преподаватель кафедры гражданского процесса Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
1. Арбитраж (третейское разбирательство) — основанная на законе и соглашении сторон альтернативная процедура разрешения гражданско-правовых споров третейским судом.
Третейский суд является негосударственным судом, а арбитры (третейские судьи) не являются государственными судьями.
Нельзя смешивать арбитраж и арбитражный суд, арбитражный процесс. Арбитраж — третейское разбирательство в негосударственном суде. Арбитражный суд — государственный суд, являющийся частью судебной системы Российской Федерации, рассматривающий экономические споры. Арбитражный процесс — вид судебного процесса в арбитражных судах.
2. Принципы арбитража могут делиться на общие и специальные. Общие принципы третейского разбирательства схожи с принципами судопроизводства: диспозитивность, состязательность и равноправие сторон, законность
и справедливость разбирательства, равенство сторон, а также независимость и беспристрастность арбитра. Специальные принципы присущи только третейскому разбирательству: конфиденциальность арбитража, автономность арбитражного соглашения, добровольность обращения в арбитраж, «компетенция-компетенция», недопустимость пересмотра арбитражного решения государственным судом.
2.1. Конфиденциальность арбитража: если иное не предусмотрено соглашением сторон, третейское разбирательство является конфиденциальным, а слушания проводятся в закрытом заседании. Арбитры (третейские судьи) не могут разглашать сведения об арбитраже без согласия сторон, а также не могут быть допрошены об обстоятельствах, ставших им известными в ходе арбитража.
2.2. Добровольность обращения в арбитраж: никто не может быть понужден к обращению в третейский суд за защитой своих правовых интересов. Для передачи спора в арбитраж стороны должны заключить арбитражное соглашение.
2.3. Автономность арбитражного соглашения: соглашение о передаче спора в арбитраж не зависит от заключения/незаключения, действительности/недействительности гражданско-правовой сделки, по поводу которой может возникнуть правовой спор.
2.4. «Компетенция-компетенция»: третейский суд самостоятельно разрешает вопрос о наличии/отсутствии у него компетенции по рассмотрению правового спора, переданного сторонами в арбитраж. При этом не исключается оспаривание в государственном суде постановления третейского суда о наличии у него компетенции.
2.5. Недопустимость пересмотра арбитражного решения государственным судом: законодательство допускает отмену арбитражного решения или выдачу исполнительного листа на принудительное исполнение арбитражного решения государственным судом. В этих случаях проверка законности арбитражного решения государственным судом ограничена: государственный суд не может проверять достаточность и правильность оценки доказательств третейским судом, а также правильность разрешения правового спора по существу.
3. Преимущества арбитража
3.1. Временное преимущество: судопроизводство в государственных судах допускает прохождение разных судебных инстанций при обжаловании судебных актов (производство в суде первой инстанции, апелляционной, кассационной
и надзорной инстанциях). Не исключается, что прохождение всех судебных инстанций может занять годы. Напротив, решения третейских судов в Российской Федерации не обжалуются в апелляционном порядке, что сокращает общий срок защиты нарушенного правового интереса. При этом арбитражные решения могут быть оспорены в государственном суде по ограниченному перечню оснований. Вместе с этим стороны арбитража, который администрирует постоянно действующее арбитражное учреждение (институционный арбитраж), могут договориться о том, что арбитражное решение нельзя будет оспорить в государственном суде (т. н. оговорка об окончательности арбитражного решения).
3.2. Юридическое преимущество: государственные суды связаны процессуальным законодательством. Напротив, законодательство об арбитраже устанавливает минимальные требования справедливого третейского разбирательства, а стороны могут договориться о многих правилах арбитража (месте разбирательства и слушаний, времени, конфиденциальности или открытости арбитража, кандидатуре арбитров, правилах производства).
Третейский суд является негосударственным судом, а арбитры (третейские судьи) не являются государственными судьями.
Нельзя смешивать арбитраж и арбитражный суд, арбитражный процесс. Арбитраж — третейское разбирательство в негосударственном суде. Арбитражный суд — государственный суд, являющийся частью судебной системы Российской Федерации, рассматривающий экономические споры. Арбитражный процесс — вид судебного процесса в арбитражных судах.
2. Принципы арбитража могут делиться на общие и специальные. Общие принципы третейского разбирательства схожи с принципами судопроизводства: диспозитивность, состязательность и равноправие сторон, законность
и справедливость разбирательства, равенство сторон, а также независимость и беспристрастность арбитра. Специальные принципы присущи только третейскому разбирательству: конфиденциальность арбитража, автономность арбитражного соглашения, добровольность обращения в арбитраж, «компетенция-компетенция», недопустимость пересмотра арбитражного решения государственным судом.
2.1. Конфиденциальность арбитража: если иное не предусмотрено соглашением сторон, третейское разбирательство является конфиденциальным, а слушания проводятся в закрытом заседании. Арбитры (третейские судьи) не могут разглашать сведения об арбитраже без согласия сторон, а также не могут быть допрошены об обстоятельствах, ставших им известными в ходе арбитража.
2.2. Добровольность обращения в арбитраж: никто не может быть понужден к обращению в третейский суд за защитой своих правовых интересов. Для передачи спора в арбитраж стороны должны заключить арбитражное соглашение.
2.3. Автономность арбитражного соглашения: соглашение о передаче спора в арбитраж не зависит от заключения/незаключения, действительности/недействительности гражданско-правовой сделки, по поводу которой может возникнуть правовой спор.
2.4. «Компетенция-компетенция»: третейский суд самостоятельно разрешает вопрос о наличии/отсутствии у него компетенции по рассмотрению правового спора, переданного сторонами в арбитраж. При этом не исключается оспаривание в государственном суде постановления третейского суда о наличии у него компетенции.
2.5. Недопустимость пересмотра арбитражного решения государственным судом: законодательство допускает отмену арбитражного решения или выдачу исполнительного листа на принудительное исполнение арбитражного решения государственным судом. В этих случаях проверка законности арбитражного решения государственным судом ограничена: государственный суд не может проверять достаточность и правильность оценки доказательств третейским судом, а также правильность разрешения правового спора по существу.
3. Преимущества арбитража
3.1. Временное преимущество: судопроизводство в государственных судах допускает прохождение разных судебных инстанций при обжаловании судебных актов (производство в суде первой инстанции, апелляционной, кассационной
и надзорной инстанциях). Не исключается, что прохождение всех судебных инстанций может занять годы. Напротив, решения третейских судов в Российской Федерации не обжалуются в апелляционном порядке, что сокращает общий срок защиты нарушенного правового интереса. При этом арбитражные решения могут быть оспорены в государственном суде по ограниченному перечню оснований. Вместе с этим стороны арбитража, который администрирует постоянно действующее арбитражное учреждение (институционный арбитраж), могут договориться о том, что арбитражное решение нельзя будет оспорить в государственном суде (т. н. оговорка об окончательности арбитражного решения).
3.2. Юридическое преимущество: государственные суды связаны процессуальным законодательством. Напротив, законодательство об арбитраже устанавливает минимальные требования справедливого третейского разбирательства, а стороны могут договориться о многих правилах арбитража (месте разбирательства и слушаний, времени, конфиденциальности или открытости арбитража, кандидатуре арбитров, правилах производства).