преподаватель кафедры гражданского процесса Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
1. Понятие государственной пошлины.
Государственная пошлина в судах представляет собой сбор, взимаемый в связи с рассмотрением судами юридических дел, а также совершением отдельных процессуальных действий судами.
2. Плательщиками государственной пошлины являются физические лица, организации, имеющие статус:
1) заявителя (например, при подаче заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение в гражданском процессе);
2) взыскателя (например, при подаче заявления о вынесении судебного приказа в гражданском процессе);
3) истца, административного истца (в т. ч. по встречному иску (административному иску));
4) третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора (в гражданских делах искового производства);
5) подателя жалобы (при обжаловании судебных актов);
6) ответчика, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины и судебный акт принят не в пользу ответчика.
Допускается уплата государственной пошлины представителем плательщика пошлины.
3. Исчисление и уплата государственной пошлины.
Государственная пошлина исчисляется для каждого предъявленного требования, зависит от вида требования и плательщика пошлины.
Размеры пошлины установлены Налоговым кодексом Российской Федерации. Официальные сайты в сети Интернет судов общей юрисдикции предусматривают калькулятор расчета государственной пошлины1.
Государственная пошлина платится перед обращением в суд общей юрисдикции, а документы, подтверждающие уплату пошлины, прилагаются к подаваемым заявлению, жалобе. Факт уплаты пошлины в наличной форме может подтверждаться квитанцией, а факт уплаты пошлины в безналичной форме может подтверждаться, в частности, платежным поручением.
4. Льготы, отсрочка и рассрочка уплаты государственной пошлины.
Законодательство допускает полное или частичное освобождение от уплаты, отсрочку, а также рассрочку уплаты государственной пошлины.
1) Полное или частичное освобождение от уплаты пошлины допускается судом исходя из имущественного положения плательщика или по отдельным видам требований.
Например, от уплаты государственной пошлины освобождается работник при предъявлении иска к работодателю о взыскании заработной платы, трудовых пособий.
2) Отсрочка, рассрочка уплаты государственной пошлины допускается судом до окончания рассмотрения дела судом, при наличии ходатайства плательщика и при наличии установленных законом оснований.
Отсрочка уплаты пошлины предусматривает перенесение момента уплаты пошлины на более позднее время. Рассрочка уплаты пошлины предусматривает уплату суммы государственной пошлины по частям в течение установленного временного периода.
5. Порядок расчета государственной пошлины.
1) Определение вида судопроизводства в судах общей юрисдикции: гражданское или административное судопроизводство.
1.1) Гражданское судопроизводство предусматривает разрешение юридических дел, возникающих из гражданских, семейных, жилищных, трудовых и иных частных правоотношений.
1.2) Административное судопроизводство предусматривает разрешение юридических дел, возникающих из административных, налоговых, таможенных и иных публичных правоотношений.
2) Определение вида производства по гражданскому или административному делу: исковое, приказное, апелляционное и др.
Размер государственной пошлины зависит от вида производства. При этом, для некоторых видов производства, размер государственной пошлины установлен в твердой денежной сумме (например, подача заявления по делам особого производства), в процентах от подлежащей взысканию суммы (например, исковое заявление имущественного характера, подлежащее оценке) или в зависимости от государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления (например, при подаче заявления о вынесении судебного приказа).
3) Расчет государственной пошлины для искового (административного искового) заявления.
3.1) Определение категории юридического дела. Размер государственной пошлины может различаться в зависимости от категории юридического дела (например, прямо установлены размеры государственной пошлины при подаче исковых заявлений о расторжении брака). Однако в отсутствие прямого установления размера государственной пошлины по отдельной категории юридического дела, необходим расчет государственной пошлины.
3.2) Определение имущественного/неимущественного характера искового (административного искового) заявления.
Предметом заявления имущественного характера является имущество. Предметом заявления неимущественного характера является нематериальное благо (например, честь и достоинство).
Размер государственной пошлины по требованиям неимущественного характера устанавливается в твердой денежной сумме. Исчисление размера государственной пошлины для искового (административного искового) заявления имущественного характера, зависит, во-первых, от возможности оценки заявления и, во-вторых, цены требования.
3.3) Определение возможности оценки и цены требования для исковых (административных исковых) заявлений имущественного характера.
Цена иска может определяться исходя из размера взыскиваемой денежной суммы, стоимости истребуемого имущества и совокупности взыскиваемых платежей за определенный срок. Если представление истребуемого имущественного блага в денежном эквиваленте невозможно, то исковое заявление имущественного характера не подлежит оценке.
Размер государственной пошлины по исковым (административным исковым) заявлениям имущественного характера, подлежащим оценке, рассчитывается исходя из цены иска. Размер государственной пошлины по исковым (административным исковым) заявлениям имущественного характера, не подлежащим оценке, установлен в твердой денежной сумме.
1 Например, официальный сайт в сети Интернет Ленинского районного суда города Екатеринбурга [Электронный ресурс]. URL: http://leninskyeka.svd.sudrf.ru/modules.php?name=govduty. (дата обращения 06.12.2023).
Государственная пошлина в судах представляет собой сбор, взимаемый в связи с рассмотрением судами юридических дел, а также совершением отдельных процессуальных действий судами.
2. Плательщиками государственной пошлины являются физические лица, организации, имеющие статус:
1) заявителя (например, при подаче заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение в гражданском процессе);
2) взыскателя (например, при подаче заявления о вынесении судебного приказа в гражданском процессе);
3) истца, административного истца (в т. ч. по встречному иску (административному иску));
4) третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора (в гражданских делах искового производства);
5) подателя жалобы (при обжаловании судебных актов);
6) ответчика, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины и судебный акт принят не в пользу ответчика.
Допускается уплата государственной пошлины представителем плательщика пошлины.
3. Исчисление и уплата государственной пошлины.
Государственная пошлина исчисляется для каждого предъявленного требования, зависит от вида требования и плательщика пошлины.
Размеры пошлины установлены Налоговым кодексом Российской Федерации. Официальные сайты в сети Интернет судов общей юрисдикции предусматривают калькулятор расчета государственной пошлины1.
Государственная пошлина платится перед обращением в суд общей юрисдикции, а документы, подтверждающие уплату пошлины, прилагаются к подаваемым заявлению, жалобе. Факт уплаты пошлины в наличной форме может подтверждаться квитанцией, а факт уплаты пошлины в безналичной форме может подтверждаться, в частности, платежным поручением.
4. Льготы, отсрочка и рассрочка уплаты государственной пошлины.
Законодательство допускает полное или частичное освобождение от уплаты, отсрочку, а также рассрочку уплаты государственной пошлины.
1) Полное или частичное освобождение от уплаты пошлины допускается судом исходя из имущественного положения плательщика или по отдельным видам требований.
Например, от уплаты государственной пошлины освобождается работник при предъявлении иска к работодателю о взыскании заработной платы, трудовых пособий.
2) Отсрочка, рассрочка уплаты государственной пошлины допускается судом до окончания рассмотрения дела судом, при наличии ходатайства плательщика и при наличии установленных законом оснований.
Отсрочка уплаты пошлины предусматривает перенесение момента уплаты пошлины на более позднее время. Рассрочка уплаты пошлины предусматривает уплату суммы государственной пошлины по частям в течение установленного временного периода.
5. Порядок расчета государственной пошлины.
1) Определение вида судопроизводства в судах общей юрисдикции: гражданское или административное судопроизводство.
1.1) Гражданское судопроизводство предусматривает разрешение юридических дел, возникающих из гражданских, семейных, жилищных, трудовых и иных частных правоотношений.
1.2) Административное судопроизводство предусматривает разрешение юридических дел, возникающих из административных, налоговых, таможенных и иных публичных правоотношений.
2) Определение вида производства по гражданскому или административному делу: исковое, приказное, апелляционное и др.
Размер государственной пошлины зависит от вида производства. При этом, для некоторых видов производства, размер государственной пошлины установлен в твердой денежной сумме (например, подача заявления по делам особого производства), в процентах от подлежащей взысканию суммы (например, исковое заявление имущественного характера, подлежащее оценке) или в зависимости от государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления (например, при подаче заявления о вынесении судебного приказа).
3) Расчет государственной пошлины для искового (административного искового) заявления.
3.1) Определение категории юридического дела. Размер государственной пошлины может различаться в зависимости от категории юридического дела (например, прямо установлены размеры государственной пошлины при подаче исковых заявлений о расторжении брака). Однако в отсутствие прямого установления размера государственной пошлины по отдельной категории юридического дела, необходим расчет государственной пошлины.
3.2) Определение имущественного/неимущественного характера искового (административного искового) заявления.
Предметом заявления имущественного характера является имущество. Предметом заявления неимущественного характера является нематериальное благо (например, честь и достоинство).
Размер государственной пошлины по требованиям неимущественного характера устанавливается в твердой денежной сумме. Исчисление размера государственной пошлины для искового (административного искового) заявления имущественного характера, зависит, во-первых, от возможности оценки заявления и, во-вторых, цены требования.
3.3) Определение возможности оценки и цены требования для исковых (административных исковых) заявлений имущественного характера.
Цена иска может определяться исходя из размера взыскиваемой денежной суммы, стоимости истребуемого имущества и совокупности взыскиваемых платежей за определенный срок. Если представление истребуемого имущественного блага в денежном эквиваленте невозможно, то исковое заявление имущественного характера не подлежит оценке.
Размер государственной пошлины по исковым (административным исковым) заявлениям имущественного характера, подлежащим оценке, рассчитывается исходя из цены иска. Размер государственной пошлины по исковым (административным исковым) заявлениям имущественного характера, не подлежащим оценке, установлен в твердой денежной сумме.
1 Например, официальный сайт в сети Интернет Ленинского районного суда города Екатеринбурга [Электронный ресурс]. URL: http://leninskyeka.svd.sudrf.ru/modules.php?name=govduty. (дата обращения 06.12.2023).