у них наступило время экзаменов: один с репетитором, другой на пробнике… Но потом как-то все сложилось, буквально в самые последние репетиции.

— Я знаю, что вы самостоятельно пишете сценарии к своим постановкам…

— Скажу честно — это ужасно, ужасно сложно. Я вообще не сценарист. Каждый раз сама себе клянусь, что ни за что больше не буду лично писать сценарий, а возьму готовый. Клянусь, а потом всё равно всё пишу сама.

— На спектакли всегда приходят разные отзывы. Как вы справляетесь с критикой и обратной связью?

— Критику принимаю достаточно болезненно, но предпочитаю эту болезнь вынашивать в себе и размышлять над ней. Но, опираясь на критику, я стараюсь, чтобы все спектакли с каждым разом были всё лучше и лучше. И важно, что любая обратная связь — это показатель, что твоё искусство замечено зрителем и что-то значит.

«Ревда — очень талантливый город»

Фото: предоставлено студией «Играй-город»
Фото: предоставлено студией «Играй-город»

— Вы преподаёте театральное искусство детям. Как педагог, скажите, как вы видите взаимодействие культуры и образования?

— Я думаю, что они должны переплетаться. Не уверена, что так происходит всегда и везде, но хотелось бы, чтобы так было. Это нужно, чтобы то, что дается здесь, в искусстве, в культуре, ребята с легкостью использовали в образовательном процессе. Например: «Я посмотрела спектакль, потом открою книгу по нему, а дальше на пятёрку сдам экзамен». Вот так было бы хорошо.

— Как вы видите роль культуры в современном обществе? Нравится ли людям находиться в этой сфере?

— Мне кажется, что не всем нравится. Можно сказать, что это «прививка»: она должна случиться, и если она не случится, то будешь какой-то «однобокий». У всех может случиться такое, например: поучаствовали в какой-то истории и потом уже невозможно от неё отключиться, и ты теперь причастен к этому большому миру культуры и искусства. Вот эту «прививку» надо получить, и чем раньше, тем лучше. Потом не надо будет напрягаться, слушая серьезную музыку или читая серьёзную поэзию, а можно будет слушать и читать то, что вдохновляет вас на создание новых проектов. Нет конкретного рецепта, это его величество случай.

— Что для вас значит звание «Лидера культуры»?

— Для меня это весомо. Я часто вижу, каких талантливых людей выбирают. И как бы ни смотрели соседи, Ревда — все-таки это очень талантливый город: и музыкальная школа пестрит именами, и художественная школа, да и просто творческих людей в городе предостаточно. Поэтому быть выбранной среди них, даже на один год — очень значимо.

— Какой совет вы бы дали молодым специалистам, стремящимся к карьере в культуре?

— Карьера — не очень правильное слово в сфере культуры. В культуре больше подходят слова «жить», «работать», «творить». Какая тут карьера?  Если ты собираешься жить, творить в культуре, то нужно не бояться браться за любые проекты. Это про смелость и дерзость. Не надо бояться быть другим, не надо бояться быть непонятым. Тебя может не понять один человек, а остальные 999 тебя поймут обязательно.

Фото: предоставлено студией «Играй-город»

Ранее «Оластная газета» писала о том, что Виктор Якимов подключился к созданию безбарьерной среды в театре драмы Каменска-Уральского.

Денис Паслер сообщил, что за ноябрь на свердловских предприятиях задолженность по зарплате была снижена на 20,6 млн рублей

На предприятиях Свердловской области за ноябрь 2025 года удалось снизить задолженность по заработной плате на 20,6 млн рублей. В своих соцсетях...

Почти 50 тыс. свердловчан занимаются адаптивной физической культурой и спортом

Более 46 тыс. жителей Среднего Урала занимаются адаптивной физической культурой и спортом. В соответствии с задачами государственной программы...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также