О понятии малоимущности в жилищно-правовом смысле по законодательству Свердловской области

Совместный проект Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева и «Областной газеты»

Бандо Михаил Владимирович
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Уральского государственного юридического университета им. В.Ф. Яковлева, доцент кафедры теории гражданского права Уральского филиала ИЦЧП имени С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) малоимущими гражданами в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма из муниципальных жилищных фондов (обеспечение социальным жильем из фондов субъектов РФ и РФ осуществляется по иным правилам) являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (выделено мной – М.Б.). Таким образом, законодатель определил два момента, значимых для признания граждан малоимущими: наличие дохода, не превышающего определенного предела, и наличие в собственности имущества, стоимость которого не превышает определенного уровня.

Конкретизация элементов малоимущности в жилищно-правовом смысле осуществляется субъектами Российской Федерации. Необходимо иметь в виду, что термин «малоимущность» используется также социальным законодательством, но в совершенно ином смысле (см., например, федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»). Данные нормы нельзя применять к жилищным отношениям.

В Свердловской области этому вопросу посвящен закон Свердловской области от 22 июля 2005 г. № 96-ОЗ «О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области» (далее – областной закон). Прокомментируем основные положения этого акта о малоимущности в жилищно- правовом смысле.

Так, статья 5 областного закона устанавливает сложный порядок определения малоимущности, который не ограничивается простым установлением размера дохода и стоимости принадлежащего имущества.

1. Органы местного самоуправления, на которые возложены обязанности по учету малоимущих нуждающихся граждан, определяют на основе представленных гражданами документов сумму размера доходов гражданина и членов его семьи и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности этих граждан на основании документов, приложенных ими к заявлению о постановке на учет, то есть устанавливают основные параметры, заложенные федеральным законодателем за три года, предшествующих году, в который подано заявление. Обозначим эту сумму буквой А.

2. Определяется сумма величин прожиточного минимума на душу населения Свердловской области, увеличенная в два раза, за 36 месяцев, предшествующих январю того года, в котором подано заявление о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в предоставляемом по договору социального найма жилом помещении муниципального жилищного фонда. Если речь идёт о семье, то сумма умножается на количество членов семьи. Обозначим получившуюся сумму буквой Б.

3. Вычисляется разница между А и Б, то есть, грубо говоря, определяется, насколько доходы и имущество граждан превышают прожиточный минимум за три года. Здесь условно определяется то, что семья гипотетически может потратить на улучшение жилищных условий. Условно обозначим эту сумму буквой В.

4. Исходя из среднерыночной стоимости 1 кв. метра жилья вычисляется по норме предоставления стоимость жилого помещения, на которое может претендовать гражданин, и высчитывается 18 процентов от этой стоимости.

5. Из В вычитаются указанные 18%. В случае, если полученная цифра имеет значение меньше нуля, гражданин и члены семьи признаются малоимущими.

Смысл здесь понятен: гражданин не может быть признан малоимущим: если он способен за счет превышения своих доходов и имущества за последние три года над размером прожиточного минимума оплатить 18% стоимости жилья, которое может быть ему предоставлено по норме предоставления.

Итак, в соответствии с законодательством Свердловской области элементами малоимущности являются наличие такого дохода и наличие налогооблагаемого имущества такой стоимости, за счет которых при удовлетворении потребительских потребностей, определяемых расчетным способом, гражданин не может оплатить восемнадцать процентов стоимости жилья, которое ему может быть предоставлено по норме предоставления.

Свердловский эксперт поделился мнением о том, что в регионе нужен комплекс мусороперерабатывающих заводов

Экспертное мнение о задачах по мусоропереработке в интервью «ОГ» высказал кандидат социологических наук, заместитель...

Темпы уборки хорошие — главное не останавливаться: Корреспонденты «ОГ» оценили работу по уборке мусора в муниципалитетах Свердловской области

В конце прошлой неделе губернатор Евгений Куйвашев дал ряд поручений по незамедлительному вывозу мусора...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также