Мониторинг правоприменения законодательных актов: региональный аспект

Совместный проект Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева и «Областной газеты»

Бояринцева Ольга Анатольевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры информационного права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
В соответствии с Положением о мониторинге правоприменения в Российской Федерации, утвержденным указом Президента РФ от 20.05.2011 № 657, мониторинг — комплексная и плановая деятельность уполномоченных органов государственной власти федерального и регионального уровня по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия, изменения или признания утратившими силу законодательных и иных нормативных правовых актов.

Осуществление мониторинга правоприменения возложено на федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов РФ, которые в соответствии с ежегодным планом, утвержденным Правительством РФ, осуществляют комплексную оценку содержания правовых актов и практики их применения в целях формирования эффективного механизма правового регулирования. С учетом посланий Президента РФ Федеральному собранию, решений Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ, предложений Генеральной прокуратуры РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ, а также основных направлений деятельности Правительства РФ, программ социально-экономического развития государства и предложений институтов гражданского общества и средств массовой информации Министерством юстиции РФ ежегодно разрабатывается проект плана мониторинга.

По итогам мониторинга доклады о его результатах, включая предложения о необходимости принятия, изменения или признания утратившими силу нормативных правовых актов, направляются в Министерство юстиции РФ для их обобщения и подготовки проекта доклада Президенту РФ, а также предложений к плану законопроектной деятельности Правительства РФ.

На региональном уровне правовые основания осуществления мониторинга правоприменения закреплены указом Губернатора Свердловской области от 17.08.2011 № 755-УГ «О мониторинге правоприменения в Свердловской области».

Ответственным за подготовку ежегодного плана мониторинга и обобщение его результатов является Аппарат Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области (далее — Аппарат). Исполнительные органы государственной власти Свердловской области представляют в Аппарат не только информацию о результатах мониторинга правоприменения и рекомендации по совершенствованию законодательства, но и предложения к проекту плана мониторинга на очередной год, а также предложения о мерах по повышению эффективности правоприменения и противодействия коррупции.

Так, например, в план мониторинга правоприменения в Свердловской области на 2024 год, утвержденный распоряжением Губернатора Свердловской области от 18.09.2023 № 218-РГ, включены следующие группы нормативных правовых актов:
• в области предоставления государственной поддержки участникам специальной военной операции и членам их семей;
• в области государственного регулирования использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации в части эксплуатации беспилотных воздушных судов;
• в области строительства объектов транспортной инфраструктуры;
• в области осуществления молодежной политики.

Органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области также рекомендовано осуществлять мониторинг правоприменения в соответствующем муниципальном образовании и ежегодно до 1 апреля представлять в Аппарат информацию о результатах мониторинга правоприменения в соответствующем муниципальном образовании и предложения к проекту плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации.

Исходной основой для проведения мониторинга является информация о нормотворческих процессах, применении правовых актов и иной практики их реализации, поэтому сбор сведений для комплексной оценки и анализа состояния законодательства в определенной сфере общественных отношений становится основной задачей на первых этапах осуществления этой юридически значимой деятельности.

Автоматизированные информационные системы, применяемые в деятельности органов публичной власти для систематизации государственных и муниципальных информационных ресурсов и обеспечения реализации их полномочий, а также порталы правовой информации, оцифрованные архивы, базы данных с переведенными текстами зарубежных актов, банки данных судебных решений, интернет-сайты СМИ, статистическая информация в электронной форме, платформы открытых данных являются важнейшим источником получения информации для правового мониторинга в условиях формирования цифровой экономики в информационном обществе.

Аналитические возможности автоматизированных информационных систем для осуществления мониторинга имеют большое значение для повышения оперативности и качественных результатов этого процесса. Однако если машиночитаемый формат документа без выявления содержания правовой нормы сегодня уже является обычной практикой, то машинное представление смысла правовых положений — перспектива права. Поэтому развитие мониторинга правоприменения также нуждается в цифровой трансформации, а традиционные инструменты обработки правовой информации в электронной форме должны быть усилены применением прорывных технологий, в частности технологий искусственного интеллекта и обработки больших данных.

Глава свердловской полиции Александр Мешков подвел итоги борьбы с преступностью в поселке Арти

Глава регионального гарнизона полиции Александр Мешков посетил с рабочим визитом ОВД поселка Арти. Он принял участие...

Возможности муниципалитетов по использованию региональных грантов расширил Евгений Куйвашев

Гранты из бюджета Свердловской области, которые ежегодно выделяются территориям, достигающим наилучших показателей развития, по решению губернатора...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также