«Внимание, мотор!»

В последнее время эту фразу мы больше привыкли слышать на съемочных площадках. Здесь случай другой: с такой командой завелся мотор кораблика-парома «Дружба», на котором нам предстояло совершить небольшой круиз. Путешествие с посещением знаковых объектов Сысерти рассчитано на 3,5 часа, за которые нас должны были познакомить с прошлым, настоящим и возможным будущим города.
На нижней палубе уже накрыт стол. Для гостей приготовили сысертские угощения: булочки с разными вкусами, включая местную фишку — слойки из черемухи, а также разные травяные чаи, заваренные, конечно, в чайниках, изготовленных на заводе «Фарфор Сысерти». Все это дополнили живописные пейзажи, тем более с погодой нам повезло.

В одну сторону паром плывет примерно полчаса, специально для нового водного маршрута команда лаборатории «Антихрупкость» собрала пирс рядом с заводом «Фарфор Сысерти».
Теперь немного о названии «Антихрупкость» — уверены, оно уже на слуху, но все же поясним. «Антихрупкость» — так называемая фарфоровая лаборатория, для участия в которой весной этого года приглашались художники, дизайнеры, керамисты и маркетологи. Все вместе они попытались создать актуальные, конкурентоспособные изделия. После двух смен лаборатории на заводе «Фарфор Сысерти» проект не прекратил существование — сейчас его создатели и участники готовят работы для выставок в Свердловской области, Москве и Петербурге. Всего за время проведения заездов авторов в апреле и июне было разработано более 80 прототипов фарфоровых изделий. Проект «Антихрупкость» поддержал Президентский фонд культурных инициатив (грант составил 6,5 млн рублей).

Помимо того, что команда создает новые изделия и переосмысливает существующие, она популяризует завод, старается сделать так, чтобы он стал центром притяжения и для сысертских жителей, и для туристов.
— Мы столкнулись с тем, что в Сысерти есть хорошая художественная школа, но даже не все ее ученики бывали на экскурсиях на «Фарфоре Сысерти», — говорит продюсер проекта «Антихрупкость», основатель креативного кластера «На заводе» Илья Орлов-Бунин. — Совместными усилиями, надеюсь, мы создадим на заводе настоящую точку притяжения, как раз для этого придумываем параллельные сценарии, вроде водных променадов.
Конструктивные предложения

После прогулки по реке Сысерти проходим на фарфоровый завод, где нас ждет обзорная экскурсия — с проверкой хрупкости чашечек, осмотром уникального оборудования, посещения цеха, где создаются иконостасы (кстати, этот завод — единственный в стране, где создаются фарфоровые иконостасы. Изделия из Сысерти находятся в храмах Италии, Черногории и даже Греции на горе Афон). В полном формате тура предусмотрены мастер-классы по росписи.

Проходя мимо огромного пустого цеха, останавливаемся.
— Раньше здесь тоже стояли большие печи, за ненадобностью их демонтировали, и мы решили 3 сентября в этом цеху устроить симфонический концерт для сотрудников завода, участников лаборатории и гостей, — добавляет Илья Орлов-Бунин.

Также во время экскурсии мы побывали в самой лаборатории «Антихрупкость», она располагается в помещении, где раньше находился магазин завода, который, в свою очередь, переехал в просторный зал на втором этаже. В лаборатории мы видим приобретенное на грант оборудование: гончарный круг, небольшую печь для обжига, глазуровочный участок и 3D-принтер. Встречает нас Карина Шелепова, которая стала автором первого заезда «Антихрупкости», а после осталась и курирует весь процесс.
— По образованию я архитектор, занималась издательским делом, но все бросила, приехала сюда, потому что фанатею от керамики, — делится Карина.
Мастер показывает свои изделия, которые она готовит для выставки, — это изящные белые кружки с необычным рельефом.
— Считаю, что главная ценность фарфора — белизна, но на заводе все изделия расписываются, а у нас, в лаборатории, есть возможность экспериментировать. Я решила подчеркнуть значимость самого фарфора. Это как раз пример того, как можно переосмыслить уже готовую форму, которой, казалось бы, много лет, — говорит Карина.

Также в мастерской можно увидеть вазу от известного московского дизайнера Вики Нурисламовой, это изделие скоро поступит в тираж. Или серию кружек «Фрагменты», посвященных памятникам свердловского конструктивизма от Фёдора Колпакова. Кружки, которые уже многие ждут, должны поступить в тираж завода осенью.
В лаборатории вам тоже предложат пройти мастер-класс, поэтому на заводе при желании можно провести целый день, но нашему кораблику пора было отчаливать в назначенное время.

Ранее директор завода «Фарфор Сысерти» Наталья Жердева рассказала «Областной газете» о переменах на предприятии.