Доступная среда в образовательной организации

Совместный проект Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева и «Областной газеты»

Крутья Инесса Владимировна
преподаватель кафедры земельного, градостроительного и экологического права Уральского государственного юридического университета имени В. Ф. Яковлева
Понятие «доступная среда» было сформулировано в российском законодательстве на основе положений Конвенции
о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006 г.). Конвенция была ратифицирована Российской Федерацией в 2012 году. Государство, ратифицирующее Конвенцию, обязано принимать надлежащие меры, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ко всем объектам и услугам, необходимым им в процессе жизнедеятельности. С учетом требований Конвенции доступная среда может определяться как физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей. Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.

Положения об организации доступности к объектам социальной инфраструктуры, в частности к образовательным организациям, содержатся в федеральных законах и подзаконных актах. Так, статья 79 Федерального закона
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержит требования о создании образовательными организациями специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения доступа в здания организаций и других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ. Требование о наличии условий для обучения лиц
с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов также содержатся в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном Правительством Российской Федерации от 18.09.2020 № 1490.
При выявлении нарушений в рамках осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением лицензиатом лицензионных требований возможно привлечение образовательной организации к административной ответственности в соответствии со статьей 19.20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Детализация условий доступности содержится в подзаконных актах. Так, приказами Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, устанавливающими требования к организации и осуществлению образовательной деятельности по основным и дополнительным образовательным программам различного уровня и вида, а также требования к наличию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов:

1) для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
— наличие альтернативной версии официального сайта организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для слабовидящих;
— размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
— присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
— обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
— обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-проводника, к зданию организации;

2) для лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
— дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения));
— обеспечение надлежащими звуковыми и визуальными средствами воспроизведения информации;

3) для лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся
в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров, наличие специальных кресел и других приспособлений).

Необходимо отметить, что нормативно-правовое регулирование организации доступной среды в образовательных организациях носит комплексный характер. Например, Градостроительный кодекс Российской Федерации содержит требования к органам власти по созданию условий инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья
к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, устанавливая данное требование одним из принципов, на которых основывается законодательство о градостроительной деятельности и изданные
в соответствии с ним нормативные правовые акты.

Содержание прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья включает также право на доступ
к информации о наличии специальных условий обучения в образовательных организациях. Так, в соответствии
с пунктом 13 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2021 № 1802 при размещении информации
о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности и о наличии общежития, интерната такая информация указывается, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая указание на обеспечение их доступа в здания образовательной организации и наличие для них специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования. Информация о наличии специальных условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должна быть размещена на официальном сайте каждой образовательной организации в специальном разделе «Сведения об образовательной организации» в подразделе «Доступная среда» (пункт 3 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831).

В рамках развития и совершенствования условий доступности, в том числе доступности освоения образовательных программ, на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются программы, содержащие мероприятия, целью которых является эффективное решение задач повышения качества жизни инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Программы содержат индикаторы и критерии достижения поставленных целей и рассчитаны на длительные периоды. Так, Постановлением Правительства Свердловской области от 22.01.2014 № 23-ПП (в редакции от 21.12.2023 г.) на период 2014–2025 гг. была утверждена Комплексная программа Свердловской области «Доступная среда». Среди целевых показателей (индикаторов) программы — увеличение доли объектов социальной инфраструктуры, на которых сформированы условия доступности до 100% к концу 2025 года.

Алексей Вихарев организовал праздники во дворах на Эльмаше

Депутат Алексей Вихарев по просьбе жителей провел праздники во дворах на Эльмаше. На этой неделе развлекательные программы для...

Точная диагностика: электромиограф на службе здоровья в ЦГКБ №3

Около десятка единиц нового медицинского оборудования, приобретенного по программе модернизации первичного звена, екатеринбургская Центральная городская...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также