— Наталья Борисовна, чем живет завод сейчас, какие задачи перед собой ставите?
— Два с половиной месяца назад мы привели в порядок финансовые документы, провели инвентаризацию и разработали план финансово-хозяйственной деятельности на ближайшие три года. План передан собственникам — Корпорации развития Среднего Урала и РПЦ, а также в рабочую группу при губернаторе Свердловской области. Одновременно с этим решили начать своими средствами и силами ремонт завода. Наше самое слабое место — крыша, также стараемся отремонтировать фасад, кое‑где уже деревья начали прорастать в стены. Ну и надеемся все-таки на реконструкцию.
— О каких-то первых успехах за тот период, что вы руководите предприятием, говорить рано?
— Надо понимать, что этот завод был убыточным. Но тем не менее, это хорошее предприятие, которое может само себя обслуживать. В июле мы уже практически достигли уровня операционной прибыли, то есть выручка завода относительно среднемесячных показателей выросла на 40 процентов. Если совсем коротко — то продавать стали больше. За этот период очень хорошо сработали магазины, кроме того, мы усилили отдел продаж. Ну и внесли некоторые изменения в товарную линейку. Проблем было много, в частности с размером чашек, хочется, чтобы они все-таки были побольше. Дальше, я думаю, надо бороться за позиционирование НХП, потому что к качеству этих изделий есть огромный интерес. Мне хочется, чтобы вы посмотрели на это предприятие моими глазами. Чтобы эти запущенные, облезлые цеха не вводили вас в заблуждение, потому что здесь рождаются очень хорошие вещи. Мы же любим качественную одежду, еду хорошую, так вот чашки, которые здесь производятся, — из этой серии. Я люблю говорить, что этот фарфор тоньше здравого смысла, у наших чашек — очень тонкая стеночка, при этом это твердый, прочный фарфор. И если эту технологию не сохранить, то в условиях маленького производства, маленьких мастерских, нам ее не повторить.
— Вероятно, то же самое можно сказать и об уникальной росписи?
— Это так, мне жаль, что вы не побывали на мастер-классе по росписи. К слову, у меня до сих пор ни знаменитая рябинка, ни розочка не получились. Безусловно, хочется продавать и белые изделия, потому что сейчас есть запрос на минимализм, интерьеры поменялись, и многим хочется иметь белый фарфор. Мы об этом думаем. Но есть часть, которая относится к народно-художественному промыслу, и это не бюрократическая формулировка, это очень важная особенность нашего предприятия.
— Несколько лет назад на экскурсии по заводу нам рассказывали, что сырье для создания фарфоровых изделий везут с Донбасса. Как теперь с этим обстоят дела?
— Да, именно на Донбассе находятся каолиновые жилы очень хорошего качества. Поэтому, естественно, мы столкнулись с проблемой доставки сырья. Стараемся подстроиться под новые условия, пока делаем фарфор практически из рыжего камня — это глина из Ульяновска.
— Кто сейчас главный конкурент вашего завода?
— Не сочтите за наглость, но технологически нас всегда сравнивают с Императорским заводом, нас ставят в одни магазины, сравнивают изделия — вес, толщину стенки, роспись. Хотя понятно, что там другая традиция, но технологически мы как будто бы братья. Бывает, до нас долетает настоящий китайский фарфор, но то, чем были завалены наши магазины, — это мягкий фарфор, другая технология. А так сейчас частично Китай ушел с нашего рынка, как и европейская посуда. Для нас это тоже должно стать возможностью для развития.
— Как вам работается с молодыми креативными коллегами из «Антихрупкости»?
— Очень беспокойно (смеется). Но они чему-то научили нас, и наоборот. Но то, что этот завод на сегодняшний момент стал одним из самых открытых для сторонних авторов, — факт.
Ранее «Областная газета» писала о том, что команда «На заводе» приглашает на новый круизный тур.