кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
Уплачиваемые в соответствии со статьей 169 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капительный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее — взносы) многие воспринимают как дополнительный налог в силу того, что уплачиваются они регулярно в фонд, имеющий признаки публичного, для финансирования общих расходов, что придает взносам черты индивидуальной безвозмездности.
В Свердловской области обязанность по уплате взносов возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении 6 календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта (далее — программа), в которую включен этот многоквартирный дом (статья 12.1. Закона Свердловской области от 19.12.2013 № 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области»).
Исходя из этого, утверждение программы и включение в нее того или иного многоквартирного дома получают определяющее правовое значение для начала начисления взносов. В Свердловской области соответствующая программа утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП. После утверждения она неоднократно актуализировалась.
Однако законодательство предусматривает ряд отсрочек и изъятий, связанных с обязанностью по уплате взносов. Например, у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения программы и включенном в программу при ее актуализации, обязанность по уплате взносов возникает по истечении 3 лет с даты включения дома в программу, а собственники помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, от уплаты взносов освобождены полностью.
Кроме того, в программе указывается не только конкретный дом, но также и год, когда за счет аккумулированных в фонде капитального ремонта средств будет произведен капитальный ремонт того или иного общего имущества дома. Это является отправной точкой для определения того, когда и в каком объеме денежные средства фонда капитального ремонта будут использованы на ремонт общего имущества плательщиков взносов.
Таким образом, программа является ключевым документом, влияющим на начисление взносов и использование средств, уплачиваемых в качестве взносов. Но как быть, если в программу закралась ошибка: например, указан дом, который по тем или иным причинам не введен в эксплуатацию, либо определен срок проведения ремонта не в соответствии с регламентными сроками?
Один из вариантов — обращение к механизму судебного контроля, который в данном случае осуществляется в порядке обжалования нормативного акта (постановления правительства Свердловской области, утвердившего программу) в части включения в программу конкретного многоквартирного дома или определения сроков проведения конкретного ремонта общего имущества. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) такие дела подсудны Свердловскому областному суду.
При этом дело не обязательно может завершиться признанием программы, не действующей в определенной части. Правительство Свердловской области, убедившись, что нарушается законодательство о взносах, может инициативно изменить программу — в этом случае появится основание для прекращения производства по административному делу об оспаривании нормативного акта (п. 1 ч. 2 ст. 214 КАС РФ). Если такое изменение не последует, то в ходе рассмотрения дела суд проверит программу на соответствие законодательству о взносах, на предмет нарушения прав административного истца.
В качестве примера реализации такой процедуры можно привести опубликованное на официальном портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) решение Свердловского областного суда от 13.06.2023 года (номер административного производства 3а-334/2023). Административный истец не согласился с переносом в программе сроков ремонтов общего имущества 2 многоквартирных домов на 3 года в будущее. Суд установил, что такой перенос был осуществлен в отсутствие предусмотренных законом оснований, в связи с чем признал изменения в программе недействующими — сроки проведения ремонтов (а значит и сроки использования собранных средств в виде взносов) суд вернул к исходным.
Это не единственный случай, когда для урегулирования разногласий по вопросам сроков капитального ремонта, а также сроков и обязанности в целом платить взносы граждане и организации обращались в Свердловский областной суд. Согласно публикациям на официальном портале правовой информации Свердловской области, программа за весь период ее действия уточнялась судом 16 раз.
В Свердловской области обязанность по уплате взносов возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении 6 календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта (далее — программа), в которую включен этот многоквартирный дом (статья 12.1. Закона Свердловской области от 19.12.2013 № 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области»).
Исходя из этого, утверждение программы и включение в нее того или иного многоквартирного дома получают определяющее правовое значение для начала начисления взносов. В Свердловской области соответствующая программа утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП. После утверждения она неоднократно актуализировалась.
Однако законодательство предусматривает ряд отсрочек и изъятий, связанных с обязанностью по уплате взносов. Например, у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения программы и включенном в программу при ее актуализации, обязанность по уплате взносов возникает по истечении 3 лет с даты включения дома в программу, а собственники помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, от уплаты взносов освобождены полностью.
Кроме того, в программе указывается не только конкретный дом, но также и год, когда за счет аккумулированных в фонде капитального ремонта средств будет произведен капитальный ремонт того или иного общего имущества дома. Это является отправной точкой для определения того, когда и в каком объеме денежные средства фонда капитального ремонта будут использованы на ремонт общего имущества плательщиков взносов.
Таким образом, программа является ключевым документом, влияющим на начисление взносов и использование средств, уплачиваемых в качестве взносов. Но как быть, если в программу закралась ошибка: например, указан дом, который по тем или иным причинам не введен в эксплуатацию, либо определен срок проведения ремонта не в соответствии с регламентными сроками?
Один из вариантов — обращение к механизму судебного контроля, который в данном случае осуществляется в порядке обжалования нормативного акта (постановления правительства Свердловской области, утвердившего программу) в части включения в программу конкретного многоквартирного дома или определения сроков проведения конкретного ремонта общего имущества. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) такие дела подсудны Свердловскому областному суду.
При этом дело не обязательно может завершиться признанием программы, не действующей в определенной части. Правительство Свердловской области, убедившись, что нарушается законодательство о взносах, может инициативно изменить программу — в этом случае появится основание для прекращения производства по административному делу об оспаривании нормативного акта (п. 1 ч. 2 ст. 214 КАС РФ). Если такое изменение не последует, то в ходе рассмотрения дела суд проверит программу на соответствие законодательству о взносах, на предмет нарушения прав административного истца.
В качестве примера реализации такой процедуры можно привести опубликованное на официальном портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) решение Свердловского областного суда от 13.06.2023 года (номер административного производства 3а-334/2023). Административный истец не согласился с переносом в программе сроков ремонтов общего имущества 2 многоквартирных домов на 3 года в будущее. Суд установил, что такой перенос был осуществлен в отсутствие предусмотренных законом оснований, в связи с чем признал изменения в программе недействующими — сроки проведения ремонтов (а значит и сроки использования собранных средств в виде взносов) суд вернул к исходным.
Это не единственный случай, когда для урегулирования разногласий по вопросам сроков капитального ремонта, а также сроков и обязанности в целом платить взносы граждане и организации обращались в Свердловский областной суд. Согласно публикациям на официальном портале правовой информации Свердловской области, программа за весь период ее действия уточнялась судом 16 раз.