кандидат юридических наук, доцент кафедры информационного права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
В соответствии с Положением о мониторинге правоприменения в Российской Федерации, утвержденным указом Президента РФ от 20.05.2011 № 657, мониторинг — комплексная и плановая деятельность уполномоченных органов государственной власти федерального и регионального уровня по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия, изменения или признания утратившими силу законодательных и иных нормативных правовых актов.
Осуществление мониторинга правоприменения возложено на федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов РФ, которые в соответствии с ежегодным планом, утвержденным Правительством РФ, осуществляют комплексную оценку содержания правовых актов и практики их применения в целях формирования эффективного механизма правового регулирования. С учетом посланий Президента РФ Федеральному собранию, решений Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ, предложений Генеральной прокуратуры РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ, а также основных направлений деятельности Правительства РФ, программ социально-экономического развития государства и предложений институтов гражданского общества и средств массовой информации Министерством юстиции РФ ежегодно разрабатывается проект плана мониторинга.
По итогам мониторинга доклады о его результатах, включая предложения о необходимости принятия, изменения или признания утратившими силу нормативных правовых актов, направляются в Министерство юстиции РФ для их обобщения и подготовки проекта доклада Президенту РФ, а также предложений к плану законопроектной деятельности Правительства РФ.
На региональном уровне правовые основания осуществления мониторинга правоприменения закреплены указом Губернатора Свердловской области от 17.08.2011 № 755-УГ «О мониторинге правоприменения в Свердловской области».
Ответственным за подготовку ежегодного плана мониторинга и обобщение его результатов является Аппарат Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области (далее — Аппарат). Исполнительные органы государственной власти Свердловской области представляют в Аппарат не только информацию о результатах мониторинга правоприменения и рекомендации по совершенствованию законодательства, но и предложения к проекту плана мониторинга на очередной год, а также предложения о мерах по повышению эффективности правоприменения и противодействия коррупции.
Так, например, в план мониторинга правоприменения в Свердловской области на 2024 год, утвержденный распоряжением Губернатора Свердловской области от 18.09.2023 № 218-РГ, включены следующие группы нормативных правовых актов:
• в области предоставления государственной поддержки участникам специальной военной операции и членам их семей;
• в области государственного регулирования использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации в части эксплуатации беспилотных воздушных судов;
• в области строительства объектов транспортной инфраструктуры;
• в области осуществления молодежной политики.
Органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области также рекомендовано осуществлять мониторинг правоприменения в соответствующем муниципальном образовании и ежегодно до
1 апреля представлять в Аппарат информацию о результатах мониторинга правоприменения в соответствующем муниципальном образовании и предложения к проекту плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации.
Исходной основой для проведения мониторинга является информация о нормотворческих процессах, применении правовых актов и иной практики их реализации, поэтому сбор сведений для комплексной оценки и анализа состояния законодательства в определенной сфере общественных отношений становится основной задачей на первых этапах осуществления этой юридически значимой деятельности.
Автоматизированные информационные системы, применяемые в деятельности органов публичной власти для систематизации государственных и муниципальных информационных ресурсов и обеспечения реализации их полномочий, а также порталы правовой информации, оцифрованные архивы, базы данных с переведенными текстами зарубежных актов, банки данных судебных решений, интернет-сайты СМИ, статистическая информация в электронной форме, платформы открытых данных являются важнейшим источником получения информации для правового мониторинга в условиях формирования цифровой экономики в информационном обществе.
Аналитические возможности автоматизированных информационных систем для осуществления мониторинга имеют большое значение для повышения оперативности и качественных результатов этого процесса. Однако если машиночитаемый формат документа без выявления содержания правовой нормы сегодня уже является обычной практикой, то машинное представление смысла правовых положений — перспектива права. Поэтому развитие мониторинга правоприменения также нуждается в цифровой трансформации, а традиционные инструменты обработки правовой информации в электронной форме должны быть усилены применением прорывных технологий, в частности технологий искусственного интеллекта и обработки больших данных.
Осуществление мониторинга правоприменения возложено на федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов РФ, которые в соответствии с ежегодным планом, утвержденным Правительством РФ, осуществляют комплексную оценку содержания правовых актов и практики их применения в целях формирования эффективного механизма правового регулирования. С учетом посланий Президента РФ Федеральному собранию, решений Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ, предложений Генеральной прокуратуры РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ, а также основных направлений деятельности Правительства РФ, программ социально-экономического развития государства и предложений институтов гражданского общества и средств массовой информации Министерством юстиции РФ ежегодно разрабатывается проект плана мониторинга.
По итогам мониторинга доклады о его результатах, включая предложения о необходимости принятия, изменения или признания утратившими силу нормативных правовых актов, направляются в Министерство юстиции РФ для их обобщения и подготовки проекта доклада Президенту РФ, а также предложений к плану законопроектной деятельности Правительства РФ.
На региональном уровне правовые основания осуществления мониторинга правоприменения закреплены указом Губернатора Свердловской области от 17.08.2011 № 755-УГ «О мониторинге правоприменения в Свердловской области».
Ответственным за подготовку ежегодного плана мониторинга и обобщение его результатов является Аппарат Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области (далее — Аппарат). Исполнительные органы государственной власти Свердловской области представляют в Аппарат не только информацию о результатах мониторинга правоприменения и рекомендации по совершенствованию законодательства, но и предложения к проекту плана мониторинга на очередной год, а также предложения о мерах по повышению эффективности правоприменения и противодействия коррупции.
Так, например, в план мониторинга правоприменения в Свердловской области на 2024 год, утвержденный распоряжением Губернатора Свердловской области от 18.09.2023 № 218-РГ, включены следующие группы нормативных правовых актов:
• в области предоставления государственной поддержки участникам специальной военной операции и членам их семей;
• в области государственного регулирования использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации в части эксплуатации беспилотных воздушных судов;
• в области строительства объектов транспортной инфраструктуры;
• в области осуществления молодежной политики.
Органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области также рекомендовано осуществлять мониторинг правоприменения в соответствующем муниципальном образовании и ежегодно до
1 апреля представлять в Аппарат информацию о результатах мониторинга правоприменения в соответствующем муниципальном образовании и предложения к проекту плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации.
Исходной основой для проведения мониторинга является информация о нормотворческих процессах, применении правовых актов и иной практики их реализации, поэтому сбор сведений для комплексной оценки и анализа состояния законодательства в определенной сфере общественных отношений становится основной задачей на первых этапах осуществления этой юридически значимой деятельности.
Автоматизированные информационные системы, применяемые в деятельности органов публичной власти для систематизации государственных и муниципальных информационных ресурсов и обеспечения реализации их полномочий, а также порталы правовой информации, оцифрованные архивы, базы данных с переведенными текстами зарубежных актов, банки данных судебных решений, интернет-сайты СМИ, статистическая информация в электронной форме, платформы открытых данных являются важнейшим источником получения информации для правового мониторинга в условиях формирования цифровой экономики в информационном обществе.
Аналитические возможности автоматизированных информационных систем для осуществления мониторинга имеют большое значение для повышения оперативности и качественных результатов этого процесса. Однако если машиночитаемый формат документа без выявления содержания правовой нормы сегодня уже является обычной практикой, то машинное представление смысла правовых положений — перспектива права. Поэтому развитие мониторинга правоприменения также нуждается в цифровой трансформации, а традиционные инструменты обработки правовой информации в электронной форме должны быть усилены применением прорывных технологий, в частности технологий искусственного интеллекта и обработки больших данных.