К вопросу о правовом режиме объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия

Совместный проект Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева и «Областной газеты»

Курьякова Венера Фердинандовна
преподаватель кафедры земельного, градостроительного и экологического права Уральского государственного юридического университета им. В.Ф. Яковлева
Объекты культурного наследия (ОКН) являются неотъемлемой частью национального кода общества. Они представляют собой материальные и духовные ценности, отражающие многовековую историю, традиции
и аутентичность различных народов и культурных сообществ. В современном мире сохранение и защита ОКН становятся более актуальными и первоочередными задачами, стоящими перед органами власти и гражданским обществом.

Многие объекты культурного наследия подвергаются различным угрозам. Они могут быть как естественного происхождения — пожары, наводнения, климатические изменения, так и антропогенного — рост городов и возведение новых зданий, вандализм. Все перечисленное приводит к нарушению целостности исторических ансамблей и памятников, представляет опасность для их сохранения.

Одним из наиболее серьезных факторов, влияющих на сохранение ОКН, выступает правовой режим самого объекта истории и культуры.

Объекты культурного наследия обладают особым правовым режимом, который определяется требованиями Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Для них устанавливаются режимы содержания и использования, а также регулирование деятельности
на территориях, прилегающих к ним. Этот правовой статус призван обеспечить сохранность и уникальность объектов культурного наследия для будущих поколений.

Нередко возникают ситуации, когда отсутствие данного статуса для здания, которое существовало несколько десятков лет, не позволяет защитить его от разрушения и утраты.

Ярким примером отсутствия особого правового режима у объекта недвижимости с историческим прошлым является снос в январе 2024 года старинного дома псаломщика Топоркова в Екатеринбурге. Работы по демонтажу вызвали широкий общественный резонанс.1

В современном законодательстве существуют юридические инструменты для изменения правового режима таких объектов и распространения на них действия Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

По данным, опубликованным на сайте Росреестра, на территории Российской Федерации расположено 11 690 объектов культурного наследия федерального значения. Росреестром в рамках работы с Минкультуры России
за период с 2021 по 2023 гг. внесены в ЕГРН сведения о почти 10 тыс. таких объектов (84,6%). Из них более 30% —
в прошлом году.2

Согласно отраслевому законодательству, объект, обладающий признаками объекта культурного наследия — это объект недвижимого имущества с исторически связанной с ним территорией, представляющей собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, в отношении которого заинтересованным лицом в уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия подано заявление
о включении такого объекта либо территории в реестр и проводится процедура установления историко-культурной ценности в установленном порядке.

Отметим, в законе отсутствует запрет определенных действий в отношении такого объекта, в том числе в части реконструкции или сноса.

На федеральном уровне приказом Минкультуры России от 02.07.2015 № 1905 закреплен порядок проведения работ
по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (далее — Порядок).3

Данный Порядок определяет процедуру проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также включает этапы:

1. Инициация процесса признания.

Подача заявления о включении объекта в реестр любым заинтересованным лицом. Требования к форме и составу документации, прилагаемой к заявлению, отсутствуют. С момента подачи заявления объект приобретает статус, обладающего признаками объекта культурного наследия.

Инициация процесса по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, может осуществляться различными органами и учреждениями, включая региональные управления культуры, муниципальные органы и другие заинтересованные структуры.

2. Установление историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия.

На этом этапе проводится сбор документов и материалов (историко-архивные, библиографические и иные исследования) об историко-культурной ценности объекта и анализ информации о потенциальном объекте культурного наследия, а также визуальный осмотр (натурное обследование) и фотофиксация объекта, изучение
и анализ полученных документов и сведений с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.

Важным является выявление уникальных с точки зрения исторических, архитектурных, культурных и других характеристик объекта, которые могут свидетельствовать о его значимости и потенциале для истории и культуры.

Процедура установления историко-культурной ценности организуется уполномоченным органом. Привлекаются организации, специализирующиеся в сфере сохранения ОКН. Срок процедуры — не более 90 рабочих дней.

По результатам проведенной процедуры принимается решение о включении либо об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия.

3. Проведение государственной историко-культурной экспертизы (далее — ГИКЭ) с целью обоснования включения вновь выявленного объекта культурного наследия в реестр ОКН.

Организует проведение ГИКЭ уполномоченный орган. ГИКЭ проводится в течение года с момента включения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в список. Экспертизой принимается окончательное решении о статусе объекта. После принятия положительного решения о признании объекта культурного наследия вносится соответствующая запись в государственный реестр объектов культурного наследия. Это является основанием для присвоения объекту особого правового статуса, устанавливающего меры охраны, использования и регулирования его деятельности.

Эти этапы представляют собой важный механизм для охраны и сохранения ценностей истории и культуры.

В дополнение к существующему порядку с 15 апреля 2024 года вступают в силу изменения в закон, устанавливающие запрет на снос на срок до 90 рабочих дней, если в отношении объекта, обладающего признаками ОКН, подано заявление.

Так, статья 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ вводится в следующей редакции: «Снос выявленного объекта культурного наследия, а также объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии
со статьей 3 настоящего Федерального закона, запрещен».

Вместе с тем необходимо дальнейшее совершенствование существующего правового режима объектов, имеющих историко-культурный потенциал, но не признанных ОКН, для обеспечения сохранности и уникальности таких ценностей.

1 [Электронный ресурс]. URL: https://www.e1.ru/text/gorod/2024/01/24/73153025/ «Под покровом ночи. В Екатеринбурге внезапно начали снос красивого старинного дома» (дата обращения 10.04.2024).
2 [Электронный ресурс]. URL: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/v-egrn-vneseno-pochti-85-protsentov-svedeniy-ob-obektakh-kultury-federalnogo-znacheniya/ (дата обращения 10.04.2024).
3 Приказ Минкультуры России от 02.07.2015 № 1905 (ред. от 24.09.2020) «Об утверждении порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185645/dfe33beb1ca9d7d30e0cf19499a4e41b5e4c20cc/#dst100010 (дата обращения 10.04.2024).

Свердловская область уверенно выполнила все задачи по нацпроектам «Жилье и городская среда» и «Безопасные качественные дороги»

Итоги реализации национальных проектов «Жилье и городская среда» и «Безопасные качественные дороги» подвели на заседании президиума (штаба)...

Новый сезон «Цифрового ликбеза» научит свердловских школьников безопасному шопингу в интернете и поиску подработки

Свердловские школьники смогут научиться безопасному шопингу в интернете и поиску подработки благодаря новому сезону «Цифрового ликбеза»....

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также