преподаватель кафедры международного права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
Старая новая альтернатива
С момента выхода России из Совета Европы и, соответственно, из Европейского суда по правам человека, являющегося частью правозащитного механизма организации, прошло практически два года: официально российская сторона заявила о прекращении своего членства с 16 марта 2022 года. Для россиян, не согласных с решениями отечественных судов и обращавшихся в Европейский суд за международной защитой своих прав, это означает, что с указанной даты Россия больше не будет считать для себя постановления международного судебного органа обязательными к исполнению. Тем не менее у россиян сохраняется доступ к иным международным механизмам защиты своих прав, в частности, в договорные органы по правам человека Организации Объединенных Наций. В работе некоторых из этих органов Россия принимает участие еще со времен Советского Союза, а возможность обращения за защитой своих прав, например в Комитет ООН по правам человека, существует с 1991 года.
Зачем нужна защита прав человека на международном уровне?
Международная защита прав обеспечивает возможность обжаловать решения национальных судов, с которыми не согласен заявитель, пострадавший от неправомерных действий представителей власти (например, правоохранительных органов). Иными словами, это дополнительная попытка защитить свои права, но уже не в своей стране, а в международных учреждениях. В России право на обращение в такие учреждения гарантируется Конституцией (пункт 3 статья 46). В то же время необходимо учитывать три важных требования при обращении в международные органы:
• во-первых, государство, в отношении которого подается жалоба, должно признавать компетенцию международного правозащитного органа принимать сообщения частных лиц;
• во-вторых, обращение возможно при условии, если заявитель исчерпал все национальные средства защиты своих прав (как правило, обращался в разные суды государства). Следовательно, жаловаться в международные органы сразу же после нарушения прав не рекомендуется, поскольку такие обращения скорее всего отклонят. Дело в том, что международные органы не стоят над каким-либо государством, а сотрудничают с ним, выступая в качестве еще одного независимого гаранта прав в тех случаях, когда национальная правовая система не обеспечивает должного уровня защиты прав человека. Но защита прав человека — это все же обязанность государства, а значит защищать свои права необходимо в первую очередь в государственных судах.
• в-третьих, международные органы рассматривают обращения в связи с нарушением прав человека, то есть довольно серьезные правонарушения. К таковым, к примеру, относятся гендерная, возрастная или расовая дискриминация, запрет исповедовать свою религию, несправедливое судебное разбирательство, нарушение избирательных прав, пытки или жестокое обращение. Однако обратиться в связи с простыми правонарушениями, скажем, обжаловать штраф за нарушение правил дорожного движения, не удастся. В случае если заявителю сложно увидеть разницу между серьезными и несерьезными правонарушениями, то лучше всего сперва ознакомиться с международными документами в области прав человека, на основе которых ведут свою деятельность международные правозащитные органы, и затем обратиться к юристу-международнику.
Что такое договорные органы по правам человека ООН и как они работают?
Договорные органы ООН (иногда их называют комитетами) формально являются квазисудебными учреждениями, а не международными судами. В них заседают независимые эксперты, которые обладают «высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека». Всего существует девять профильных договорных органов и один подкомитет. Их основная цель — следить за выполнением государствами основных международных договоров в области прав человека. Для осуществления этой цели в их компетенцию входят различные задачи, такие как рассмотрение докладов государств-участников, проведение расследований и работа с индивидуальными жалобами. В последнем случае эксперты рассматривают обращения частных лиц и устанавливают, допущено ли властями какого-либо государства нарушение прав человека. Если нарушение установлено, то эксперты комитета могут принять решение о предоставлении компенсации и восстановлении прав заявителя.
Россия принимает участие в работе семи органов, но для подачи жалоб россиянам доступны пока что только четыре из них. Это Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин и Комитет против пыток. У всех комитетов схожая, но все же разная компетенция, они ведут свою деятельность в соответствии с разными международными документами. Но процедура обращения, за некоторыми исключениями, одинаковая.
Жалоба может быть подана в один комитет как самим заявителем, так и его представителем бесплатно и на русском языке, который является одним из рабочих языков ООН. Важно подчеркнуть, что жалоба должна быть подкреплена соответствующими доказательствами о нарушении прав. Анонимные сообщения не принимаются. При этом обращение может быть подано в электронном виде. Однако прежде, чем направлять жалобу, необходимо, как уже отмечалось раньше, исчерпать все национальные средства правовой защиты. Для жалоб в отношении России полным исчерпанием будет оконченное рассмотрение дела в Верховном суде. Следует также помнить о сроках: обратиться в Комитет по правам человека возможно в течение 5 лет с момента исчерпания национальных механизмов, а в Комитет по ликвидации расовой дискриминации — не позднее 6 месяцев. Подробнее информацию о договорных органах ООН и процедуре подаче жалоб можно посмотреть на сайте Организации Объединенный Наций на русском языке.
С момента выхода России из Совета Европы и, соответственно, из Европейского суда по правам человека, являющегося частью правозащитного механизма организации, прошло практически два года: официально российская сторона заявила о прекращении своего членства с 16 марта 2022 года. Для россиян, не согласных с решениями отечественных судов и обращавшихся в Европейский суд за международной защитой своих прав, это означает, что с указанной даты Россия больше не будет считать для себя постановления международного судебного органа обязательными к исполнению. Тем не менее у россиян сохраняется доступ к иным международным механизмам защиты своих прав, в частности, в договорные органы по правам человека Организации Объединенных Наций. В работе некоторых из этих органов Россия принимает участие еще со времен Советского Союза, а возможность обращения за защитой своих прав, например в Комитет ООН по правам человека, существует с 1991 года.
Зачем нужна защита прав человека на международном уровне?
Международная защита прав обеспечивает возможность обжаловать решения национальных судов, с которыми не согласен заявитель, пострадавший от неправомерных действий представителей власти (например, правоохранительных органов). Иными словами, это дополнительная попытка защитить свои права, но уже не в своей стране, а в международных учреждениях. В России право на обращение в такие учреждения гарантируется Конституцией (пункт 3 статья 46). В то же время необходимо учитывать три важных требования при обращении в международные органы:
• во-первых, государство, в отношении которого подается жалоба, должно признавать компетенцию международного правозащитного органа принимать сообщения частных лиц;
• во-вторых, обращение возможно при условии, если заявитель исчерпал все национальные средства защиты своих прав (как правило, обращался в разные суды государства). Следовательно, жаловаться в международные органы сразу же после нарушения прав не рекомендуется, поскольку такие обращения скорее всего отклонят. Дело в том, что международные органы не стоят над каким-либо государством, а сотрудничают с ним, выступая в качестве еще одного независимого гаранта прав в тех случаях, когда национальная правовая система не обеспечивает должного уровня защиты прав человека. Но защита прав человека — это все же обязанность государства, а значит защищать свои права необходимо в первую очередь в государственных судах.
• в-третьих, международные органы рассматривают обращения в связи с нарушением прав человека, то есть довольно серьезные правонарушения. К таковым, к примеру, относятся гендерная, возрастная или расовая дискриминация, запрет исповедовать свою религию, несправедливое судебное разбирательство, нарушение избирательных прав, пытки или жестокое обращение. Однако обратиться в связи с простыми правонарушениями, скажем, обжаловать штраф за нарушение правил дорожного движения, не удастся. В случае если заявителю сложно увидеть разницу между серьезными и несерьезными правонарушениями, то лучше всего сперва ознакомиться с международными документами в области прав человека, на основе которых ведут свою деятельность международные правозащитные органы, и затем обратиться к юристу-международнику.
Что такое договорные органы по правам человека ООН и как они работают?
Договорные органы ООН (иногда их называют комитетами) формально являются квазисудебными учреждениями, а не международными судами. В них заседают независимые эксперты, которые обладают «высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека». Всего существует девять профильных договорных органов и один подкомитет. Их основная цель — следить за выполнением государствами основных международных договоров в области прав человека. Для осуществления этой цели в их компетенцию входят различные задачи, такие как рассмотрение докладов государств-участников, проведение расследований и работа с индивидуальными жалобами. В последнем случае эксперты рассматривают обращения частных лиц и устанавливают, допущено ли властями какого-либо государства нарушение прав человека. Если нарушение установлено, то эксперты комитета могут принять решение о предоставлении компенсации и восстановлении прав заявителя.
Россия принимает участие в работе семи органов, но для подачи жалоб россиянам доступны пока что только четыре из них. Это Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин и Комитет против пыток. У всех комитетов схожая, но все же разная компетенция, они ведут свою деятельность в соответствии с разными международными документами. Но процедура обращения, за некоторыми исключениями, одинаковая.
Жалоба может быть подана в один комитет как самим заявителем, так и его представителем бесплатно и на русском языке, который является одним из рабочих языков ООН. Важно подчеркнуть, что жалоба должна быть подкреплена соответствующими доказательствами о нарушении прав. Анонимные сообщения не принимаются. При этом обращение может быть подано в электронном виде. Однако прежде, чем направлять жалобу, необходимо, как уже отмечалось раньше, исчерпать все национальные средства правовой защиты. Для жалоб в отношении России полным исчерпанием будет оконченное рассмотрение дела в Верховном суде. Следует также помнить о сроках: обратиться в Комитет по правам человека возможно в течение 5 лет с момента исчерпания национальных механизмов, а в Комитет по ликвидации расовой дискриминации — не позднее 6 месяцев. Подробнее информацию о договорных органах ООН и процедуре подаче жалоб можно посмотреть на сайте Организации Объединенный Наций на русском языке.