кандидат юридических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
Под коррупцией согласно действующему законодательству понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (подп. «а» и «б» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Ратифицированная Российской Федерацией Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 года (Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ) обязывает государства-участники принимать меры по предупреждению и противодействию коррупции как в публичном, так и в частном секторе.
Так, в силу положений ст. 9 Конвенции ООН против коррупции каждое государство — участник данной Конвенции принимает, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, необходимые меры для создания надлежащих систем закупок, которые основываются на прозрачности, конкуренции и объективных критериях принятия решений и являются эффективными, среди прочего, с точки зрения предупреждения коррупции, а также меры по содействию прозрачности и отчетности в управлении публичными финансами. Подобные меры предполагают создание эффективной системы внутреннего контроля, а также эффективных и действенных систем управления рисками.
Фактически во исполнение вышеназванных положений Конвенции ООН и норм действующего законодательства Российской Федерации в каждом государственном органе РФ и ее субъектов осуществляется система управления коррупционными рисками, которая также включает в себя выявление информации о том, что при реализации той или иной функции возникают коррупционные риски (т. е. функция является коррупционно-опасной). При этом определение перечня функций различных органов публичной власти, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции, осуществляется, как правило, посредством выделения тех функций, при реализации которых существуют предпосылки для возникновения коррупции.
Основаниями для внесения изменений (дополнений) в перечень коррупционно-опасных функций могут стать изменения законодательства Российской Федерации, предусматривающие возложение новых или перераспределение реализуемых функций, результаты проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, мониторинга исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими и работниками государственных корпораций (государственной компании) и т. д.
В частности, в связи с произошедшими изменениями в законодательстве Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Приказом Департамента государственных закупок Свердловской области от 12.12.2023 № 151-ОД утвержден обновленный Перечень коррупционно-опасных функций Департамента государственных закупок Свердловской области, в который вошли 12 самостоятельных функций, относящихся как к внутриорганизационной, так и к внешнеуправленческой деятельности данного Департамента. Наличие названного Перечня призвано обеспечить создание гласной, открытой модели реализации коррупционно-опасных функций, в том числе посредством дальнейшего уточнения (корректировки) перечня должностей в Департаменте государственных закупок Свердловской области, замещение которых связано с коррупционными рисками.
Ратифицированная Российской Федерацией Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 года (Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ) обязывает государства-участники принимать меры по предупреждению и противодействию коррупции как в публичном, так и в частном секторе.
Так, в силу положений ст. 9 Конвенции ООН против коррупции каждое государство — участник данной Конвенции принимает, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, необходимые меры для создания надлежащих систем закупок, которые основываются на прозрачности, конкуренции и объективных критериях принятия решений и являются эффективными, среди прочего, с точки зрения предупреждения коррупции, а также меры по содействию прозрачности и отчетности в управлении публичными финансами. Подобные меры предполагают создание эффективной системы внутреннего контроля, а также эффективных и действенных систем управления рисками.
Фактически во исполнение вышеназванных положений Конвенции ООН и норм действующего законодательства Российской Федерации в каждом государственном органе РФ и ее субъектов осуществляется система управления коррупционными рисками, которая также включает в себя выявление информации о том, что при реализации той или иной функции возникают коррупционные риски (т. е. функция является коррупционно-опасной). При этом определение перечня функций различных органов публичной власти, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции, осуществляется, как правило, посредством выделения тех функций, при реализации которых существуют предпосылки для возникновения коррупции.
Основаниями для внесения изменений (дополнений) в перечень коррупционно-опасных функций могут стать изменения законодательства Российской Федерации, предусматривающие возложение новых или перераспределение реализуемых функций, результаты проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, мониторинга исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими и работниками государственных корпораций (государственной компании) и т. д.
В частности, в связи с произошедшими изменениями в законодательстве Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Приказом Департамента государственных закупок Свердловской области от 12.12.2023 № 151-ОД утвержден обновленный Перечень коррупционно-опасных функций Департамента государственных закупок Свердловской области, в который вошли 12 самостоятельных функций, относящихся как к внутриорганизационной, так и к внешнеуправленческой деятельности данного Департамента. Наличие названного Перечня призвано обеспечить создание гласной, открытой модели реализации коррупционно-опасных функций, в том числе посредством дальнейшего уточнения (корректировки) перечня должностей в Департаменте государственных закупок Свердловской области, замещение которых связано с коррупционными рисками.