доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры судебной деятельности и уголовного процесса Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
Федеральный закон от 23 марта 2024 г. № 64-ФЗ внес изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации (далее соответственно УК РФ и УПК РФ), установив механизм освобождения от уголовной ответственности и прекращения уголовного преследования лиц, мобилизованных в ряды Вооруженных сил Российской Федерации для участия в боевых действиях (статья 78.1 УК РФ, статья 28.2 УПК РФ). Принятие данных норм явилось естественным шагом проявления со стороны государства заботы о защитниках Родины и установления для них дополнительных гарантий.
Категории лиц, освобождаемых от уголовной ответственности, перечислены в статье 78.1 УК РФ и статье 28.2 УПК РФ:
1) призванные на военную службу в Вооруженные силы Российской Федерации;
2) заключившие контракт о прохождении военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации;
3) совершившие преступления в период прохождения военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации.
Обязательным условием применения указанных норм уголовного и уголовно-процессуального закона является указанный в законе период (время): а) мобилизация; б) военное положение; в) военное время.
Мобилизация — это комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Мобилизация может быть общей или частичной. Мобилизация объявляется Президентом Российской Федерации, который своим указом определяет объем мобилизационных мероприятий, в том числе категории подлежащих мобилизации граждан (часть 2 статьи 1, пункт 6 части 1 статьи 4 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).
Военное положение — это особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, в целях создания условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.
Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, устанавливаемых указом Президента Российской Федерации о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения (части 1, 2, 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»).
Военное время — это время с момента объявления федеральным законом состояния войны или фактического начала военных действий до момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения (статья 18 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»).
Основания освобождения от уголовной ответственности перечислены в статье 78.1 УК РФ, статье 28.2 УПК РФ:
1. Награждение государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы. По смыслу закона, речь может идти как о наградах, присвоенных непосредственно за участие в боевых действиях, так и об иных наградах за заслуги лица (например, за действия в период несения службы по спасению других граждан от пожара).
2. Увольнение с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «а», «в» и «о» Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»:
а) достижение предельного возраста пребывания на военной службе, установленного статьей 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»;
б) признание лица военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 36 и подпунктом «а» пункта 1 статьи 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», предоставляющих лицам право по их желанию продолжить военную службу даже при наличии соответствующих заболеваний на воинских должностях, которые могут замещаться лицами с данными заболеваниями);
в) окончание периода мобилизации, отмена (прекращение действия) военного положения и (или) истечение военного времени.
Основания прекращения уголовного дела являются самостоятельными и не зависящими друг от друга. Это означает, что решение о прекращении уголовного преследования может приниматься как при совокупности указанных в законе обстоятельств (награждение государственной наградой и увольнение с военной службы), так и при наличии только одного из данных обстоятельств.
При этом освобождение от уголовной ответственности и прекращение уголовного преследования не распространяется на лиц, совершивших преступления, перечень которых закреплен в части 1 статьи 78.1 УК РФ (в него входят половые преступления против несовершеннолетних, а также ряд других составов преступлений, связанных с контрабандой, терроризмом, захватом заложников, созданием организованных преступных формирований, бандитизмом, захватом воздушных судов, незаконным проникновением на охраняемые объекты, направленных против государственной власти). Перечень составов преступлений, по которым прекращение уголовного преследования не допускается, является исчерпывающим. Это означает, что в отношении обвиняемых и подозреваемых по всем другим преступным деяниям, в том числе тяжким и особо тяжким, уголовное преследование может быть прекращено.
Обязательным процессуальным условием прекращения уголовного преследования является то, что лицо, в отношении которого решается соответствующий вопрос, должно иметь в уголовном деле статус подозреваемого и обвиняемого. Наделение субъекта данными статусами осуществляется в результате составления следователем (дознавателем) предусмотренных УПК РФ процессуальных документов (постановление о привлечении в качестве обвиняемого, уведомление о подозрении и т. п.) в которых содержится детальное описание инкриминируемого лицу деяния
и квалификация содеянного по конкретной норме УК РФ. Присвоение лицу статуса подозреваемого или обвиняемого,
с одной стороны, констатирует наличие у органов предварительного расследования доказательств реальной причастности лица к преступлению, а с другой стороны, определяет объем уголовного преследования (его осуществление за то преступление, по которому возможно прекращение уголовного дела).
После зачисления обвиняемого (подозреваемого) на военную службу в результате мобилизации командование воинской части ходатайствует перед следователем (дознавателем), расследующим уголовного дело, о приостановлении предварительного расследования по делу (часть 1.1 статьи 119, часть 9 статьи 208 УПК РФ).
Порядок взаимодействия и обмена информацией о поведении военнослужащего между командованием воинской части и органом предварительного следствия и дознания должен определяться межведомственным подзаконным актом Министерства обороны РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, МВД России
и ФСБ России, принятие которого подразумевается в ближайшее время.
При возникновении обстоятельств, являющихся основанием для прекращения уголовного дела, уполномоченные органы обязаны передать официальную информацию о соответствующих фактах следователю (дознавателю).
Следователь (дознаватель) после получения указанных сведений выносит постановление о прекращении уголовного преследования. Постановление следователя должно быть согласовано с руководителем следственного органа, постановление дознавателя с прокурором (часть 1 статьи 28.2 УПК РФ).
Основание прекращения уголовного преследования, закрепленное в статье 78.1 УК РФ и статье 28.2 УПК РФ, является нереабилитирующим. Прекращение уголовного преследования производится не потому, что лицо не совершало преступления, а в силу наличия предусмотренных законом обстоятельств процедурного характера. Поэтому следователь (дознаватель) обязан разъяснить обвиняемому (подозреваемому) смысл и содержание основания прекращения уголовного дела и выяснить, согласен ли он с прекращением уголовного преследования по данному основанию (часть 2 статьи 28.2 УПК РФ). При нахождении обвиняемого (подозреваемого) в зоне боевых действий разъяснение названных обстоятельств осуществляется по поручению следователя (дознавателя) командованием воинской части, в которой лицо проходит службу (часть 2 статьи 28.2 УПК РФ).
В случае согласия обвиняемого (подозреваемого) на прекращение уголовного преследования данное решение считается принятым. Прекращение уголовного дела, даже по нереабилитирующему основанию, не означает признание лица виновным в совершении преступления в том смысле, в каком этот термин употребляется применительно к вынесению обвинительного приговора. Вместе с тем на обвиняемого (подозреваемого), уголовное преследование в отношении которого прекращено на основании статьи 78.1 УК РФ и статьи 28.2 УПК РФ, может быть обращено взыскание сумм по гражданскому иску, заявленному потерпевшим. Поскольку уголовное дело прекращается, гражданский иск рассматривается не вместе с уголовным делом, а заявляется потерпевшим отдельно,
в рамках гражданского судопроизводства.
Если обвиняемый (подозреваемый) не согласен с прекращением уголовного преследования на основании статьи 78.1 УК РФ и статьи 28.2 УПК РФ, а настаивает на прекращении дела по другим основаниям, полностью реабилитирующим его, производство по уголовному делу продолжается в общем порядке, вплоть до направления дела в суд для рассмотрения по существу (часть 3 статьи 28.2 УПК РФ).
Категории лиц, освобождаемых от уголовной ответственности, перечислены в статье 78.1 УК РФ и статье 28.2 УПК РФ:
1) призванные на военную службу в Вооруженные силы Российской Федерации;
2) заключившие контракт о прохождении военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации;
3) совершившие преступления в период прохождения военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации.
Обязательным условием применения указанных норм уголовного и уголовно-процессуального закона является указанный в законе период (время): а) мобилизация; б) военное положение; в) военное время.
Мобилизация — это комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Мобилизация может быть общей или частичной. Мобилизация объявляется Президентом Российской Федерации, который своим указом определяет объем мобилизационных мероприятий, в том числе категории подлежащих мобилизации граждан (часть 2 статьи 1, пункт 6 части 1 статьи 4 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).
Военное положение — это особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, в целях создания условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.
Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, устанавливаемых указом Президента Российской Федерации о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения (части 1, 2, 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»).
Военное время — это время с момента объявления федеральным законом состояния войны или фактического начала военных действий до момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения (статья 18 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»).
Основания освобождения от уголовной ответственности перечислены в статье 78.1 УК РФ, статье 28.2 УПК РФ:
1. Награждение государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы. По смыслу закона, речь может идти как о наградах, присвоенных непосредственно за участие в боевых действиях, так и об иных наградах за заслуги лица (например, за действия в период несения службы по спасению других граждан от пожара).
2. Увольнение с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «а», «в» и «о» Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»:
а) достижение предельного возраста пребывания на военной службе, установленного статьей 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»;
б) признание лица военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 36 и подпунктом «а» пункта 1 статьи 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», предоставляющих лицам право по их желанию продолжить военную службу даже при наличии соответствующих заболеваний на воинских должностях, которые могут замещаться лицами с данными заболеваниями);
в) окончание периода мобилизации, отмена (прекращение действия) военного положения и (или) истечение военного времени.
Основания прекращения уголовного дела являются самостоятельными и не зависящими друг от друга. Это означает, что решение о прекращении уголовного преследования может приниматься как при совокупности указанных в законе обстоятельств (награждение государственной наградой и увольнение с военной службы), так и при наличии только одного из данных обстоятельств.
При этом освобождение от уголовной ответственности и прекращение уголовного преследования не распространяется на лиц, совершивших преступления, перечень которых закреплен в части 1 статьи 78.1 УК РФ (в него входят половые преступления против несовершеннолетних, а также ряд других составов преступлений, связанных с контрабандой, терроризмом, захватом заложников, созданием организованных преступных формирований, бандитизмом, захватом воздушных судов, незаконным проникновением на охраняемые объекты, направленных против государственной власти). Перечень составов преступлений, по которым прекращение уголовного преследования не допускается, является исчерпывающим. Это означает, что в отношении обвиняемых и подозреваемых по всем другим преступным деяниям, в том числе тяжким и особо тяжким, уголовное преследование может быть прекращено.
Обязательным процессуальным условием прекращения уголовного преследования является то, что лицо, в отношении которого решается соответствующий вопрос, должно иметь в уголовном деле статус подозреваемого и обвиняемого. Наделение субъекта данными статусами осуществляется в результате составления следователем (дознавателем) предусмотренных УПК РФ процессуальных документов (постановление о привлечении в качестве обвиняемого, уведомление о подозрении и т. п.) в которых содержится детальное описание инкриминируемого лицу деяния
и квалификация содеянного по конкретной норме УК РФ. Присвоение лицу статуса подозреваемого или обвиняемого,
с одной стороны, констатирует наличие у органов предварительного расследования доказательств реальной причастности лица к преступлению, а с другой стороны, определяет объем уголовного преследования (его осуществление за то преступление, по которому возможно прекращение уголовного дела).
После зачисления обвиняемого (подозреваемого) на военную службу в результате мобилизации командование воинской части ходатайствует перед следователем (дознавателем), расследующим уголовного дело, о приостановлении предварительного расследования по делу (часть 1.1 статьи 119, часть 9 статьи 208 УПК РФ).
Порядок взаимодействия и обмена информацией о поведении военнослужащего между командованием воинской части и органом предварительного следствия и дознания должен определяться межведомственным подзаконным актом Министерства обороны РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, МВД России
и ФСБ России, принятие которого подразумевается в ближайшее время.
При возникновении обстоятельств, являющихся основанием для прекращения уголовного дела, уполномоченные органы обязаны передать официальную информацию о соответствующих фактах следователю (дознавателю).
Следователь (дознаватель) после получения указанных сведений выносит постановление о прекращении уголовного преследования. Постановление следователя должно быть согласовано с руководителем следственного органа, постановление дознавателя с прокурором (часть 1 статьи 28.2 УПК РФ).
Основание прекращения уголовного преследования, закрепленное в статье 78.1 УК РФ и статье 28.2 УПК РФ, является нереабилитирующим. Прекращение уголовного преследования производится не потому, что лицо не совершало преступления, а в силу наличия предусмотренных законом обстоятельств процедурного характера. Поэтому следователь (дознаватель) обязан разъяснить обвиняемому (подозреваемому) смысл и содержание основания прекращения уголовного дела и выяснить, согласен ли он с прекращением уголовного преследования по данному основанию (часть 2 статьи 28.2 УПК РФ). При нахождении обвиняемого (подозреваемого) в зоне боевых действий разъяснение названных обстоятельств осуществляется по поручению следователя (дознавателя) командованием воинской части, в которой лицо проходит службу (часть 2 статьи 28.2 УПК РФ).
В случае согласия обвиняемого (подозреваемого) на прекращение уголовного преследования данное решение считается принятым. Прекращение уголовного дела, даже по нереабилитирующему основанию, не означает признание лица виновным в совершении преступления в том смысле, в каком этот термин употребляется применительно к вынесению обвинительного приговора. Вместе с тем на обвиняемого (подозреваемого), уголовное преследование в отношении которого прекращено на основании статьи 78.1 УК РФ и статьи 28.2 УПК РФ, может быть обращено взыскание сумм по гражданскому иску, заявленному потерпевшим. Поскольку уголовное дело прекращается, гражданский иск рассматривается не вместе с уголовным делом, а заявляется потерпевшим отдельно,
в рамках гражданского судопроизводства.
Если обвиняемый (подозреваемый) не согласен с прекращением уголовного преследования на основании статьи 78.1 УК РФ и статьи 28.2 УПК РФ, а настаивает на прекращении дела по другим основаниям, полностью реабилитирующим его, производство по уголовному делу продолжается в общем порядке, вплоть до направления дела в суд для рассмотрения по существу (часть 3 статьи 28.2 УПК РФ).