старший преподаватель кафедры земельного, градостроительного и экологического права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
Публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в частной собственности, устанавливается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления для обеспечения публичных нужд или нужд местного населения без изъятия земельного участка из гражданского оборота.
Перечень из 7 целей для установления публичного сервитута определен Земельным кодексом Российской Федерации, среди них наиболее популярными являются необходимость прохода или проезда через земельный участок; обеспечение свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования (при условии, что этот доступ не ограничен федеральным законодательством), забора воды; использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства).
Публичный сервитут устанавливается в интересах неопределенного круга лиц (то есть отсутствуют сервитуарии) на срок, определенный в решении о его установлении, на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием. Решение об установлении публичного сервитута подлежит регистрации в Росреестре.
В случае, если публичным сервитутом обременяются земли сельскохозяйственного назначения, то приоритетным требованием для установления такого сервитута будет обеспечение рационального использования земель.
Аналогично «частному сервитуту» в ситуации, когда обременение земельного участка публичным сервитутом приводит к существенным затруднениям в его использовании, его правообладатель вправе требовать от органа власти, установившего публичный сервитут, соразмерную плату, исходя из принципов разумности и соразмерности. Обычно она равна размеру убытков, которые вынужден нести собственник из-за ограничения его прав. Размер платы может индексироваться с учетом инфляционных процессов.
Так называемый в юридической литературе сервитут на публичные земли устанавливается в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на основании соглашения, сторонами которого могут выступать как физические или юридические лица, так и органы власти.
Стоит отметить, что согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не обязательно (если иное не установлено законом или договором) в случае, если его заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка, которым он передан соответственно в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год.
При этом, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение.
Такой сервитут возможно установить исключительно в следующих трех случаях: размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка; проведение изыскательских работ; осуществление пользования недрами.
По соглашению об установлении сервитута на публичные земли может быть предусмотрена плата, которая поступает по общему правилу землепользователю, землевладельцу, арендатору земельного участка, с которыми заключено соглашение об установлении сервитута.
В случае, если соглашение об установлении сервитута заключено с уполномоченным органом, государственным или муниципальным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, плата по этому соглашению вносится, поступает и зачисляется в соответствующие бюджеты.
Перечень из 7 целей для установления публичного сервитута определен Земельным кодексом Российской Федерации, среди них наиболее популярными являются необходимость прохода или проезда через земельный участок; обеспечение свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования (при условии, что этот доступ не ограничен федеральным законодательством), забора воды; использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства).
Публичный сервитут устанавливается в интересах неопределенного круга лиц (то есть отсутствуют сервитуарии) на срок, определенный в решении о его установлении, на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием. Решение об установлении публичного сервитута подлежит регистрации в Росреестре.
В случае, если публичным сервитутом обременяются земли сельскохозяйственного назначения, то приоритетным требованием для установления такого сервитута будет обеспечение рационального использования земель.
Аналогично «частному сервитуту» в ситуации, когда обременение земельного участка публичным сервитутом приводит к существенным затруднениям в его использовании, его правообладатель вправе требовать от органа власти, установившего публичный сервитут, соразмерную плату, исходя из принципов разумности и соразмерности. Обычно она равна размеру убытков, которые вынужден нести собственник из-за ограничения его прав. Размер платы может индексироваться с учетом инфляционных процессов.
Так называемый в юридической литературе сервитут на публичные земли устанавливается в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на основании соглашения, сторонами которого могут выступать как физические или юридические лица, так и органы власти.
Стоит отметить, что согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не обязательно (если иное не установлено законом или договором) в случае, если его заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка, которым он передан соответственно в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год.
При этом, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение.
Такой сервитут возможно установить исключительно в следующих трех случаях: размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка; проведение изыскательских работ; осуществление пользования недрами.
По соглашению об установлении сервитута на публичные земли может быть предусмотрена плата, которая поступает по общему правилу землепользователю, землевладельцу, арендатору земельного участка, с которыми заключено соглашение об установлении сервитута.
В случае, если соглашение об установлении сервитута заключено с уполномоченным органом, государственным или муниципальным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, плата по этому соглашению вносится, поступает и зачисляется в соответствующие бюджеты.