преподаватель кафедры гражданского процесса Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
1. Понятие государственной пошлины. Государственная пошлина в судах представляет собой сбор, взимаемый в связи с рассмотрением судами юридических дел, а также совершением отдельных процессуальных действий судами.
2. Плательщиками государственной пошлины являются физические лица, организации, имеющие статус:
1) заявителя (например, при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом));
2) взыскателя (например, при подаче заявления о вынесении судебного приказа);
3) истца (в том числе по встречному иску);
4) третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора (в исковом производстве);
5) подателя жалобы (при обжаловании судебных актов);
6) ответчика, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины и судебный акт принят не в пользу ответчика.
Допускается уплата государственной пошлины представителем плательщика пошлины.
3. Исчисление и уплата государственной пошлины. Государственная пошлина исчисляется для каждого предъявленного требования, зависит от вида требования и плательщика пошлины1.
Размеры пошлины установлены Налоговым кодексом Российской Федерации. Официальные сайты в сети Интернет арбитражных судов предусматривают калькулятор расчета государственной пошлины.
Государственная пошлина платится до обращения в арбитражный суд, а подтверждающие уплаты пошлины документы прилагаются к заявлению или жалобе. Факт уплаты пошлины в безналичной форме может подтверждаться платежным поручением, а факт уплаты пошлины в наличной форме может подтверждаться квитанцией.
4. Льготы, отсрочка и рассрочка уплаты государственной пошлины. Законодательство допускает полное или частичное освобождение от уплаты, отсрочку, а также рассрочку уплаты государственной пошлины.
1) Освобождение от уплаты подлежащей уплате пошлины допускается судом, исходя из статуса плательщика и по отдельным видам требований.
Например, от уплаты государственной пошлины освобождаются истцы-инвалиды I или II группы.
2) Отсрочка, рассрочка уплаты государственной пошлины допускается судом до окончания рассмотрения дела судом при наличии ходатайства плательщика и при наличии установленных законом оснований.
Рассрочка уплаты пошлины предусматривает уплату суммы государственной пошлины по частям в течение установленного временного периода. Отсрочка уплаты пошлины касается отнесения момента уплаты пошлины на более позднее время.
5. Порядок расчета государственной пошлины.
1) Определение вида производства в арбитражных судах: исковое, приказное, по делам из административных или иных публичных отношений и др.
Размер государственной пошлины зависит от вида производства. При этом для некоторых видов производства размер государственной пошлины установлен в твердой денежной сумме (например, подача заявления об обеспечении иска), в процентах от подлежащей взысканию суммы (исковое заявление имущественного характера, подлежащее оценке) или в зависимости от государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления (например, при подаче заявления о вынесении судебного приказа).
2) Расчет государственной пошлины для искового заявления.
2.1. Определение категории юридического дела.
Размер государственной пошлины может различаться в зависимости от категории юридического дела (например, прямо установлены размеры государственной пошлины по требованиям о признании сделок недействительными). Однако в отсутствие прямого установления размера государственной пошлины по отдельной категории юридического дела необходим расчет государственной пошлины.
2.2. Определение имущественного/неимущественного характера искового заявления.
Предметом заявления имущественного характера является имущество. Предметом заявления неимущественного характера является нематериальное благо (например, деловая репутация).
Размер государственной пошлины по требованиям неимущественного характера устанавливается в твердой денежной сумме. Исчисление размера государственной пошлины для искового заявления имущественного характера зависит, во-первых, от возможности оценки заявления и, во-вторых, от цены требования.
2.3. Определение возможности оценки и цены требования для исковых заявлений имущественного характера.
Цена иска может определяться, исходя из стоимости истребуемого имущества, размера взыскиваемой суммы денег, а также совокупности взыскиваемых платежей за определенный срок. Если оценка истребуемого имущественного блага в денежном эквиваленте невозможна, то исковое заявление имущественного характера не подлежит оценке.
Размер государственной пошлины по исковым заявлениям имущественного характера, не подлежащим оценке, установлен в твердой денежной сумме. Размер государственной пошлины по исковым заявлениям имущественного характера, подлежащим оценке, рассчитывается, исходя из цены иска.
1 Например, официальный сайт в сети Интернет Арбитражного суда Свердловской области [Электронный ресурс]. URL: https://ekaterinburg.arbitr.ru/process/duty/calc. (дата обращения 15.12.2023).
2. Плательщиками государственной пошлины являются физические лица, организации, имеющие статус:
1) заявителя (например, при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом));
2) взыскателя (например, при подаче заявления о вынесении судебного приказа);
3) истца (в том числе по встречному иску);
4) третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора (в исковом производстве);
5) подателя жалобы (при обжаловании судебных актов);
6) ответчика, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины и судебный акт принят не в пользу ответчика.
Допускается уплата государственной пошлины представителем плательщика пошлины.
3. Исчисление и уплата государственной пошлины. Государственная пошлина исчисляется для каждого предъявленного требования, зависит от вида требования и плательщика пошлины1.
Размеры пошлины установлены Налоговым кодексом Российской Федерации. Официальные сайты в сети Интернет арбитражных судов предусматривают калькулятор расчета государственной пошлины.
Государственная пошлина платится до обращения в арбитражный суд, а подтверждающие уплаты пошлины документы прилагаются к заявлению или жалобе. Факт уплаты пошлины в безналичной форме может подтверждаться платежным поручением, а факт уплаты пошлины в наличной форме может подтверждаться квитанцией.
4. Льготы, отсрочка и рассрочка уплаты государственной пошлины. Законодательство допускает полное или частичное освобождение от уплаты, отсрочку, а также рассрочку уплаты государственной пошлины.
1) Освобождение от уплаты подлежащей уплате пошлины допускается судом, исходя из статуса плательщика и по отдельным видам требований.
Например, от уплаты государственной пошлины освобождаются истцы-инвалиды I или II группы.
2) Отсрочка, рассрочка уплаты государственной пошлины допускается судом до окончания рассмотрения дела судом при наличии ходатайства плательщика и при наличии установленных законом оснований.
Рассрочка уплаты пошлины предусматривает уплату суммы государственной пошлины по частям в течение установленного временного периода. Отсрочка уплаты пошлины касается отнесения момента уплаты пошлины на более позднее время.
5. Порядок расчета государственной пошлины.
1) Определение вида производства в арбитражных судах: исковое, приказное, по делам из административных или иных публичных отношений и др.
Размер государственной пошлины зависит от вида производства. При этом для некоторых видов производства размер государственной пошлины установлен в твердой денежной сумме (например, подача заявления об обеспечении иска), в процентах от подлежащей взысканию суммы (исковое заявление имущественного характера, подлежащее оценке) или в зависимости от государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления (например, при подаче заявления о вынесении судебного приказа).
2) Расчет государственной пошлины для искового заявления.
2.1. Определение категории юридического дела.
Размер государственной пошлины может различаться в зависимости от категории юридического дела (например, прямо установлены размеры государственной пошлины по требованиям о признании сделок недействительными). Однако в отсутствие прямого установления размера государственной пошлины по отдельной категории юридического дела необходим расчет государственной пошлины.
2.2. Определение имущественного/неимущественного характера искового заявления.
Предметом заявления имущественного характера является имущество. Предметом заявления неимущественного характера является нематериальное благо (например, деловая репутация).
Размер государственной пошлины по требованиям неимущественного характера устанавливается в твердой денежной сумме. Исчисление размера государственной пошлины для искового заявления имущественного характера зависит, во-первых, от возможности оценки заявления и, во-вторых, от цены требования.
2.3. Определение возможности оценки и цены требования для исковых заявлений имущественного характера.
Цена иска может определяться, исходя из стоимости истребуемого имущества, размера взыскиваемой суммы денег, а также совокупности взыскиваемых платежей за определенный срок. Если оценка истребуемого имущественного блага в денежном эквиваленте невозможна, то исковое заявление имущественного характера не подлежит оценке.
Размер государственной пошлины по исковым заявлениям имущественного характера, не подлежащим оценке, установлен в твердой денежной сумме. Размер государственной пошлины по исковым заявлениям имущественного характера, подлежащим оценке, рассчитывается, исходя из цены иска.
1 Например, официальный сайт в сети Интернет Арбитражного суда Свердловской области [Электронный ресурс]. URL: https://ekaterinburg.arbitr.ru/process/duty/calc. (дата обращения 15.12.2023).